Методическая разработка урока литературного чтения по теме: А.И. Куприн «Слон»










Методическая разработка урока литературного чтения
по теме: А.И. Куприн «Слон»






Выполнила:
Компанец Ольга Викторовна,
учитель начальных классов
БОУ г. Омска «Средняя
общеобразовательная школа №86»







Омск 2013
УМК «Школа России»
Предмет: литературное чтение.
Класс: 3.
Тема раздела: Были-небылицы
Тема урока: А.И. Куприн «Слон».
Цели урока: создать условия
для развития у обучающихся ключевых компетенций:
общекультурной (умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения; умение самоопределяться в ситуациях учебной деятельности);
учебно-познавательной (умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам, умение работать с инструкциями и алгоритмами, умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности);
коммуникативной (способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами и «техникой» общения).
обучающая – знакомства учащихся с биографией и творчеством А.И. Куприна и его произведением “Слон”; формирования умения прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на иллюстрации;
развивающая – развития познавательных способностей детей, умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному;
воспитательная – воспитания интерес к детской литературе, чувства сострадания к ближнему, любви к животным.
Задачи урока:
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование положительного отношения к познавательной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты, трудолюбия, терпения;
формирование коммуникативных умений.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование готовности слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной деятельности с разными видами информации;
развитие речи, операций мышления для решения проблемных ситуаций.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
продолжить знакомство учащихся с произведением А.И. Куприн «Слон»;
соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения в семье.

Тип урока: предъявление (открытие) нового знания
Применяемые методы, педтехнологии:
педтехнология: проблемно-диалоговое обучение с использованием стратегий смыслового чтения; личностно ориентированное развивающее обучение, технология коллективного сотрудничества, технология развития критического мышления, использование ИКТ;
методы: метод сравнения, метод конструирования правил поведения, метод направленного чтения, метод чтения в парах.
Используемые средства обучения: компьютерная техника, слайдовая презентация урока, учебник Л. Ф. Климановой «Литературное чтение» 3 класс,
задания для микрогрупп (приложение 1), презентация с иллюстрациями (приложение 2), алгоритм написания синквейна (приложение 3), лист самооценки работы в группе (приложение 4).

Структура урока:

п/п
Название этапа

Время


Создание ситуации успеха.
2 мин.


Актуализация знаний учащихся.
7 мин.


Постановка учебной задачи.
9 мин.


Решение учебной задачи.
11 мин.


Самостоятельная и творческая деятельность учащихся.
11 мин.


Рефлексия деятельности.
3 мин.


Домашнее задание.
2 мин.


Ход урока
Этап урока
Цель этапа
Взаимодействие в образовательном процессе



Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1. Создание ситуации успеха
Включить детей в учебную
деятельность.

1. Приветствие.
2. Проверка готовности к учебной деятельности.
3. Мотивация учебной деятельности:
-Здравствуйте ребята! Всё ли у вас в порядке? Как вы себя чувствуете?
-К уроку готовы?
-Повернитесь друг к другу, протяните правую руку и поздоровайтесь. Здороваясь, мы не
только приветствуем, друг друга, но ещё и желаем здоровья. Так давайте пожелаем всем здоровья.

Выполняют самооценку готовности.
Настраиваются на предстоящую работу








2. Актуализация знаний учащихся.








Воспроизвести знания и способы действия.







Выход на тему
урока в
сотворчестве с учащимися через составление
дерева
предсказаний.






Подумайте и скажите, что на свете дороже
всего? Слайд № 2
Прозвучали разные варианты ответов, к этому вопросу мы обратимся в конце нашего
разговора. Дома вы тоже готовили вопросы к уроку и работали с Толковым словарем (толкование незнакомых слов).
Слайды 3,4,5.


С каким произведением связаны ваши вопросы?

Как, по-вашему, будут развиваться события дальше?
Назовите самые интересные версии. Слайд № 6 (дерево предсказаний)








Высказывают разные варианты ответов.


Задают вопросы к 1 – 5 частям по группам.
Представляют толкование слов, предложенных для самостоятельной работы.





Заполняют дерево предсказаний. В группе обосновывают свою точку зрения.






3. Постановка учебной задачи.







Сформулировать учебную задачу и тему урока.
Выявить
представления
обучающихся о
том, что нового
они узнают на
уроке, чему научатся.
Назовите самые интересные версии.
Как сможем их проверить?
Каковы задачи урока? Слайд № 7
Читать 6 часть будем с остановками. Для чего будем делать остановки? Слайд № 8






Определяют задачи урока.

4. Решение
учебной задачи.
Работать над решением учебной задачи с помощью выбранного
метода.

Чтение произведения детьми и учителем.
Организация диалога, основанного на рассуждениях учащихся.

1 часть
- Почему Надя просыпается чуть свет?
- Какие перемены произошли в настроении
Нади?




2 часть
- Таким ли она его представляла?
- Почему не испугалась?


3 часть
- Надя сама протягивает слону руку. О чём это говорит?
- Что значит «густо» смеётся? Какой человек может так смеяться?

