Рабочая программа по русскому языку для 7 класса. К учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Комаричская средняя общеобразовательная школа №1

Рассмотрено и утверждено Согласовано: Утверждаю:
на заседании МО учителей русского языка
и литературы зам.директора по УР директор МБОУ Комаричская СОШ №1
Протокол №___
ОТ 31.08.2015. ( Жилкина Т.Н.) (Радченко И.А.)
Руководитель МО
(Корнюшина ЕА..)
Приказ №_______ от «____» ________2015г




по русскому языку в 7 классе
(базовый уровень)
на 2015– 2016учебный год


Составитель: Корнюшина Е.А.









Комаричи 2015 год


Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1) Программ общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы (Базовый уровень). М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 9-е издание. Москва «Просвещение», 2010
2) Государственного стандарта общего образования,
3) Федерального компонента образовательного стандарта по русскому языку,
4) Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по русскому языку,
5) Учебника «Русский язык. 7 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений/ (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М.Шанский). – 31-е изд. – М.: Просвещение, 2013»


5 часов в неделю, 175 часов в год

Пояснительная записка
Курс русского языка 7 класса направлен на достижение следующих целей:
познакомить с самостоятельными (причастие и деепричастие), служебными частями речи, междометием, их функционированием в различных сферах и ситуациях общения, нормами употребления в речи;
формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми причастные и деепричастные обороты; работать с текстом;
совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов;
воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
Образовательная технология – традиционная.

С целью соблюдения преемственности добавлен 1 час в неделю (35 часов в год) регионального компонента. Эти часы равномерно распределены на учебный материал программы, рассчитанной на 5 часов в неделю. В последние годы у учащихся 5 -8, 10 классов – 35 учебных недель в год, следовательно, материал рассчитан на 175 часов в год (а не на 170, как в программе)

Время на изучение курса русского языка в 7 классе распределено следующим образом


1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

Всего уроков





Развитие речи





Контрольных работ








ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС VII КЛАССА
Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 7 класса: диктант (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, «Проверь себя», словарный, творческий, свободный), сочинение (описание, по картине, по фотографии, по данному сюжету и др.), изложение (выборочное, подробное), тест, комплексный анализ текста.

Содержание учебного материала

Введдение . Русский язык как развивающееся явление (1ч) Повторение изученного в 5-6 классах. (12+2ч)

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие. (25ч+6ч)
1. Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна и две буквы н в кратких причастиях
2. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесенный, принесен, принесена, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом - ся, согласовывать причастия с опред. существительными, строить предложения с причастными оборотами.
3. Описание внешности человека. Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочные изложения текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (10+2ч)
1. Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль
деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.
2. Умение правильно строить предложения с деепричастными оборотами.
3. Рассказ по картине.
Наречие (28ч+6ч)
1. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения и их образование. Текстообразующая роль наречий. Правописание не с наречиями на - о - е, ни в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на о - е. Буквы о - е после шипящих на конце наречий. Суффиксы о - а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
2. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
3. Описание действий. Пересказ исходного текст с описанием действий.
Категория состояния (4ч+2ч)
1. Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
2. Выборочное изложение текста с описание состояния человека или природы.
Служебные части речи. Культура речи (1ч)
Предлог (11ч+2ч)
1. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные
предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов. Дефис в предлогах.
2. Умение правильно употреблять предлоги в, на, с, из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. Умение пользоваться в речи предлогами - синонимами.
3. Рассказ от своего имени на основе - прочитанного. Рассказ на основе увиденного по картине.
Союз (1бч+2ч)
1. Союз как служебная часть речи. Роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные, сочинительные. Союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами, и союза также от наречия так с частицей же.
2. Умение пользоваться в речи союзами - синонимами.
3. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица (18ч+4ч)
1. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц. Различение на письме частиц не-ни. Правописание не-ни с различными частями речи.
2. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
3. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова. (1ч)

1. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационные выделения междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
2. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
Повторение и систематизация пройденного в 7 классе. (12ч+2ч)
Сочинение - рассуждение на морально-этическую тему или публичные выступления на эту тему.



























