Разработка урока литературы по повести А.с.Пушкина Барышня — крестьянка (8 класс)


Предмет: русская литература
Класс: 8
Тема: Портрет в повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»
Цель: научиться видеть роль портрета в раскрытии образов главных героев
Задачи: развивать навыки работы с текстом; умение составлять по опорным словам портрет персонажа; развивать исследовательскую, коммуникативную культуру учащихся; содействовать воспитанию культуры поведения, уважения к чужому мнению.
Ожидаемый результат: Совершенствуют навыки работы с текстом; научатся составлять портретные характеристики героев
Тип урока: Урок внеклассного чтения
Формы работы: групповая, парная, фронтальная
Методы и приемы словесный, частично – поисковый, практический, наглядный, исследовательский, творческий
Применяемые технологии: технология развития критического мышления, технология сотрудничества, ИКТ.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, текст произведения «Барышня – крестьянка», презентация, оформление доски, листы А-3 на группу, раздаточный материал, оценочный лист на каждого, распечатанные дополнительные вопросы на группу, музыка Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
Ход урока:
Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
44640506203315Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какая сегодня за окном солнечная погода! Совсем скоро наступит долгожданная весна, появятся первые цветы… Подойдите, пожалуйста, ко мне, выберите понравившийся «букет». Я люблю тюльпаны и возьму букет из них. (приложение 1)
Давайте ответим на вопросы на обратной стороне букета.
Спасибо всем за ваши пожелания; надеюсь, что наш урок пройдет успешно.
А сейчас подойдите к столу и возьмите одну карточку (на обратной стороне фамилии героев повести)
(приложение 2)
Деление на группы.
- Сегодня на уроке мы поговорим о повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка», вошедшей в цикл повестей, которые называются «Повести Белкина». (слайд 1)
- Работать сегодня мы будем в парах, в группах, а также коллективно обсуждать какие – либо вопросы.
Вспомним правила работы в группе и в паре:
Памятка "Правила работы в группе и в паре". (таблица висит на доске) (приложение № 3). righttop
1. Каждый, работая над своим вопросом, отвечает за свой участок работы и за общее дело.
2. Каждый имеет право на свободный обмен мнениями.
3. Каждый уважает мнение каждого.
4. Каждый проявляет терпимость к критике.
5. В паре: Ты в ответе за него. Он – за тебя.
В группе: один – за всех и все - за одного.
Перед вами оценочные листы, на которых вы работаете в течение урока.
(приложение 4)
Вызов.
Тема нашего урока « Портрет в повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» (слайд 2) Эпиграф нашего урока «Во всех ты, Душенька, нарядах хороша» (слайд 3)
Какую цель вы поставите к нашему уроку, какие задачи сегодня на уроке нам с вами нужно будет решить? (слайд 4)
- Пушкин показывает жизнь такой, какой она была в то время, ничего не выдумывая, не украшая её. Он рассказывает о жизни разных классов и сословий русского общества: о мелких чиновниках, о городской бедноте, о провинциальном дворянстве. Что вы знаете о первой половине 19 века? Что это было за время?
Словарная работа
Крепостное право, существует два класса: дворянство и крестьяне.
Что такое дворянство? Крепостничество?
Кто такие крестьяне?
(слайд 5. 6)
Осмысление.
А сейчас проведём проверочную работу на знание текста.
Мозговой штурм
1.Название деревеньки, где находилось имение Муромских (Прилучино)
2. Название деревеньки, где находилось имение Берестовых (Тугилово)
3.Как обыкновенно звал свою дочь Григорий Иванович? (Бетси)
4.Какое имя выбрала для себя Лиза, переодевшись крестьянкой? (Акулина)
5.Чьей дочерью была настоящая Акулина? (Кузнеца Василия)
6.Во что играл Алексей Берестов с крестьянками? (В горелки)
7.Как звали собаку Алексея? (Сбогар)
8.Что было изображено на перстне Алексея? (Мёртвая голова)
9.Как звали гувернантку Лизы? (Мисс Жаксон)
10.Сколько лет было Лизе? (17)
11.Кто из помещиков был англоманом? (Г.П.Муромский)
- Что обозначает слово англоман?
АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Герои повести.
- Поговорим, о героях. На какие 2 группы можно разделить всех главных героев?
45065952627630Составление и защита постера righttop
1 группа – Берестов
2 группа - Муромский
3 группа – Алексей
4 группа – Лиза
(пара учащихся от каждой группы подходит к общему столу, выбираетrighttop из перечисленного материала нужное и наклеивает на лист А-3)
(приложение 5)
С целью релаксации во время выполнения задания звучит музыка Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь».
Дополнительные вопросы: (слайд 7)
(отвечают ученики 1 и 2 группы)
- Каковы отношения между Муромским и Берестовым ? Найдите подтверждение из текста.
- Как реагировал Муромский? Найдите подтверждение из текста.
Объясните значение слов «англоман»? «зоил»?
Вывод: пред нами типичные помещики того времени: один – настоящий хозяин своего поместья; другой – оригинал, живущий на иностранный манер. Оба типа помещиков характерны для поместного дворянства того времени, а описание уклада их жизни – позволяет познакомиться с миром русской усадьбы
Дополнительные вопросы: (слайд 9)
(отвечают ученики 3 и 4 группы)
- Так каковы взаимоотношения между молодыми людьми?
- Какая-то тайная любовь? Но ощущаете ли вы иронию автора? Что здесь не соответствует стилю любовной драмы?
- Как представлена Лиза в повести?
Так, как же происходит первое свидание между Лизой – Акулиной и Алексеем?
«Первая встреча Лизы-Акулины и Алексея в лесу»
(слайд 10)
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ГРУПП:
- Как дальше развиваются отношения?
-Что привлекает Алексея в Акулине?
- Перед нами как будто классический сюжет: враждующие родители – влюбленные дети. Трагедия неизбежна?!
- Как развиваются отношения между родителями?
- Что придумала Лиза, чтобы не быть узнанной?
Работа с текстом.
Выразительное чтение сцены
«В гостях у Муромских»: (слайд 11)
Каково поведение Лизы
Жеманность? (отсутствие простоты)
Что не понравилось Алексею в Лизе?
Почему Алексей решился объясниться с Лизой? На что он был готов ради Акулины?
Закрепление.
Алексей готов был жениться на крестьянке!
- Итак, любимая Акулина и непривлекательная Лиза - одна и та же девушка. Теперь герои могут не скрывать своих чувств. Повесть заканчивается счастливо.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ГРУПП:
- Что хотел сказать Пушкин таким приемом, как раздвоение героини?
Что хотел подчеркнуть автор в своих героинях?
Соотнесите с эпиграфом: «Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.
- Можно ли через внешний портрет героя увидеть его внутренний мир?
- Почему автор одаривает своих героев счастьем?
- Почему они этого заслуживают?
- Что ценит автор в человеке?

Повторение.
Художественные особенности повести
«Описания природы, роль пейзажа в повести»
Дать определение слову «пейзаж».
Что делает повесть такой лиричной, светлой?
Что добавляет повествованию это описание? (слайд11)
Какова роль природы?
А также помогает передать настроение героини, настроение «младенческой веселости», создать образ героини
Рефлексия.
Творческая работа «Чему учит нас повесть?»(слайд 13)
Вывод: Повесть учит, что главные ценности в человеке: простота, ум, живость, верность чувствам, доброта. Только тогда человек имеет право на счастье
Эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красоте природы (слайд 14)
Интересно ли было читать это произведение? Кто из героев повести понравился больше всех?
Оценивание.
Заполните оценочные листы по критериям (приложение № 4).
Две звезды, одно пожелание.
Напишите свои пожелания на стикерах – сердечках и наклейте их на большое сердце. righttop
Домашнее задание.
Домашнее задание: подготовить биографию Н.В.Гоголя.