Презентация по литературе на тему: Поэма Н.А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо


Презентация по литературе к уроку: «Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Нечипоренко Л.Н. Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства ПОЭМА - лиро-эпический жанр большого объема. ЭПОПЕЯ - художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа КОМПОЗИЦИЯ«календарная» «Пролог» - весна (птицы вьют гнёзда, кукует кукушка)‏«Поп» - «А время уж нераннее,подходит месяц май»«Сельская ярмонка» - «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась» (9 мая по старому стилю)‏«Последыш» - «Петровки.Время жаркое. В разгаре сенокос»(12 июля)‏ «Пир на весь мир» - сенокос кончается (ранняя осень)‏«Крестьянка» - жатва Задуманная петербургская часть должна была происходить в зимнее время ( Подтянутая губернияТерпигорев уездПустопорожняя волость Зрелище бедствий народныхНевыносимо, мой друг!... Н.А.Некрасов Названия губерний, уездов,волостей, деревень говорят о бедственном положении народа ЗаплатовоРазутовоГорелово ДырявиноЗнобишиноНеелово(Неурожайка)‏ село Кузьминское«Сельская ярмонка» Вахлаки «Последыш» Наготино Клин«Крестьянка» «Пир на весьмир» 1. Сколько мужиков сошлись на «столбовой дороженьке»?2. О чём затеяли спор?3. Какие сказочные помощники появляются в «Прологе»? Как в дальнейшем они будут помогать странникам?4. Какой зарок дали крестьяне? За спором мужики не замечают, что дали крюк в тридцать вёрст. Домой возвращаться поздно, мужики разводят костёр и за водкой продолжают спор, который перерастает в драку. Но и драка непомогает разрешить волнующий вопрос. Решение находится неожиданно: один из мужиков,Пахом, ловит птенца пеночки. Чтобы освободить птенчика, пеночка рассказывает мужикам, где найти скатерть самобранную. Теперь мужики обес-печены хлебушком, водкой, огурчиками, квасом ичаем. Да к тому же скатерть самобранная будетчинить и стирать их одежду! 1.Помещик +2.Чиновник3.Священник (поп) +4.Купец5.Вельможа6.Министр7.Царь Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?Какие фольклорные элементы можно заметить в главе? Счастье - «покой, богатство, честь»1.Покой: «как достаётся грамота поповскому сынку», «болящий, умирающий, рождающийся в мир не избирают времени», «Зимой, в морозы лютые, и половодье вешнее иди — куда зовут!»«Нет сердца, выносящего без некоеготрепета предсмертное хрипение,надгробное рыдание, сиротскую печаль» Покой — жизнь без душевных затрат без занятий — хлопотливых, хотя и нужных другим 2.Почёт: «Кого вы называете породой жеребячьею?»«О ком слагаете вы сказки балагурные, и песни непристойные,и всякую хулу?»«Мать-попадью степенную, Попову дочь безвинную, Семинариста всякого - Как чествуете вы?Кому вдогон, как мерину,Кричите: «го-го-го» Честь — желание всеобщего уважения Богатство: в прошлом, когда господа былибогаты и щедро платили за службу во времярождения, крестин, свадеб и похорон, священникам жилось хорошо.«Плодилися и множились И нам давали жить...»Теперь время не то - приношения народа попу очень скромны: «...мирские гривенки,Да пироги по праздникам,Да яйца о Святой»С такого не разбогатеешь.«...не брать, так нечем жить»Богатство — мечта о богатствах, полученных в «подарок» Некрасовский поп вызывает симпатию. Этонеглупый, незлой, ответственный человек.Труд его нелёгок и беспокоен, а вознаграждение бывает мизерным.Может ли Некрасов сочувствовать этому сословию?Возможно, в среде простого духовенствабыло немало честных, добросовестных,и образованных людей. Своим словомони и просвещали, и лечили Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какова его композиционная роль в главе?Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке «лавочки с картинками и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению? В начале главы — весенний пейзаж, каким еговидит крестьянин Это образ земли, лишённый жизни, - «зелени нитравки, ни листа», «лежит под небом пасмурным,«как мертвец без савана», «печальна и нага».Пейзаж рождает ощущение крестьянской обездолен-ности,горя. Некрасов стремится датьчитателю полные сведения о русском народе, о тех процессах, которые происходили в духовной жизни крестьянства после реформы 1861 года. Картина 1.