Содержание организованной деятельности «В гостях у белочки (интегрированное занятие «Развитие речи и изобразительная деятельность») для детей старшей группы с ЗПР


Содержание организованной деятельности
«В гостях у белочки»
(интегрированное занятие «Развитие речи и изобразительная деятельность»)
для детей старшей группы с ЗПР
Этапы занятия Деятельность учителя -логопеда и воспитателя Деятельность детей
I.Организационный момент.
Игра «Так или не так?»
Цель: развитие мышления, внимания.
II. Введение в тему.
Цель: сообщение темы занятия.
III. Основной этап.
3.1 Актуализация знаний, представлений детей о весне.
Цель: уточнение словаря, синтаксической стороны речи.
3.2 Пластические этюды.
Цель: развитие творческого воображения, мимики, пантомимики и жестов.
3.3 Дидактическое упражнение «У кого кто?».
Цель: совершенствование словообразования с помощью суффиксов: –иц, – онок, –ёнок, –ат, –ят.
Дидактическое упражнение «Кто где живет?».
Цель: совершенствование умения употреблять предожно-падежные конструкции.
3.4 Динамическая пауза «Разговор двух шмелей».
Цель: развитие общей моторики, мимики, пантомимики, координация речи с движениями.
3.5 Художественное творчество.
Цель: закреплять умение создавать коллективную работу используя разнообразные материалы.
Дидактическое упражнение «Составь предложение».
Цель: совершенствование синтаксической стороны речи.
3.6 Подвижная игра «На лужайке…».
Цель: развитие координации речи с движением.
3.7 Игра с буквами, фишками «Составь слово».
Цель: совершенствование навыка звуко-буквенного и звуко-слогового анализа.
IV. Итог.
Оценка деятельности детей, самоанализ. Логопед: сейчас мы поиграем. Игра называется «Так или не так?»
Зимой дети купаются в реке. Так или не так?
Весной перелетные птицы возвращаются из теплых стран. Так или не так?
Весной собирают урожай овощей и фруктов? Так или не так?
Зимой часто идет снег и бывает метель. Так или не так?
Осенью на деревьях набухают почки. Так или не так?
Летом катаются на лыжах. Так или не так?
Вы внимательно слушали и правильно ответили на вопросы.
Кто-то к нам спешит!
У нас в гостях белочка – лесная хлопотунья. Она хочет увидеть, как наши дети готовятся к школе. Поиграем с белочкой? Она приглашает нас на весеннюю проталинку.
Что такое проталинка?
Какое время года сейчас?
После чего наступила весна?
Что будет после весны?
Назовите весенние месяцы.
Назовите приметы весны (солнце, снег, ручьи, ледоход, деревья, птицы, звери, люди, игры…)Белочка предлагает отдохнуть.
Весна принесла радость не только людям, но и всему живому.
Покажите, как вылезает из норки ежик, радуются зайчик и белочка, из-под снега пробивается под-снежник; тает снеговик, превращаясь в лужицу.
Наша гостья любит резвиться со своими друзьями на лесной полянке, присядем на пенечки и расскажем про них:
Назовите диких животных, их «семью» и домик, в котором они живут.
На кого покажу, тот говорит.
Молодцы, вы правильно рассказали про зверей, а теперь отдохнем.
Белочка услышала в лесу разговор двух шмелей.
Послушайте и вы и делайте, как я.
«Шмель шмелю жужжит:
Дружище, на тебе ж пылинок тыщи, ты ж пыльцою даже, вот, перепачкал весь живот! Поправляя свой жилет, шмель шмелю жужжит в ответ:
Это ж вовсе не пыльца, это ж пудра для лица, на боках и на спине я несу ее жене». Сейчас мы превратимся в шмелей (надеваем на детей эмблемы шмелей)
Раз, два, три – шмель, лети!
Воспитатель:
Белка много рассказала, Белка много показала,
А сейчас пришла пора поработать нам друзья!
Мы весну все очень ждали, много нового узнали,
Белка, белка посмотри,
Создадим картину мы.
Для того, чтобы наша картина о весне получилась яркой, необычной, для вас приготовлены различные материалы.
Выбирайте, что вам нужно для работы.
- Рома, что ты будешь делать? Что ты возьмешь для работы?
