Презентация на тему Формирование умения самостоятельной работы с учебником


Формирование умения самостоятельной работы с учебникомПрезентацию подготовилаучитель МБОУ СОШ №6Г. Волжского Волгоградской областиАрсентьева И.А.2015 Формирование умений самостоятельной работы с учебникомЧто должен уметь современный человек?●самостоятельно приобретать и пополнять свои знания●интегрировать большой объем информации в виде опорных схем Формирование умений самостоятельной работы с учебникомОдна из важнейших задач обучения -Приучить ребенка самостоятельно приобретать знанияПри реализации этой задачи:●обеспечивается эффективное усвоение знаний●развитие умственных способностей●развитие познавательной активности●…самостоятельности●…трудолюбия●… Формирование умений самостоятельной работы с учебникомУчебник – первая научная книга =>одна из приоритетных задач учителя– научить правильно работать с учебником:1 – Ориентироваться в учебнике: (на первом уроке)●ознакомить учащихся со структурой учебника● порядком расположения в нем материала, рисунков, таблиц ….● способами выделения в тексте главного и второстепенного материала● рассказать каким бывает шрифт и с какой целью используются его различные виды● показать ученикам описание лабораторных опытов и практических занятий, периодическую систему, таблицу растворимости, ряд активности металлов● указать условные обозначения ……… Формирование умений самостоятельной работы с учебником2. Целесообразно:а) Вычленить для учащихся основные задачи чтения:● уяснить для себя прочитанный материал● продумать прочитанное● сделать необходимые для памяти выписки: опорный конспект, схему, малое графическое пособие…..● дать себе отчет в том, что нового я узнал....ученики должны знать, что в процессе чтения необходимо:● размышлять● обдумывать● выделять и запоминать основные мысли автора● включать новый материал в систему ранее приобретенных знаний Формирование умений самостоятельной работы с учебникомб) убедить учеников в том, что они должны выработать навык быстрого чтения:● увеличивается объем полученной информации● обеспечивается ее полноценное смысловое усвоение и запоминание Формирование умений самостоятельной работы с учебникомв) рекомендовать учащимся пользоваться и быстрым и медленным приемами чтения в зависимости от характера изучаемого материала и цели, которую ставит перед собой ученик.Можно читать параграф два раза:-первый раз медленно – для того, чтобы хорошо понять и усвоить материал-второй раз быстро или наоборот-первый раз читать параграф быстро, чтобы ознакомиться с текстом-второй – медленно – для изучения и запоминания Формирование умений самостоятельной работы с учебникомг) Познакомить учащихся с типами химических текстов ↓ ↓ ↓ ↓теоретические описательные производственного смешанные содержанияРекомендация –зачитать несколько небольших текстов, относящихся к каждому из указанных типов-выделить единую структуру, соответствующую для каждого из них Формирование умений самостоятельной работы с учебникомд) Научить составлять опорный конспект ( специальное занятие)Последовательность действий при составлении опорного конспекта:1.Внимательно прочитать текст2. Мысленно разделить текст на логически законченные части3. Определить о чем говориться в каждой части, выделить главное4. Выделить трудные места в каждой части и разобраться в них5. Записать, кратко, содержание каждой части, включая описание опытов и уравнения реакций (уравнения следует составлять самостоятельно и сравнивать с приведенными в учебнике)6.Правила, законы, выводы записать полностью и подчеркнуть7.В конспекте могут быть схемы, диаграммы, таблицы, выписанные из текста или составленные самостоятельно на основании прочитанного. Формирование умений самостоятельной работы с учебникомТрудности, с которыми встречаются учащиеся, при самостоятельной работе с книгой:● трудности в ориентации в теоретическом содержании текста● трудности анализа текста, деления на логически законченные части, соотнесения главного и второстепенного● трудности синтеза отдельных теоретических положений и фактических данных, результатов опытов в единую систему Формирование умений самостоятельной работы с учебникомСпасибо за внимание! Формирование умений самостоятельной работы с учебником