Поисковые запросы. Поиск информации в Интернете


Конспект урока по информатике на тему «Поисковые запросы. Поиск информации в Интернете»
Класс: 7-8
Тип урока: «Комбинированный урок» 
Цель урока: научиться осуществлять поиск информации в сети Интернет и познакомиться с правилами составления поисковых запросов.
Задачи:
1) обобщение и систематизация представлений учащихся о WWW;
2) систематизация информации о способах поиска информации в сети Интернет;
3) знакомство с принципом работы поисковых систем;
4) знакомство с правилами составления поисковых запросов.
Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
Сегодняшнее занятие мне хотелось бы начать стихами
В современной нашей формации
Не прожить нам без информации.
Информацию я встречу, даже если не хочу,
В школе, дома, на прогулке ее везде я получу.
Даже если ты не хочешь ее в школе добывать,
Пообщаешься с друзьями – знаешь их уже на «пять»,
Информация – подруга, информация – сестра,
Без тебя нам будет туго, а с тобою жизнь светла!
Информация повсюду в общем доступе лежит,
Стать всезнайкой очень просто – только руку протяни.
О чем это стихотворение?
Предположительные ответы учеников: О том, что мы получаем каждый день огромное количество информации.
Что является источником информации?
Люди, книги, телевидение, Интернет.
Одним из источников информации вы назвали Интернет.  
3. Постановка целей и задач урока.
Интернет предоставляет пользователю доступ к серверам и Веб- страницам, на котором хранится огромное количество   информации
Тема нашего урока: «Поисковые запросы. Поиск информации в Интернете».
Цель нашего урока: научиться осуществлять поиск информации в сети Интернет и познакомиться с правилами составления поисковых запросов.
Актуализация знаний. Для быстрого поиска информации в Интернете используют поисковые запросы. Поисковый запрос – это набор ключевых слов, соединенных знаками логических операций И, ИЛИ, НЕ.
Операция «И» (&) обозначает одновременное присутствие ключевых слов в искомых документах, а потому уменьшает количество найденной информации. Чем больше ключевых слов соединены операцией «И», тем меньше количество найденной информации. И наоборот, операция «ИЛИ» (|) обозначает присутствие хотя бы одного ключевого слова в искомых документах, а потому увеличивает количество найденной информации.
Перед вами лежат карточки с индивидуальными заданиями. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке возрастания или убывания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу. На выполнение задания 3 минуты. (Приложение 1)
Проверка заданий с использованием презентации.
Объяснение нового материала. Работая в сети, необходимо быстро ориентироваться в имеющемся объеме информации. 
Для поиска информации используются в основном три основных типа:
Указание адреса страницы;
Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ. 
Перемещение по гипертекстовым ссылкам;
Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.
Обращение к поисковой системе.
Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru) иRambler (rambler.ru).
Поисковая система предоставляет возможность поиска информации в Интернете. 
Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины.
Во время практической работы мы поработаем со всеми типами поиска.
На сегодняшнем уроке мы научимся подсчитывать количество страниц по запросу.
Задание 1.
Запрос Кол-во страниц
Шоколад|конфета 15000
Шоколад&конфета 8000
Конфета 12000
Необходимо вычислить количество страниц Шоколада.
Вносим необходимые обозначения на схему: По условию задачи: I + II + III = 15000, (1) II = 8000, (2) II + III = 12000 (3). Из равенств (1) и (3) следует, что I = 3000. (4). Из равенств (2) и (4) получаем: I +II = 11000 Ответ: 11000.
Задание 2.
Запрос Кол-во страниц
Зубр&тур 5000
Зубр 18000
Тур 12000
Зубр|тур
По условию задачи: II = 5000, I + II = 18000, II + III = 12000/ Нужно найти: I + II +III. I + II +III. = (I + II) + (II + III) – II = 18000 + 12000 – 5000 = 25000. Ответ: 25000.
Практическая часть урока. В практической части урока ребята выполняют работу по поиску информации во Всемирной паутине. Особое внимание уделяется приемам сохранения для индивидуального использования, найденных в сети Интернет информационных объектов и организации на них ссылок.
В качестве отчета заполняется таблица и выполняется индивидуальное задание на карточке.
Вопрос Ответ Адрес сайта, кол-во страниц
Кто такой Норберт Винер и какова его роль в исследовании информационных процессов? Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит? Кем и когда был введен термин "гипертекст"? Кого считают изобретателем www и когда это произошло? Кто такой Эйлер, в честь кого названа графическая схема, обозначающая отношения между множествами? Закрепление изученного материала с использованием индивидуальных заданий (Приложение 2)
Рефлексия
И так обобщим :О чем мы говорили на уроке?
О поиске информации в интернете
Какую учебную задачу ставили в начале урока?
Что можно найти
Какими способами искать
Удалось ее решить? Каким образом?
Да, Мы рассмотрели способы поиска информации (по указанию адреса, гиперссылки, поисковые системы). Научились вычислять количество страниц.
Подведение итогов урока. Учитель объявляет оценки учащимся, комментирует при этом ошибки и недочёты учащихся, выделяет особенно удачные ответы, оценивает как работу класса в целом, так и работу отдельных учащихся. Учащиеся заполняют таблицу отзыва об уроке (Приложение 3).Домашнее задание: параграф 1.6, задание на карточке
В таблице приведены запросы и количество страниц, которые нашел поисковый сервер по этим запросам в некотором сегменте Интернета:

