«Использование мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества и мотивации обучения»

Методический семинар «Учитель года»
«Использование мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества и мотивации обучения»
Тихоненко Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №12 п. Коксовый

XXI век называют «веком глобального информационного общества». В таком обществе образование, знания, информация и коммуникация составляют основу развития и благополучия человеческой личности. Именно поэтому одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения. (Информатизацию образования рассматривают как систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в образовательном процессе).
На методическом семинаре я расскажу вам об использовании мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы как средстве повышения качества и мотивации обучения.
Актуальность темы состоит в том, что современный мир диктует современные требования. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, люди, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью и обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Следовательно, современный учитель, сохранив богатейший опыт российской и советской школы, должен искать новые формы и методы обучения, активно сочетать их с новыми педагогическими технологиями с целью повышения качества образования и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Инновационная идея моего опыта заключается в повышении качества обучения, формировании положительной мотивации и изменении организации обучения через сочетание традиционных методов обучения и мультимедийных технологий как непосредственного инструмента реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Цель: совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока, усиление мотивации учения, улучшение качества обучения и воспитания, повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий.

Задачи:
-совершенствовать традиционные методы обучения через использование мультимедийных технологий;
-использовать медиаресурсы (графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение) для организации познавательной деятельности учащихся на всех этапах обучения, а также на факультативных занятиях, занятиях внеурочной деятельности, во внеклассной работе по русскому языку и литературе.
Новизна обусловлена следующим: обоснована эффективность использования мультимедийных технологий в процессе обучения русскому языку, литературе и внеурочной деятельности по предмету, разработана система практических методов и приемов работы с использованием мультимедийных технологий.
Практическая значимость опыта: определены практические методы и приемы использования мультимедиа-технологий при обучении русскому языку и литературе и внеурочной деятельности. Предложены конкретные методы и приемы использования мультимедиа-технологий.
Что такое мультимедийные технологии?
Под средствами мультимедиа (англ. multimedia от лат. multum - много и media - средства) мы понимаем информационные технологии, использующие различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на обучаемого, который является и читателем, и слушателем, и зрителем.
Значительный образовательный потенциал мультимедийных технологий отмечается во всех трудах зарубежных и отечественных философов, социологов, культурологов (И. Вернер, А.И. Каптерев, М. Кирмайер, У.Л. Рош, Б.В. Светлов, Л.Д. Скибб, A.M. Чеснат, О.В. Шлыкова и др.), раскрывающих социокультурную природу мультимедиа.
В то же время исследований, посвященных непосредственно проблемам применения мультимедиа в отечественном образовании, пока еще сравнительно немного. Причем значительная часть работ этого направления связана с решением вопросов технического, программного, лингвистического обеспечения, дизайна мультимедийных обучающих систем (А.Е. Аношенко, М.Г. Белоусов, А.Д. Брейман, Н.И. Вавилова, A.C. Вахрушев, И.В. Голубятников, А.Б. Гольдштейн, В.Г. Казаков, Е.В. Комисарова, A.A. Меньшикова, М.В. Моисеева, Ю.А. Павличенко, А.Ю. Пауков, и др.).
Методической основой для создания моих уроков являются методические материалы, размещенные на портале «Сеть творческих учителей» (Г. Аствацатуров «Педагогический дизайн мультимедийного урока»; В.Н.Погодин «Конструирование мультимедийного урока»)
Мультимедийная технология обучения – технология, в основе которой лежит активное использование в процессе обучения современных мультимедийных средств (комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию.) Урок с использованием мультимедийных средств и построенный на основе мультимедийной технологии получил название «мультимедиа-урок», «мультимедийный урок». В таком уроке в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента: компьютер и программные средства, в которых структурирована учебная информация в текстовом виде, во множестве наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабжённых анимационными и звуковыми эффектами.
Современный мультимедийный урок я строю по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль, но эта структура может иметь варианты и модификации. Выбор оптимальных организационных форм и методов остается за учителем. На мультимедийных уроках я использую необходимые компоненты такого урока: рисунок, иллюстрация, графика; интерактивная игра; интерактивный тренажер; видеофрагмент; аудиозапись, мультимедийная презентация.
Основными формами организации работы обучающихся на уроке являются:
фронтальная работа - просмотр видео фрагментов, Интернет - уроков, прослушивание аудиозаписей;
индивидуальная - выполнение практических работ (работа с интерактивными тренажерами, программами);
работа в малой группе - выполнение общего учебного проекта.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие. Но программные и технические средства, используемые на уроке, вносят свою специфику, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения.
Медиатехнологии я применяю на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении; повторении, контроле ЗУН, а также на факультативных занятиях, во внеклассной работе, используя в различных режимах:
-в обучающем режиме;
-в режиме графической иллюстрации изучаемого материала;
-в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;
-в диагностическом режиме тестирования качества усвоения материала;
-в режиме самообучения
Традиционные и инновационные организационные виды деятельности и методические приемы
При объяснении нового материала на уроке:
- мультимедийная лекция с использованием компьютерного программного обеспечения, позволяющего интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс. Не представляю уроки литературы без визуального сопровождения. Современному школьнику, который так далек от русской классической литературы, просто необходимо просматривать отрывки талантливых экранизаций произведений А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М.Достоевского и др. Это позволяет почувствовать дух изучаемой эпохи, увидеть костюм, услышать живую речь, что способствует расширению представлений и воспитанию читательского таланта школьника. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика". И технология визуализации здесь незаменима.
- интерактивные приемы с использованием интерактивной доски, что помогает сделать урок живыми и привлекательным для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.). Интерактивная доска позволяет преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами, позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени.
- ЦОР, ЭОР и диски («Уроки Кирилла и Мефодия». «Электронный Образовательный Комплекс «Русский язык (орфография и пунктуация) 5-11 классы», электронные репетиторы, Интернет-ресурсы, самостоятельно сконструированные цифровые образовательные ресурсы), предметные коллекции (иллюстрации, портреты, видеофрагменты, видеоэкскурсии), таблицы, схемы проектируются их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – дается комментарий с дополнительными объяснениями и примерами, у обучающихся «включаются» слуховой и визуальный каналы восприятия материала, развивается воображение;
- дидактический материал в виде презентаций, схем-конспектов, тренажеров, анимированных кроссвордов и т.д.;
- опережающее домашнее задание к новой теме – подготовить свою мультимедийную презентацию. Это позволяет повысить эмоциональный фон учащихся, задействовать разные каналы восприятия информации, стимулировать учащихся к проявлению творческой активности, как результат, повысить качество знаний;
- метод проектов для активизации деятельности учащихся, отработки исследовательских навыков с обязательной защитой на уроке.