Учебно-тематический план
по предмету «Русский язык» для 7 класса рассчитан на 175 часов
(5 часов в неделю)



п\п
Название раздела
Планируемое
время
проведения
Кол-во
часов
В том числе:






Уроки
Уроки
развития речи
Контрольные
работы

1.
Русский язык как развивающееся явление

1
1



2.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V - VI КЛАССАХ

14
11
2
1

3.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

141
111
24
6

3.1.
Причастие

31
24
6
1

3.2.
Деепричастие

12
9
2
1

3.3.
Наречие

34
27
6
1

3.4.
Категория состояния

6
4
2


3.5.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1
1



3.6.
Предлог

13
10
2
1

3.7.
Союз

18
15
2
1

3.8.
Частица

22
17
4
1

3.9.
Междометие. Звукоподражательные слова

4
4



4.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ

19
16
2
1


Итого

175
139
28
8













Календарно-тематическое планирование по русскому языку



Тема урока

Тип
урока
Кол-во часов

Требования к уровню
подготовки


Вид
контроля.
Измерители

Домашнее задание
Дата
проведения








План.
Факт.


РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ (1ч)


1
Русский язык как развивающееся явление
Вводный урок
1
Понимать, что русский язык – развивающееся явление
Анализ текстов, выявление главного и существенного. Создать устное высказывание: доказать, что язык - развивающееся явление
§
Упр.4
2.09



ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V - VI КЛАССАХ (12ч + 2ч)


2.
Синтаксис.
Синтаксический разбор
Урок повторения и обобщения знаний по теме
1
Знать, чем отличаются:
- словосочетания от предложений,
- простые предложения от сложных,
- главные члены предложения от второстепенных.
Выполнять синтаксический разбор, составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенным схемам, определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи
Составление схем, конструирование словосочетаний и предложений по схемам
§1,упр.9
3.09


3.
Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Уметь расставлять знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях; выполнять пунктуационный разбор, различать и конструировать сложные предложения, соблюдать правильную интонацию в речи, объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, самостоятельно подбирать примеры на изученные правила
Графический, объяснительный диктанты
§2,упр.12
4.09


4.
Лексикология
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Знать определения. Уметь разъяснять значения слов и правильно их употреблять, учитывая условия и задачи общения, пользоваться словарями; создавать художественные тексты, используя выразительно-изобразительные средства, соблюдать лексические нормы, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте, как средство устранения неоправданного повтора, проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении
Сочинение-миниатюра. Анализ художественного текста, работа со словарем
§3,упр.16
7.09


5
Фразеология
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Знать определения. Уметь находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре
Работа со словарем
§3, упр.14
8.09


6.
Фонетика и ор-фоэпия. Фонетический разбор слова
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Уметь соблюдать произносительные нормы, проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, пользоваться орфоэпическим словарем, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи, выполнять фонетический разбор слова
Фонетический разбор, тест, редактирование звучащей речи
§4, упр.20
9.09


7.
Словообразова-ние и орфография

1

Знать способы образования слов. Уметь по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы, объяснять значение слова, его написание, грамматические признаки; опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов, определять способы образования слов разных частей речи
Работа с перфокартами, объяснительный диктант, диктант «Проверь себя»
§5, упр.27
10.09


8.
Морфемный и словообразовательный разбор слова
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы
Морфемный и словообразовательный разбор слова. Работа со словарем
Упр.28
11.09


9.
Морфология и орфография
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Знать общую характеристику самостоятельных частей речи, различать их постоянные и непостоянные морфологические признаки, правильно, уместно употреблять изученные части речи, использовать знания, умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.
Владеть правильным способом применения изученных орфографических правил
Работа по карточкам, предупредительный диктант
§6, упр.35
14,09


10.
Морфологический разбор слова
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Уметь выполнять морфологический разбор слов

Комплексный анализ текста, предупредительный диктант, творческое и осложненное списывание
§6, упр.47
15,09


11.
Орфография.
Правописание ь знака в разных частях речи
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Использовать знания, умения по морфологии в практике правописания. Владеть правильным способом применения изученных орфографических правил
Работа по карточкам, предупредительный диктант
Упр.43
16.09


12.
Орфография.
Правописание глаголов
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Использовать знания, умения по морфологии в практике правописания. Владеть правильным способом применения изученных орфографических правил
Работа по карточкам, предупредительный диктант
Упр.46
17.09


13.
Контрольный диктант «Повторение»
Урок контроля
1
Уметь записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, выполнять все виды разбора
Диктант с грамматическим за-данием
§1-6
18.09


14.
P.p.
Публицистический стиль речи, его жанры, языковые особенности
Урок развития речи
1
Знать особенности публицистического стиля: назначение, сферу употребления, языковые приметы. Уметь определять публицистический стиль по его признакам, выразительно читать, уметь читать и воспринимать текст публицистического характера на слух, определять языковые средства, характерные для этого стиля
Составление таблицы «Публицистический стиль и его признаки», чтение текстов, их сравнение, анализ
Сообщения, подготовить образцы текстов разных стилей
21.09