4 часть
- Что необычного узнали о слоне?
- От чего ещё получает удовольствие Томми?






5 часть
- Надя разными способами развлекает слона.
Для чего она это делает?
- Почему Томми переворачивает страницу с нарисованным слоном?



6 часть
- Что вас удивило в этой части?
- Почему слона посадили обедать за стол вместе с Надей?

7 часть
-Почему стоит многоточие? Что ещё могло присниться слону?

8 часть
- Какое ваше настроение? Какие предположения сбылись? Слайд № 9
- Что чувствует мама? Почему она крестится?
- Хочется ли вам, чтобы встреча девочки и
слона повторилась.




– А что же слон? Он пришел?
- Яйцо быстро съедено, молоко выпито. Надю сажают в ту самую колясочку, в которой она ездила, когда была еще такой маленькой, что совсем не умела ходить, и везут в столовую.

- Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке.
- Она только немножко поражена громадной величиной животного.

- Она его не боится.
- Немец густо смеется. Он сам такой большой, толстый и добродушный, как слон.

- Он с удовольствием пьет сахарную воду. Также он очень любит булки. Он ловко захватывает булку своим пальцем и, согнув хобот кольцом, прячет ее куда-то вниз под голову, где у него движется смешная, треугольная, мохнатая нижняя губа. Слышно, как булка шуршит о сухую кожу. В знак благодарности кивает головой, и его маленькие глазки еще больше суживаются от удовольствия.
- Ей интересно общаться с ним. У девочки появилось желание
общаться.
- Томми находит, что таких маленьких слонов никогда не бывает на свете. Вообще ему эта картинка
не нравится.

- Родители не хотят огорчать свою дочь, надеются, что вместе со
слоном девочка пообедает.


Высказывают предположения.


Возвращаются к вопросу урока и определяются, какие предположения были верными.
Утром девочка просыпается бодрая, свежая и, как в прежние времена, когда она была еще здорова, кричит на весь дом, громко и нетерпеливо:
– Мо-лоч-ка!
Услышав этот крик, мама радостно крестится у себя в спальне.

5.Самостоятельная и творческая деятельность учащихся.

Проверить степень усвоения
изученного на
уроке материала.
- Мы познакомились с 6 главой, узнали, как прошёл день общения Нади и слона. Впереди
нас ждёт открытие, что на свете всего дороже. Хотите узнать?
Выполним задания по группам.
( ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
- Для выполнения заданий группам №4 и №7 необходимы приложения: группе № 4 – презентация с иллюстрациями
( ПРИЛОЖЕНИЕ № 2), а группе № 7 – алгоритм написания синквейна (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3).
В качестве помощника наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

Организует презентацию каждой группы, обобщает и резюмирует результаты работы.
Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, умение работать в группе на общий результат.


Объединяются в группы,
распределяют роли, осуществляют поиск, сбор и анализ информации, составляют ответы на поставленные вопросы. По мере необходимости консультируются с учителем.








Представляют выполненные
задания по группам.


6. Рефлексия.
1. Организовать рефлексию деятельности на уроке.
2. Организовать процесс
самооценки учениками собственной деятельности на уроке.

- В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой?
Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье.)
Ради счастья, здоровья детей родители не
боятся никаких трудностей. Родительская
любовь способна творить настоящие чудеса.
- Что же дороже всего на свете?
- Как вы должны отвечать на чувства родителей, на их любовь к вам? (тоже любить, беречь, заботиться)
Слайд № 10
Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже На этой сказочной земле?
- Наш урок подошёл к концу. Оцените свою работу. Прочитайте, что вам следует оценить в работе и обведите в кружочек тот балл, который вы считаете, что заслужили на уроке. Каждая характеристика работы оценивается по пятибалльной шкале. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 4)
Я предлагал идеи по составлению текста
1 2 3 4 5

Я задавал уточняющие вопросы
1 2 3 4 5

Я внимательно выслушивал всех членов группы
1 2 3 4 5

Лучше всех в группе работал
..

Моя группа работала
1 2 3 4 5


- Поделитесь своими мыслями. Вам поможет следующий слайд – закончите предложения.
Слайд № 11






Высказывают свое мнение, выслушивают мнение товарищей.



















Заполнение листов самооценки.

Капитаны собирают листочки и вкладывают в конверт.



Дети в свободной форме
высказывают свое отношение к прочитанному и выполненному
на уроке, дают оценку своему поведению и взаимоотношениям в семье.

7.Домашнее
задание.
Организовать
самостоятельную домашнюю работу обучающихся.

- Хочется ли вам ещё раз перечитать этот рассказ?
Подготовьте пересказ от другого лица и нарисуйте рисунки к рассказу.
1 гр. – пересказ от имени Нади.
2 гр. – пересказ от имени Слона.
3 гр. – пересказ от имени отца.
4 гр. – пересказ от имени хозяина зверинца.

Фиксируют домашнее задание в дневнике, делают первичный выбор задания на основе личных предпочтений.




Родители

будут

счастливы

Слон

развеселит

Надю

Девочка

будет

здоровой

Девочка и

слон станут

друзьями

Как будут
развиваться
события
дальше?


































15