На этапе закрепления знаний, отработки навыков:
- использование Интернет-ресурсов и учащимися, и учителем: единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ЦОР (school-collection.edu.ru), электронные словари и энциклопедии;
- использование в качестве дидактического материала к уроку как собственных мультимедийных презентаций, конспектов уроков для интерактивной доски, так и разработанных учащимися презентаций, что позволяет вовлечь их в активную деятельность по подготовке занятия, повысить производительность труда учителя и ученика;
- создание учащимися своей схемы или своего алгоритма для применения того или иного правила, что позволяет сделать задание личностно значимым для ученика.

На этапе обобщения и систематизации полученных знаний:
- интегрированные уроки с использованием ИКТ, направленные на активную самостоятельную выработку учащимися нового знания, освоение новых способов деятельности, постановку в центре учебного процесса активного личного опыта учащихся;
- использование интерактивной доски как средства для выхода в Интернет (просмотр художественных и документальных фильмов по программе, видеоуроков, лекций и т.д.);
- разные виды заданий для интерактивной доски, что дает возможность вовлекать в процесс обучения всех учащихся класса, строить общение на основе творческого похода. Большой спектр интерактивных приемов - работа с цветным маркером, мобильные схемы, вставка анимации, аудио- и видео- файлов, работа со «шторкой», возможность изменять любой текст на экране и др. – превращают урок в живой, творческий процесс, где в центре личность ученика.