15.
P.p.
Текст. Стили литературного языка
Урок развития речи
1
Знать признаки текста; уметь определять стиль текста, аргументировать свою точку зрения
Работа с текстом: указать признаки текста, сформулировать и записать тему, основную мысль, определить стиль, средства связи предложений в тексте, составить план
§ 7, §10-11, упр.51
22.09



МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (117 ч + 24ч)
Причастие (25ч + 6ч)


16.
Повторение изученного о глаголе в V-VI классах
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать морфологические признаки глагола. Уметь выполнять морфологический разбор; определять спряжение; выбирать гласную в безударных личных окончаниях, аргументировать выбор
Выборочный диктант, изложение-миниатюра
§8, 9. Упр. 59
23.09


17.
Причастие как часть речи. Синтаксическая роль причастий в предложении
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать определение причастия, грамматические признаки. Уметь определять синтаксическую роль; правильно употреблять в речи
Тестовые задания
§12,упр.76
24.09


18.
Свойства прилагательных и глаголов у причастия.
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь опознавать причастия в тексте, отличать причастие от прилагательного; правильно употреблять в речи, определять постоянные и непостоянные признаки причастий
Выборочный диктант.
Словарная работа
§12, упр.78
25.9


19.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать, что причастия склоняются так же, как и прилагательные. Уметь при сопоставлении делать выводы; определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных, графически объяснять орфограмму
Осложнённое списывание.
Словарная работа
§13, упр. 80
28.09


20.
Причастный оборот. Выделение запятыми причастных оборотов
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого. Уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами; выделять причастный оборот запятыми; согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом
Объяснительный, распределительный диктанты
§14, упр.88
29.09


21.
Текстообразующая роль причастий
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь выделять из предложения сочетания причастия и определяемого слова, причастия и зависимого слова, определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову, графически обозначать причастный оборот, устанавливая связь причастия с определяемым и зависимым словами, выразительно читать предложения с причастным оборотом, предупреждать ошибки в употреблении причастного оборота, строить предложения синонимических конструкций
Работа по карточкам. Редактирование текста
Упр.91
30.09


22.
P.p.
Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности
(«портретные» слова)
Урок развития речи
1
Знать признаки текста-описания, описания внешности человека, понятия: «литературный портрет», «словесный портрет». Уметь определять тему, основную мысль, стиль текста, языковые особенности, использовать в своем тексте прилагательные и причастия, словосочетания со значением качественного признака, сравнительные обороты и др., основные средства связи предложения: местоимение, подбор слов, синонимы, описательные обороты и др.
Наблюдение над фрагментами художественных произведений, составление миниатюр: описание внешности человека в минуты радости, огорчения, за интересным занятием и др.
§15, стр.41-42
Упр.47
1.10


23.
P.p.
Сочинение-описание «Литературный портрет друга»
Урок развития речи
1
Уметь составлять литературный портрет
Описание внешности человека
§15, упр.98
2.10


24.
Действительные и страдательные причастия
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать отличие действительных причастий от страдательных. Уметь определять разряд причастий по значению, употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, предупреждать ошибки в употреблении причастий, правильно ставить знаки препинания
Распределительный диктант.
Тест
§16, упр.101
5.10


25.
Полные и краткие страдательные причастия
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать морфологические признаки, синтаксическую роль кратких причастий и прилагательных. Уметь образовывать краткую форму, употреблять в речи, правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях, выразительно читать текст, определять его стиль
Тест. Выборочный диктант
§17, упр. 105
6.10


26.
Действительные причастия настоящего времени
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать способы образования действительных причастий настоящего времени.
Составление таблицы «Суф-фиксы причастий». Объяснительный диктант
§18, упр.107
7.10


27.
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах -ущ-/-ющ-,
-ащ-/ящ-, находить изучаемую орфограмму, правильно писать, употреблять причастие, правильно произносить
Работа по карточкам. Тест. Составить словосочетания с причастиями, которые можно использовать при описании внешности человека
§18, упр.109
8.10


28.
Действительные причастия прошедшего времени
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени, правописание гласных перед суффиксом причастия и в неопределенной форме глагола. Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах причастий, правильно употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, соблюдать орфоэпические нормы при произношении, проверять себя по словарю
Творческое списывание
§19, упр.112
9.10


29.
Р.р.
Устный пересказ исходного текста с описанием внешности (упр.100)
Урок развития речи
1
Уметь пересказывать текст с описанием внешности
Работа с текстом. Устный пересказ
Упр.111
12.10


30.
Страдательные
причастия настоящего времени.
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать способы образования страдательных причастий настоящего времени, сопоставлять, анализировать, самостоятельно делать выводы; согласовывать причастие с определяемым словом; заменять сложное предложение простым с причастным оборотом
Объяснительный диктант, дополнить таблицу «Суффиксы причастия»
§20, упр.117
13.10


31.
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь определять спряжение глагола, обосновывать выбор гласной в окончаниях глаголов и суффиксах -ом- (-ем-), -им- причастий
Работа по карточкам. Свободный диктант. Редактирование текста
§20, упр123.
14.10.