Сколько страниц (в тысячах) будет найдено по запросу шахматы?
2. В таблице приведены запросы и количество страниц, которые нашел поисковый сервер по этим запросам в некотором сегменте Интернета:

Сколько страниц (в тысячах) будет найдено по запросу
Москва & (Париж | Лондон)

Приложение 1.
Карточка 1
1. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код — соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке убывания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» — «&»:Код Запрос
А Рыжий | Честный | Влюблённый | Лис
Б Рыжий | Честный | Влюблённый
В Рыжий & Честный
Г Рыжий | Честный
2. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код — соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке возрастания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» — «&»:Код Запрос
А Эльфы | Гномы | Орки
Б Эльфы & Гномы & Орки
В (Эльфы | Гномы) & Орки
Г Эльфы | Гномы
Карточка 2
1. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код — соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке возрастания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» — «&»:Код Запрос
А Солнце | Воздух | Вода
Б (Солнце & Воздух) | Вода
В Солнце & Воздух
Г Солнце & Воздух & Вода
2. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код — соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке возрастания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» — «&»:Код Запрос
А Лебедь | Рак
Б Лебедь | Рак | Щука
В Лебедь & Рак
Г Лебедь | Рак | Щука | Озеро
Карточка 3
1. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код — соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке возрастания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» — «&»:Код Запрос
А Рыжий | Честный | Влюблённый
Б Рыжий & Честный & Влюблённый
В Рыжий | Честный
Г (Рыжий | Честный) & Влюблённый
2. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код — соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке возрастания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» — «&»:Код Запрос
А Солнце & Воздух
Б Солнце | Воздух | Вода
В Солнце | Воздух | Вода | Огонь
Г Солнце | Воздух
Карточка 4
1. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код — соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке убывания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» — «&»:Код Запрос
А Лебедь | Рак | Щука
Б Лебедь & Рак & Щука
В (Лебедь | Рак) & Щука
Г Лебедь | Рак
2. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код — соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке убывания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» — «&»:Код Запрос
А Эльфы & Гномы & Орки
Б (Эльфы & Гномы) | Орки
В Эльфы & Гномы
Г Эльфы | Гномы | Орки
Карточка 5
1. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код — соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке убывания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» — «&»:Код Запрос
А (Муха & Денежка) | Самовар
Б Муха & Денежка & Базар & Самовар
В Муха | Денежка | Самовар
Г Муха & Денежка & Самовар
2. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдёт поисковый сервер по каждому запросу. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» — «&»:Код Запрос
А рассказы | повести | Толстой | Чехов
Б рассказы | повести
В рассказы & повести
Г рассказы | повести | Толстой
Карточка 6
1. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код — соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке возрастания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» — «&»:Код Запрос
А (Толстой | рассказы) & повести
Б Толстой & повести
В Чехов & повести & Толстой & рассказы
Г Толстой | рассказы | повести
2. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдёт поисковый сервер по каждому запросу. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» — «&»:Код Запрос
А рассказы | повести | Толстой | Чехов
Б рассказы | повести
В рассказы & повести
Г рассказы | повести | Толстой