Богатство красок(пестро, красно кругом; рубахи всех цветов, платья красные;косы с лентами). Безудержная весёлость,жизнерадостность, царящие на ярмарке(«играет солнце вешнее, хмельно, горласто,празднично»)‏Картина 2. Глаголы: шумит, поёт, ругается,качается, валяется...- передают поведениенарода на празднике; сравнения( не ветрывоют буйные, не мать-земля колышется)‏заставляют почувствовать размах, удаль,силу молодецкую, проявляющуюся даже в гульбе. Картина 3. Художественные детали (песняхором грянула, согласная, складная, и катится она «широко», «вольно») говорят о талантливости, чуткости и душевной силенарода.Картина 4. Крестьянин Вавила - Павлуша ВеретенниковКартина 5.Веселье переходит в ничем не сдерживаемое пьянствоВывод:Сознание народное сложное и противоречивое. Это народ — труженик, талантливый,чуткий, умный.Но и:невежественный, тёмный, смиренный, пьющий народ Яким НагойВ деревне БосовеЯким Нагой живёт, Он до смерти работает, До полусмерти пьёт!-так определяет себя сам персонаж.В поэме ему доверено выступить в защиту народа от имени народа.Живёт — с сохою возится,А смерть придёт Якимушке — Как ком земли отвалится,Что на сохе присох......у глаз , у рта Излучины, как трещиныНа высохшей земле......шея бурая,Как пласт, сохой отрезанный,Кирпичное лицо.В образе неразделимость человека и природы, единство труженка с землёй. Биография Якима не совсем типична для крестьянина, богата событиями:Яким, старик убогонький,Живал когда-то в Питере,Да угодил в тюрьму:С купцом тягаться вздумалось!Как липочка ободранный,Вернулся он на родинуИ за соху взялся.Во время пожара большей части своего добра,поскольку первым делом бросился спасать картиночки, которые купил для своего сына:И сам не меньше мальчикаЛюбил на них глядеть.Однако и в новом доме герой принимается за старое: покупает новые картинки. Бесчисленные невзгоды лишь укрепляют еготвёрдую жизненную позицию. В главе «Пьяная ночь» Яким Нагой произносит монолог. гдеего убеждения сформулированы предельно отчётливо: каторжный труд, результаты которого достаются трём дольщикам(Богу,царю и господину), а подчас и вовсе уничтожаюся пожаром; бедствия, нищета – всем этим оправдываеся мужицкое пьянство. Глава «Счастливые» Мужики не теряют надежды найти людей,которым живётся веселона Руси. Но даже за обещание даром поитьсчастливцев им не удаётся найти таковых.Ради дармовой выпивкисчастливцами готовы объявить себя и надорвавшийся работник, и разбитый параличом бывший дворовый человек, сорок лет лизавший у барина тарелки с лучшим французским трюфелем, и даже оборванные нищие. 1. Дьячок уволенный Счастье В благодушестве…Коль обогреет солнышкоДа пропущу косушечку 2. Старуха старая Счастье Что у нее по осениРодилось реп до тысячиНа небольшой гряде 3. Солдат с медалями Счастье В двадцати сражениях Я был, а не убит!Ходил ни сыт, ни голоден,А смерти не дался!За провинности нещадно бит, А хоть пощупай – жив! 4. Каменотес-олончанин Счастье Коли проснусь до солнышкаДа разогнусь к полуночиТак гору сокрушу! 5. Мужик с одышкою Счастье … по счастиюИ я добрел на родину,..И легче стало мне 6. Дворовый человек Счастье Я был любимый раб,Жена – раба любимая 7. Крестьянин-белорус Счастье А счастье наше в хлебушке:Жую – не нажуюсь 8. Мужик со скулой свороченной Счастье Троих моих товарищейСломали мишуки,А я живу, бог милостив! 9. Оборванные нищие Счастье Нас у порога лавочникВстречает с подаянием ВЫВОД Эй, счастие мужицкое!Дырявое с заплатами,Горбатое с мозолями.. Реальный прототип этого персонажа - крестьянин А.Д.Потанин (1797 — 1853), управляющий по доверенности имением графиниОрловой, которое называли Одоевщиной ( по фамилии бывших владельцев — князейОдоевских), а крестьяне перекрестили вАдовщину.Потанин прославился необычайной справедливостью.Некрасовский Гирин своей честностью стал известен односельчанам ещё в те пять лет,что служил писарем в контореХудую совесть надобно -Крестьянину с крестьянинаКопейку вымогать. Особенно стал люб народу, когда взял в арендумельницу. Когда же мельницу решили продать,Гирин выиграл торги, но у него не оказалосьденег внести задаток. И тогда «чудо сотворилося»: Гирна выручили крестьяне, к которым он обратился за помощью.Крестьянство раскошелилось,Несут Ермилу денежки,Дают, кто чем богат.Через неделю времениЕрмил на этой площади Рассчитывал народ.