32.
Страдательные причастия прошедшего времени

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать способы образования причастий. Уметь выбирать правильное написание Н и НН в прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени
Словарный, распределительный диктанты
§21, упр.124
15.10


33.
Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Понимать условия выбора гласных перед Н и НН в причастиях. Уметь обосновывать выбор, конструировать предложения с причастным оборотом, различать причастия и отглагольные прилагательные
Диктант «Проверь себя» упр.113
§21, упр. 127
16.10


34.
Одна и две буквы н в суффиксах полных
причастий
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь обосновывать выбор Н или НН в суффиксах причастий, правильно употреблять в речи
Тест.
Объяснительный диктант
§22, упр.130
19.10


35.
Одна буква н в суффиксах отглагольных прилагательных
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать способы разграничения страдательных причастий прошед-шего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Уметь обосновывать выбор Н или НН в суффиксах причастий, прилагательных; правильно употреблять в речи
Распределительный диктант. Изложение-миниатюра
§23,упр.132
20.10


36.
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь различать краткие страдательные причастия и краткие прилагательные, понимать различие в написании причастий и прилагательных, определять синтаксическую роль, конструировать предложения, употребляя причастия в речи
Комментированное письмо, ответ на вопрос: чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные?
§24, упр. 144
21.10


37.
P.p. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии (упр.129, 145, 146)
Урок развития речи
1
Знать определение «литературный портрет», структуру, языковые особенности текста-описания внешности человека. Уметь самостоятельно описывать внешность человека; определять тему, основную мысль своего сочинения, тип речи, стиль, отбирать материал
Сочинение
Упр.146
22.10


38.
P.p. Выборочное изложение текста с описанием внешности
Урок развития речи
1
Адекватно понимать содержание художественного текста, воспринимать его на слух, выделять основную и дополнительную информацию, определять принадлежность к типу речи, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства выразительности
Выборочное изложение
Упр.151,150
23.10


39.
Морфологический разбор причастия
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Знать порядок морфологического разбора причастий. Уметь выполнять морфологический разбор, опознавать причастия в тексте, употреблять в речи
Комплексный анализ текста
§25, упр152
26.10




40.
НЕ с причастиями
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Уметь различать НЕ-приставку, НЕ-часть корня, НЕ-частицу; обозначать условия выбора орфограммы; составлять алгоритм и работать по нему; на основе наблюдения делать выводы
Составление таблицы «НЕ с причастием»
§26, упр.155

27.10



41.
НЕ с причастиями. Тренировочные упражнения
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь различать НЕ-приставку, НЕ-часть корня, НЕ-частицу; обозначать условия выбора орфограммы; составлять алгоритм и работать по нему; на основе наблюдения делать выводы, обобщать знания о правописании НЕ с причастиями, с другими частями речи, делать правильный выбор написания
Работа по карточкам, графический диктант
§26, упр.159.
28.10


42.
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать условия выбора е, ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, правильно писать орфограмму, уметь обобщать и систематизировать знания о правописании гласных после шипящих в изученных частях речи; обозначать условия выбора орфограмм; правильно ставить ударение, сопоставлять с другими случаями правописания О-Е-Ё после шипящих
Контрольный словарный диктант.
Выборочный диктант
§27, упр.163
29.10


43.
Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие»
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, выделять причастный оборот, осуществлять синонимичную замену синтаксических конструкций, конструировать предложения с причастием и причастным оборотом, употреблять причастия в речи, интонационно правильно читать предложения с обособленными членами, выраженными причастным оборотом
Работа с текстами разных стилей и жанров
§14-27, контр.вопросы на стр 73
30.10


44.
Тренировочные упражнения
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Уметь правильно писать орфограммы в причастии
Самостоятельная работа
упр.155
Упр.177, 179
9.11


45.
Контрольная работа по теме «Причастие»
Урок контроля
1
Уметь делать композиционно-содержательный, стилистический, типологический, языковой анализ отдельных элементов, анализ правописания отдельных слов и пунктуации
Комплексный анализ текста
§13-27
10.11