Карточка 7
1. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите коды запросов в порядке возрастания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» — «&»:Код Запрос
А рассказы & Толстой & Чехов & повести
Б (рассказы | Толстой) & (Чехов | повести)
В (рассказы | Толстой) & Чехов
Г Толстой | рассказы | повести
2. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код — соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке возрастания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» — «&»:Код Запрос
А Эльфы | Гномы | Орки | ХоббитыБ Эльфы | Гномы | Орки
В Эльфы & Гномы
Г Эльфы | Гномы
Карточка 8
1. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдёт поисковый сервер по каждому запросу. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» — «&»:Код Запрос
А мопсы & (паспорт | родословная)
Б мопсы & родословная
В (мопсы | пудели) & (паспорт | родословная)
Г мопсы & пудели & родословная & паспорт
2. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код — соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке убывания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» — «&»:Код Запрос
А Баскетбол
Б Футбол & Баскетбол & Волейбол
В Волейбол | Баскетбол
Г Футбол | Баскетбол | Волейбол

Карточка 9
1. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдёт поисковый сервер по каждому запросу. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» — «&»:Код Запрос
А паспорт | родословная
Б (мопсы | пудели) & (паспорт | родословная)
В мопсы & пудели & паспорт & родословная
Г мопсы | пудели | паспорт | родословная
2. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код — соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке возрастания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» — «&»:Код Запрос
А Машина | Автобус
Б Машина
В Метро| Автобус| Машина
Г Автобус & Машина
Карточка 10
1. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдёт поисковый сервер по каждому запросу. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» — «&»:Код Запрос
А (гуппи | скалярии) & (кормление | лечение)
Б гуппи | скалярии | кормление | лечение
В гуппи & скалярии & кормление & лечение
Г гуппи | скалярии2. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код — соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке возрастания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» — «&»:Код Запрос
А Дуб & Клён & Берёза
Б Дуб | Клён
В Дуб & Берёза
Г (Дуб & Берёза) | Клён

Приложение 2
В таблице приведены запросы и количество страниц, которые нашел поисковый сервер по этим запросам в некотором сегменте Интернета:
Запрос Количество страниц (тыс.)
фрегат  |  эсминец 3000
фрегат 2000
эсминец 2500
Сколько страниц (в тысячах) будет найдено по запросу
фрегат & эсминец
2.      В таблице приведены запросы и количество страниц, которые нашел поисковый сервер по этим запросам в некотором сегменте Интернета:
Запрос Количество страниц (тыс.)
фрегат  &  эсминец 500
фрегат 2000
эсминец 2500
Сколько страниц (в тысячах) будет найдено по запросу
фрегат | эсминец
3.В таблице приведены запросы и количество страниц, которые нашел поисковый сервер по этим запросам в некотором сегменте Интернета:
Запрос Количество страниц (тыс.)
фрегат  &  эсминец 500
фрегат | эсминец 4500
эсминец 2500
Сколько страниц (в тысячах) будет найдено по запросу
Фрегат
4.В таблице приведены запросы и количество страниц, которые нашел поисковый сервер по этим запросам в некотором сегменте Интернета:
Запрос Количество страниц (тыс.)
крейсер  |  линкор 7000
крейсер 4800
линкор 4500
Сколько страниц (в тысячах) будет найдено по запросу
крейсер & линкор
5.В таблице приведены запросы и количество страниц, которые нашел поисковый сервер по этим запросам в некотором сегменте Интернета:
Запрос Количество страниц (тыс.)
торты |  пироги 12000
торты &  пироги 6500
пироги 7700
Сколько страниц (в тысячах) будет найдено по запросу
Торты
6.В таблице приведены запросы и количество страниц, которые нашел поисковый сервер по этим запросам в некотором сегменте Интернета:
Запрос Количество страниц (тыс.)
шахматы |  теннис 7770
теннис 5500
шахматы &  теннис 1000
Сколько страниц (в тысячах) будет найдено по запросу
Шахматы
Приложение 3
0 1 2 3 4 5
Были ли новые для вас способы в организации поиска информации в Интернет? Были ли трудности по поиску информации? Считаете ли новые для вас способы в организации поиска информации в Интернет полезными? Достигнута ли цель урока? Понравился ли урок?