На этапе подготовки домашнего задания:
- создание учащимися презентации с обязательным определением временных рамок, количества источников информации (можно предложить адреса нескольких сайтов), программу реализации задания (Word, Power Point), объем отчетного документа.
Мой опыт показывает, что мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Мультимедийные технологии должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами и методами обучения, деятельностью учителя и учащихся.
При проведении мультимедийного урока необходимо помнить, что это УРОК, а значит, при отборе учебного материала нужно соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.  При этом компьютер не должен заменять учителя, он должен его дополнять. Я считаю, что используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения.

Результатом использования мультимедийных технологий является повышение качества обучения:
1) русский язык имеет высокий коэффициент в шкале трудности учебных предметов, поэтому я считаю высоким результатом моей работы - 100% уровень обученности, который является стабильным;
2) качество обученности по русскому языку составляет 45-54%, по литературе – 60-70% .Если учитывать, что я работаю в общеобразовательной школе, где учат всех и где нет профильного обучения, то эти результаты я считаю достаточно высокими;
3) наблюдается положительная динамика качества обучения: за последние 3 года качество обучения возросло по русскому языку - на 9% , по литературе -на 10 %;
4) ОГЭ по русском языку в 2015-2016 по русскому языку сдали все обучающихся. Качество обученности – 63%, по литературе – 100%.
5) преподаваемые мной предметы востребованы обучающимися. Мои ученики (даже слабые) каждый год выбирают русский язык как экзамен по выбору.
6) повышается интерес к предмету, который выражается в увеличении количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах и творческих конкурсах разного уровня;
7) повышается мотивация, познавательная активность интерес к предмету. Учеников привлекает новизна проведения уроков, в классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания.
Мое твердое убеждение, что мультимедийные уроки в учебном процессе обеспечивают возможность:
-повысить мотивацию и познавательную активность; ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока или проекта;
- повысить качество обучения;
-дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.
-повысить роль наглядности в учебном процессе;
-позволяют увеличить время работы на уроке учеников;
-удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;
-освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний;
-повысить темп урока;
-увеличить долю самостоятельной работы учащихся;
- сформировать навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
-проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся;
-углубить степень отработки практических умений и навыков;
-вести дифференцированную работу с каждым учеником;
-выявить пробелы в его грамотности;
-выработать умение составлять алгоритмы;
-организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости;
-способствуют созданию ситуации успеха для каждого ученика.
Мой опыт работы были представлены на ШМО учителей русского языка и литературы, на заседании педагогического совета. Я постоянно делюсь опытом со своими коллегами, приглашая их на открытые уроки с использованием интерактивной доски и мультимедийных технологий, участвую в конкурсах по созданию уроков с использованием ИКТ.
Конечно, подобная работа требует дополнительной подготовки и не заканчивается в школе. Современному учителю многое приходится готовить дома, самостоятельно осваивать то новое, что постоянно привносят в образование ИКТ, но потраченное время стоит того. Как приятно слышать от детей после звонка, что они не заметили, как пролетело время урока, а значит, им было интересно, значит, урок надолго запомнится, и все, что на нем происходило, прочно отложится в памяти. Главное - желание учителя, внутренняя потребность повышать свой профессиональный уровень. Для меня современный профессиональный учитель – это человек, готовый к самостоятельному освоению различных программных средств и ресурсов; умеющий создавать свои образовательные ресурсы и проекты, охотно распространяющий свой педагогический опыт. Учусь я постоянно. Мои ученики - мои верные помощники.
Используемая литература
1. Бент Б.А. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс / Авторизованный пер. с англ. - М.: "Обучение-Сервис", 2007.
2. Бордовский Г.А. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Г.А. Бордовский, И.Б. Готская, С.П. Ильина В.И. Снегуров. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
Брыксина О.Ф. Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образовательный процесс / О.Ф. Брыксина. - Волгоград, 2011.
Бурцева Г. Обучить с помощью электронных средств: это возможно! / Г. Бурцева [Электронный ресурс]: #"justify">.Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов / под ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 2003.
Голицына О.Л. Программное обеспечение: Учебное пособие / О.Л. Голицына, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - M.: ИНФРА-М, 2006.
Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. – М.: Вита-Пресс,2001.- 88с
Головкина Е.В. Подведение итогов урока. Рефлексия // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/
Кашлев С. С.Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. [Текст] / С.С. Кашлев. - Мн.: Высшая школа, 2002. - 95с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]