46.
P.p. Виды публичных общественно-поли-тических выступлений. Их структура
Урок работы над ошибками
Урок развития речи
1
Знать виды публичных общественно-политических выступлений, их структуру
Публичное выступление
Упр.166
11.11







Деепричастие (10ч + 2ч)


47.
Повторение изученного о глаголе в V-VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия.
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Знать лексическое, грамматическое значение деепричастий. Уметь разграничивать основное и добавочное действие, отличать деепричастия в речи от глаголов и причастий, конструировать предложения с деепричастиями для обозначения добавочного значения
Объяснительный диктант
§28, упр.181
12.11


48.
Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий, выделять в речи деепричастия
Комплексный анализ текста
Упр.183.
13.11


49.
Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать определение «деепричастный оборот»; понимать, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное. Уметь разграничивать основное и добавочное действия, находить деепричастный оборот, выделять его запя-тыми
Комментированный диктант
Вопросный план текста (упр.163)
§29, упр.187
16.11


50.
Выделение одиночного деепричастия
запятыми (ознакомление)
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь выделять деепричастия запятыми; правильно строить предложения по заданным моделям
Самостоятельная работа.
Составление предложений по схемам
§29, упр.190
17.11


51.
НЕ с деепричастиями
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать правило правописания НЕ с деепричастиями. Уметь обосновывать выбор написания НЕ с деепричастиями, сопоставлять написание НЕ с причастиями и глаголами, составлять связный рассказ на грамматическую тему
Работа по карточкам
§30, упр.194
18.11


52.
Деепричастия несовершенного вида
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать способы образования деепричастий. Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид; употреблять в речи, соблюдая ор-фоэпические, грамматические нормы, безошибочно писать суффиксы деепричастий
Работа с таблицей
31, упр.198
19.11


53.
Деепричастия совершенного вида
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид, употреблять в речи, соблюдая орфоэпические, грамматические нормы, безошибочно писать суффиксы деепричастий, интонационно правильно читать предложения с деепричастным оборотом, правильно строить предложения с деепричастием и деепричастным оборотом
Анализ текста
§32, упр.204
20.11


54.
Употребление деепричастий в речи
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь использовать полученные знания в нестандартной ситуации; использовать свойства деепричастий «дорисовывать» действия в текстах разных стилей и типов речи, высказывать собственные суждения, делать выводы; анализируя, определять роль деепричастий в художественном тексте
Комплексная работа с текстом, элементарный анализ художественных текстов,
выявление особенностей употребления деепричастий в них
Упр.207
23.11


55.
P.p.
Рассказ по картине С.А. Григорьева «Вратарь». Сбор ма-териала
Урок развития речи
1
Понимать роль деепричастий в сочинении с описанием действий. Уметь создавать рассказ-описание, включая в него описание действий, выбирая языковые средства в соответствии с те-мой, целями общения, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы
Сочинение
Упр.209
24.11


56.
P.p. Написание сочинения

Урок развития речи
1
Понимать роль деепричастий в сочинении с описанием действий. Уметь создавать рассказ-описание, включая в него описание действий, выбирая языковые средства в соответствии с те-мой, целями общения, соблюдать орфографические и пунктуационные нормыПонимать роль деепричастий в сочинении с описанием действий. Уметь создавать рассказ-описание, включая в него описание действий, выбирая языковые средства в соответствии с те-мой, целями общения, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы
Сочинение

25.11


57.
Морфологический разбор деепричастия. Систематизация и обобщение изученного по те-ме «Деепричастие»
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи
Редактирование текста,
осложнённое списывание
§ 33, упр.210
26.11


58.
Контрольная работа по теме «Деепричастие»
Урок контроля
1
Уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи
Тест
§28-33, вопросы на стр.90
27.11



Наречие (28ч + 6ч)


59.
Наречие как часть речи
Урок работы над ошибками Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать морфологические признаки наречия, понимать значение и определять синтаксическую роль в предложении, распознавать наречие на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов
Анализ текста (упр.199)
§34, упр.221
30.11


60.
Синтаксическая роль наречий в предложении
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать о синтаксической роли наречий
Анализ текста.
Редактирование текста (упр.200)
Упр.222
1.12


61.
Смысловые группы наречий
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать разряды наречий по значению, уметь находить их в тексте, определять значение, употреблять их для более точного выражения мысли
Составить таблицу, распределить наречия по группам в за-висимости от значения
§35, упр 228
2.12


62.
Наречия указательные, неопределенные, вопросительные и отрицательные
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать разряды наречий по значению, уметь находить их в тексте, определять значение
Анализ текста.
Редактирование текста
§35, упр. 230
3.12


