Урок по рассказу А.И.Куприна Куст сирени


Урок литературы в 8 классе
«Любить:доверять и понимать»
(по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени»)
Цель:
познакомить учащихся с личностью А.И.Куприна;
выявить нравственные аспекты рассказа «Куст сирени»;
определить авторскую позицию к поступкам и чувствам героев;
развивать связную устную речь учащихся;
продолжить работу над понятиями «композиция», «антитеза»;
способствовать развитию творческого потенциала восьмиклассников
воспитывать уважение к вечным общечеловеческим ценностям;
Ход урока
I .Сообщение целей и задач урока
-Сегодня на уроке мы познакомимся с личностью писателя А.И.Куприна,обговорим его рассказ «Куст сирени»,вспомним понятия «композиция» и «антитеза» и как эти понятия помогают автору раскрыть идею своего произведения,а также выяним авторскую позицию по отношению к поступкам и чувствам героев рассказа,а также в конце урока из двух предложенных эпиграфов к уроку
(Владимир Маяковский :Любовь –это жизнь,это главное…Любовь-это сердце всего»
Лев Толстой : «Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остаётся.»)-выбрать тот,какой ,на ваш взгляд,более соответствет теме рассказа.
Но вначале проведем небольшую литературную разминку
II.Литературная разминка
Сегодняшняя разминка будет представлять собою небольшую викторину.в 8 классе мы много читали рассказы,пьесы,повести о любви и ее разных проявлениях.Сейчас по цитате из произведения вам нужно будет узнать либо героя,либо кому из героев принадлежат данные слова
«Крылья у меня выросли,да лететь некуда»(И.С.Тургенев «Ася»)
«Любовь?Любовь с этого дня пошла на убыль…»(Л.Н.Толстой «После бала» Иван Васильевич)
«Не хочу учиться,а хочу жениться»(Д.И.Фонвизин «Недоросль»,Митрофан)
«В все эдакое говорите…Я бы вас попросила ,чтоб вы мне написали лучше на память какие-нибудь стишки в альбом…»(Н.В.Гоголь «Ревизор»,Марья Антоновна.
«Он искал ее в Геленджике,Гаграх,Сочи….»(И.А.Бунин «Кавказ»,муж героини)
«У счастья нет завтрашнего дня ,у него нет и вчерашнего,оно не помнит прошедшего,не думает о будущем,у него есть настоящее- и то не день-а мгновение»(И.С.Тургенев «Ася»,Н.
«Нет… я не выйду за тебя без благословения твоих родителей.Без их благословения не будет счастия.Покоримся воле Божией …»(А.С.Пушкин «Капитанская дочка»,Маша Миронова
«И я сразу почувствовал в ней существо близкое,уже знакомое,точно это лицо ,эти приветливые умные глаза я видел уже когда-то в детстве,в альбоме,который лежал на комоде у моей матери»(А.П.Чехов «О любви»,Луганович об Анне Алексеевне
«Если мое сердце добродетельно,если стоит оно быть счастливо,от тебя зависит сделать его счастье.Я полагаю его в том,чтоб иметь женою любезную племянницу вашу…»(Д.И.Фонвизин «Недоросль»,Милон о Софье)
«… приняла письмо дрожащею рукою,и,заплакав,упала к ногам императрицы,которая подняла ее и поцеловала»(А.С.Пушкин «Капитанская дочка»,Маша Миронова
III.Слово учителя о А.И.Куприне.Александр Иванович Куприн-писатель конца XIX-начала XXв.Он современник Чехова,Бунина,Толстого.
В 11 классе мы будем читать удивительные рассказы этого писателя о любви,один из которых «Гранатовый браслет» о такой любви,какая встречается один раз в тысячу лет.Но это все еще у нас впереди.А сегодня мы говорим о рассказе «Куст сирени»
IV.Вопросы на выявление читательского восприятия
- С каким чувством вы закончили читать рассказ?
-Были ли моменты при чтении,когда вы испытывали удивление?
-Кто из героев у вас вызывает больше симпатии?
-Можем ли сказать,что Куприн использует говорящие имена и фамилии?
-Скажите одним предложением-о чем рассказ.
-Какое произведение из зарубежной литературы вам напомнил этот рассказ?
V.Работа с текстом
Николай Алмазов возвращается домой.Чем он расстроен?
Говорит ли автор прямо о его состоянии?
Как Вера поняла, что у мужа неприятности?
Найдите в тексте детали, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой?