- Ксюша, а ты что выберешь?
А что ты с ней будешь делать?
- Сережа, что ты возьмешь для работы? И что ты будешь делать?
- Кирилл, ты выбрал краски. Что ты будешь делать?
- Вика, а ты что будешь делать?
Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
- Дети, а для чего приготовлены вот эти краски?
Сейчас каждый из вас составит предложение по картине.
Что вам особенно понравилось?
Наша картина получилась не только красивой, но и очень доброй. Мы разместим её на мольберте в нашей группе и будем ею любоваться.
Логопед:
Спешите все на весеннюю лужайку! «На лужайке поутру мы затеяли игру: Я – подснежник, ты – вьюнок – становитесь в наш венок! Раз, два, три, четыре – раздвигаем круг пошире! А теперь мы – ручейки, побежим вперегонки, прямо к озеру спешим, станет озеро большим! Становитесь в круг опять, будем в солнышко играть: мы – веселые лучи, мы резвы и горячи!
У нас получилась замечательная весенняя картина, а еще мы покажем белочке, что мы знаем буквы, умеем различать звуки и складывать слова.
Ксюша, Рома и Сережа составляют схему слова весна, а остальные дети складывают это слово из букв магнитной азбуки.
Какой первый звук в слове весна?
Сколько слогов в слове весна? Назовите первый слог, второй слог.
Назовите гласные звуки в слове весна.
Прочитайте слово.кото-рое у вас получилось.
Молодцы!
Если у вас сегодня все получилось, подойдите к зеленому кубику, а если что-то не получилось, но в следующий раз получится обязательно, подойдите к красному кубику.
Что вам понравилось?
Какие задания были для вас трудными?
Белочке понравилось играть с вами, она благодарит вас и угощает лесными орехами.
До свидания, белочка!
Не так, летом купаются в реке.
Так, весной прилетают птицы.
Не так, осенью собирают урожай.
Так, зимой бывает метель.
Не так, весной набухают почки.
Не так, зимой катаются на лыжах.
Поиграем!
Когда солнце пригревает, снег тает, и кое-где появляются проталины (земля под растаявшим снегом).
Сейчас весна.
Весна наступила после зимы.
После весны будет лето.
Весенние месяцы: март, апрель, май.
Солнце весной не только светит, но и греет.
Снег тает, бегут ручьи, начинается ледоход…
Изображают ежика, зайчика, белочку, подснежник, тающего снеговика.
Подходят к панно с изображениями диких животных, их детенышей и жилищ.
–Это – мама лисица, папа – лис, детеныши – лисята, а один – лисенок. Аналогичные ответы про медведя, лося, волка, белку, барсука, бобра, зайца, ежа. Лисы живут в норе.
Лисья семья живет в норе (вариант ответа), аналогичные ответы про других животных.
Выполняют движения в соответствии с текстом.
Под музыку «перелетают» от цветка к цветку, изображают полет шмелей, «пьют» нектар.
- Я буду вырезать животных из бумаги, для этого возьму бумагу и ножницы.
- А я возьму коричневую бумагу,нарву её и обклею медведя.
- Ватные палочки и буду рисовать почки.
- Я буду рисовать ручеек.
- А я буду наклеивать цветную нить на ручеек.
Дети подходят к столу, на котором разложены различные материалы для работы, берут необходимые материалы и начинают работать.
Рисовать облака и солнце ладошками.
Ксюша: «Просыпаются звери, медведь вылез из берлоги погреться на солнышке».
Серёжа: «У зверей появляются детеныши».
Вика: «Белка прыгает по веткам».
Кирилл: «Зайцы на полянке сидят».
Рома: «На деревьях появляются почки, солнышко ярко светит».
Рома: «Мне нравится, что наступила весна».
Ксюша: «Что звери дружно живут на этой полянке».
Серёжа: «Мне очень понравилось, что дружат зайчик и лисичка».
Выполняют движения в соответствии с текстом.
Подходят к мольберту и изображением сюжетной композиции, затем садятся за столы для работы с буквами и фишками.
Располагаются за первым столом, остальные – за вторым столом.
Звук в (мягкий)
Два слога: первый – вес, второй – на.
Гласные звуки: е.а.
Весна.
Выбирают кубик.
Принимают угощение.
Прощаются с белочкой.