63.
Текстообразующая роль наречий
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь употреблять наречия для связи предложений в тексте составлять тексты с использованием наречий
Анализ текста.
Сделать вывод о роли наречий как средства связи в тексте
Упр.232
4.12


64.
Р.р. Дневниковая запись (упр.211)
Урок развития речи
1
Уметь составлять связный текст
Сочинение

7.12


65.
Степени сравнения наречий
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать способы образования степеней сравнения (сравнитель-ной, превосходной); уметь образовывать степени сравнения наречий, употреблять наречия как средство связи и для уточнения различных смысловых оттенков
Рассказать по плану о степенях сравнения наречия, подо-брать к глаголам различные наречия, образовать степени сравнения
§36, упр 237
8.12


66.
Разграничение степеней сравнения прилагательных и наречий
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать критерии разграничения простой сравнительной и составной превосходной степеней прилагательных и наречий, приемы распознавания морфологических омонимов; уметь отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных
Тест
§36, упр.234
9.12


67.
Морфологический разбор на-речия
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Уметь определять грамматические признаки наречия, разграничивать их, объяснять значения грамматических омонимов; выполнять морфологический разбор наречия
Распределительный диктант. Устный ответ: что общего у наречия с другими частями речи и чем они отличаются?
§37, упр.240
10.12


68.
Р.р. Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища»
Урок развития речи
1
Уметь составлять связный текст
Сочинение

11.12


69.
Словообразование наречий.
Слитное и раз-дельное написание не с наречиями на –о и

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать морфологическое правило, способ образования наречия, условия выбора правильного написания, безошибочно писать
Объяснить способ образования наречий. Подобрать к наречиям синонимы с пристав-кой не, затем антонимы

14.12


70.
Не с разными частями речи
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь соотносить правила написания НЕ с разными частями речи, видеть структуру наречия, опознавать наречие и другие части речи с НЕ, понимать общее в выборе орфограммы, формулировать обобщенное правило
Заполнить таблицу (упр.225)
§38 Выучить таблицу, упр.242
15.12


71.
Тренировочные упражнения
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Писать слова в соответствии с изученными правилами
Самостоятельная работа (упр.226)
Упр.245
16.12


72.
Буквы е-и в приставках не-и ни- отрица-тельных наречий
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать условия выбора на письме е-и в приставках не- и ни-, уметь опознавать наречия с орфограммой, различать приставки не -и ни- в отрицательных наречиях и отрицательных местоимениях
Распределительный диктант. Ответить на вопрос: что общего в написании не -и ни- в отрицательных наречиях и местоимениях? (упр.230)
§39, упр 252
17.12


73.
Правописание отрицательных наречий, отрицательных местоимений
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь опознавать в тексте отрицательные местоимения и наречия, различать в них приставки не -и ни-, использовать в речи
Самостоятельная работа (упр.231)
Упр.254
18.12


74.
Словообразование наречий.
Одна и две буквы н в наречиях на о-е
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать способ образования наречий от прилагательных, условия выбора орфограммы, уметь разграничивать на письме краткие прилагательные и наречия, безошибочно писать
Используя схему рассуждения, обосновать выбор Н и НН в суффиксах наречий. Комментированное письмо
§40, упр.258
21.12


75.
Отличие наречий от кратких прилагательных
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь отличать наречия от кратких прилагательных, безоши-бочно писать, определять способ образования наречия, синтаксическую функцию в предложении, употреблять в речи
Работа по карточкам
Упр.258
22.12


76.
Одна и две бук-вы н в словах разных частей речи
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь безошибочно применять правила, писать слова в соответствии с орфографическими нормами
Анализ текста
Упр.260
23.12


77.
P.p. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности
Урок развития речи
1
Знать структуру, языковые особенности текста описания действия. Уметь анализировать исходный текст, пересказывать его, создавать собственный, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при письме
Работа с учебником.
Редактирование теста
Упр.261
24.12


78.
P.p. Сочинение о труде по наблюдению (упр.240)
Урок развития речи
1
Уметь составлять связный текст по наблюдениям
Упр.239-240, написать сочинение о труде (заметку, интервью, репортаж) для стенгазеты в рубрику «Учимся работать»
§41, Упр.262
25.12


79.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать правило выбора и написания букв о и е после шипящих на конце наречий, уметь опознавать наречия с этой орфограм-мой
Тест
§42, упр.266
28.12


80.
Написание разных частей ре-чи с о и е после шипящих в раз-ных частях слова
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь определять общее в написании разных частей речи с о и е после шипящих в разных частях слова, формулировать обобщенное правило
Работа с таблицей
Упр.267
11.01