(Алмазов прошел в свой кабинет, не снимая пальто, в фуражке, молча. Насупившееся лицо, сдвинутые брови, закушенная нижняя губа. Он выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол и раскрывается. Бросился в кресло, хрустнув пальцами… Длится тяжёлое молчание, герой так и сидит молча, не снимая пальто. Отворотившись в сторону…. Потом говорит раздражённо, словно жена виновата в его неудаче… злобно ткнул ногой портфель с чертежами. Называет все это дрянью … горелые спички, которые ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет». Алмазов срывает злость на Вере, на портфеле, на чертежах, на спичках)Как Вера сопереживает мужу? В чём это выражается?
(Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает о своей неприятности, даже пытается обвинить Веру в своём несчастье.)Меняется ли Алмазов под влиянием действий Верочки ? (Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Разряжает обстановку жена. Она становится очень энергичной. Теперь они меняются ролями. Алмазов хоть и не верит в успех дела, но покорно следует указаниям жены.)Какой же выход находит Вера?
(Алмазовы едут в ломбард, потом к садовнику.)
Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?
(Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно, но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)Почему Вера, договорившись с садовником, не уезжает домой, а сама едет туда, где должен «вырасти куст»?
 (Хочет убедиться в том, что все сделано, как надо, переживает за мужа, за исход дела.)
Как чувствовала себя Вера,когда ожидала мужа домой на следующий день? (Вера не находит себе места, сильно переживает за мужа, с нетерпением ждёт его возвращения. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Вера не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)Чем же заканчивается эта история?
Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории?
 (Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)
VI. Работа над композицией рассказа. Ввод понятия «зеркальная композиция».
А теперь давайте вспомним, что такое композиция?
Давайте вместе подумаем, в чём особенность композиции данного рассказа?
Дома я вас просила условно разделить текст на части и дать заглавие каждой из них.
(1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой.
часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.
часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.)Как соотносится начало и конец рассказа? Какой приём лежит в основе? (Антитеза)
Запись в тетрадь
( Построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией )Давайте посмотрим, где ещё автор использует антитезу? (Правильно, в изображении героев.)
Давайте обратимся к началу рассказа)Какие противоположные черты характера вы заметили?
VII Авторская позиция
Вы, наверное, обратили внимание, что автор не дает нам внешнего описания героев? Как вы думаете? Почему?
(Автор сосредотачивает свое внимание на внутреннем мире героев, он гораздо важнее внешности.)
Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?
(Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Вере. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора - Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими, даже не осуждает за небольшой обман профессора.)VIII «Займи позицию»
Выбрать из двух предложенных эпиграфов к уроку тот,какой больше,на ваш взгляд,соответствеут теме и идее рассказа
Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?
(Любовь – это труд, доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана. Такая  любовь  делает людей счастливыми).Сколько раз произносится слово «любовь» в тексте?
Правильно,ни одного.Почему?
(Истинная любовь не нуждается в словах…Послушайте,как об этом говорят поэты…Разные страны…Разные эпохи…)
Вильм Шекспир
Сонет 102
Люблю, - но реже говорю об этом,Люблю нежней, - но не для многих глаз.Торгует чувством тот, что перед светомВсю душу выставляет напоказ.
В.Ходасевич
Странник прошёл, опираясь на посох, —Мне почему-то припомнилась ты.Едет пролетка на красных колёсах —Мне почему-то припомнилась ты.Вечером лампу зажгут в коридоре —Мне непременно припомнишься ты.Что б ни случилось, на суше, на мореИли на небе, — мне вспомнишься ты.
IX Смысл названия рассказа
По календарю уже весна..И хоть до цветения сирени еще далеко,но у нас в сердцах уже поют птицы ожидания и распускаются цветы надеждыюю. Сирень всегда вызывает в душе определённые чувства благодаря своей неповторимой красоте, ароматам.
Для героев рассказа она стала еще и символом: «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком». Почему автор именно так заканчивает рассказ?
 (Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи, любви)X.Рефлексия
Чье изображение любви: А.С.Пушкина,И.С.Тургенева,Л.Н.Толстого,А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна – вам ближе? Почему?
Что поняли вы сегодня на уроке?
С каким чувством уйдете с урока?
XI.Домашнее задание.Написать сочинение
Рассказ Веры своей приятельнице о случае из своей жизни(Девочки)
Рассказ Алмазова своему уже взрослому сыну о случае с кустом сирени(Мальчики)
XII.Комментированное выставление оценок.Подведение итогов урока