81.
Буквы о и а на конце наречий с приставками
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь правильно писать, выделять морфемы, определять и анализировать роль наречий в связных текстах
Из толкового словаря выписать по 2 слова с разными приставками, придумать с ни-ми предложения
§43, упр.270
12.01


82.
P.p. Пересказ исходного текста с описанием действий
Урок развития речи
1
Уметь пересказывать исходный текст, выбирать необходимую информацию, при пересказе соблюдать строгую последова-тельность изложения, использовать языковые средства связи предложений и смысловых частей.
Изложение
Упр.272
13.01


83.
P.p.
Сочинение – рассказ
Урок развития речи
1
Уметь формулировать замысел, тему, основную мысль сочинения, выбирать тип, стиль и средства выразительности языка
Сочинение
Упр.273
14.01


84.
Дефис между частями слова в наречиях
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать правила дефисного написания, уметь распознавать наречия с этой орфограммой, безошибочно писать, конструировать словосочетания с наречиями
Образовать наречия по схемам, подобрать к ним однокоренные слова других частей речи
§44,упр. 274
15.01


85.
Дефис в неопределённых наречиях
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1

Уметь распознавать наречия с этой орфограммой, безошибочно писать, конструировать словосочетания с наречием, анализировать роль наречия, образованного повтором слов в тексте
Анализ текста-рассуждения, части которого связаны с по-
мощью наречий и вводных слов
§44, упр. 278
18.01




86.
Слитное и раздельное написание наречий
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь отличать наречия от существительных, прилагательные от местоимений, пользуясь алгоритмом
Предупредительный диктант. Составить таблицу «Слитное и раздельное написание наречий»
§45, упр. 285
19.01


87.
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь отличать наречия от существительных, прилагательные от местоимений, пользуясь алгоритмом; употреблять функциональные омонимы в речи; пользоваться словарем для получения информации
Составить предложения с функциональными омонимами (упр.260).
Самостоятельная работа (упр.261)
Упр.286
20.01


88.
Буква ь после шипящих на конце наречий
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать правило, уметь опознавать наречия с орфограммой, пра-вильно писать, определять синтаксическую функцию предло-жения
Записать словосочетание, сделать вывод о правописании Ь на конце наречий
§46, упр.289
21.01


89.
Ь после шипящих в разных частях речи
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь опознавать наречия с орфограммой, правильно писать, определять синтаксическую функцию предложения, различать и безошибочно писать части речи с шипящей на конце
Выборочный диктант
Заполнить таблицу
Упр.290
22.01


90.
Систематизация и обобщение изученного по теме «Наречие». Морфологические признаки наречия.
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Уметь распознавать наречия на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов, различать наречия и созвучные слова других частей речи, группы наречий по значению, правильно образовывать степени сравнения наречий, употреблять наречия для соблюдения точности, информативности и выразительности текстов разных стилей и типов речи, использовать в тексте выразительные возможности наречия в составе фразеологизмов и этикетных выражений
Фронтальный опрос
Редактирование текста.
§34-46, вопросы на стр.119
25.01


91.
Систематиза-ция и обобщение изученного по теме «Наречие». Правописание наречий
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Уметь безошибочно писать наречия, применяя изученные правила, использовать орфографический словарь для определения слитного и раздельного написания наречий, производить словообразовательно-орфографический анализ слов соответству-ющих морфемных моделей
Распределительный диктант
§34-46, упр 294
26.01


92.
Контрольный диктант «Наречие»
Урок контроля
1
Уметь записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, выполнять все виды разбора
Диктант с грамматическим за-данием

Упр.297
27.01



Категория состояния (4ч + 2ч)


93.
Категория состояния как часть речи. Синтаксическая роль слов категории состояния
Урок работы над ошибками Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать общее значение слов категории состояния, выделять грамматическую основу безличных предложений, видеть слова состояния в тексте
Синтаксический разбор предложений
§49, упр.315
28.01


94.
Отличие категории состояния от наречий
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь сопоставлять наречия и категорию состояния на основе анализа их синтаксической роли, использовать слова состояния в текстах различных стилей и типов
Работа с текстом. Определение роли функциональных омонимов в тексте
Упр.320
29.01


95.
Морфологический разбор категории состояния
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь определять грамматические признаки категории состояния, разграничивать их, объяснять значения грамматических омонимов; выполнять морфологический разбор категории состояния
Анализ текста
§50, упр.322
1.02


96.
Р.р. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы
Урок развития речи
1

Уметь пересказывать исходный текст, выбирать необходимую информацию, при пересказе соблюдать строгую последовательность изложения, использовать языковые средства связи предложений и смысловых частей, использовать наречия и слова категории состояния для описания природы или состояния человека
Изложение
Упр.322
2.02


97.
Систематизация и обобщение изученного по теме «Категория состояния».
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Знать общее значение слов категории состояния. Уметь определять грамматические признаки категории состояния, разграничивать их, объяснять значения грамматических омонимов; выполнять морфологический разбор категории состояния
Анализ текста
Вопросы на стр.133
3.02


98.
Р.р. Сочинение на лингвистическую тему
Урок развития речи
1

Уметь составлять связный текст на лингвистическую тему
Сочинение
Упр.324
4.02



СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1ч)


99.
Самостоятельные и служебные части речи
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать о различии самостоятельных и служебных частей речи, их роли в тексте. Уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, находить их в тексте, употреблять в речи
Работа с текстом
§51, упр.325
5.02



Предлог (11ч + 2ч)


100.
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать о предлоге как служебной части речи, его роли в словосочетании и предложении. Уметь отличать предлоги от омонимичных им приставок; писать с существительными, прилагательными, местоимениями, числительными, причастиями; знать об отсутствии их перед глаголами, деепричастиями, наречиями
Определить роль предлогов в предложении.
§52, упр.328
8.02


101.
Р.р. Рассказ от своего имени на основе прочитанного
Урок развития речи
1

Уметь составлять связный текст от своего имени на основе прочитанного
Сочинение-рассказ

9.02


102.
Употребление предлогов
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать об однозначных и многозначных предлогах; способности предлога в разных словосочетаниях выражать разные значения; нормах употребления с различными частями речи. Уметь правильно использовать предлоги в речи, исправлять допущенные ошибки
Предупредительный диктант.


§53, упр.335
10.02


103.
Предлог перед прилагательными, порядковыми числительными и причастиями
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1


Уметь правильно использовать предлоги в речи, исправлять допущенные ошибки, производить синонимичную замену предлогов, различать предлоги-антонимы и предлоги-синони-мы
Редактирование предложений
Упр.336
11.02


104.
Непроизводные и производные предлоги
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1


Знать разряды предлогов по происхождению, уметь отличать производные предлоги от непроизводных, производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно употреблять их в речи
Проверочная работа: заменить непроизводные предлоги производными
§54, упр.337
12.02


105.
Правописание омонимичных частей речи
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь отличать предлоги от омонимичных им частей речи
Составление таблицы
Редактирование предложений
Упр. 340.
15.02


106.
Простые и составные предлоги.
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1


Знать разряды предлогов по составу, понятия «простые и составные предлоги»
Работа по карточкам.
Анализ текста

§55, упр.344
16.02


107.
Текстообразующая роль предлогов.
Морфологический разбор предлогов
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать о текстообразующей роли предлогов; порядок морфологического разбора предлога. Уметь выполнять морфологический разбор предлога
Упр. 306 (озаглавить текст, прочитать вслух, выписать
словосочетания с предлога-ми, сделать морфологический разбор предлогов)
§56,Упр.355
17.02


108.
Р.р. Рассказ на основе увиденного на картине
А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа» (упр.307)
Урок развития речи
1

Уметь писать сочинение повествовательного характера с элементами художественного описания, строить своё высказывание с использованием сложных композиционных форм, соблюдать стилевое единство текста- использовать изобразительные средства языка, соблюдать нормы
Сочинение по картине в форме репортажа по данному на-чалу
§54-55, упр 348
18.02


109.
Слитные и раздельные написания предлогов
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно писать их, обосновывая свой выбор; употреблять в речи
Осложнённое списывание. Составить таблицы «Различайте предлоги и существительные», «Различайте написания деепричастий и предлогов»
§57, упр.350
19.02


110.
Дефис в предлогах из-за, из-под. Слитные и раздельные на-писания предлогов.
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь правильно писать предлоги
Объяснительный диктант.
Упр.352
22.02


111.


Систематизация и обобщение изученного по теме «Предлог»


Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1


Уметь безошибочно писать производные предлоги, отличать их от созвучных словосочетаний, правильно употреблять в речи и на письме

Анализ текста
Тест
§54-57
24.02


112.
Контрольный диктант «Предлог»
Урок контроля
1
Уметь грамотно писать, соблюдая орфографические и пунктуационные правила
Диктант с грамматическим заданием


Упр.353
25.02



Союз (16 ч + 2ч)

113.
Союз как служебная часть речи.
Урок работы над ошибками Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать о союзе как о служебной части речи, его роли в предложении и в целом тексте, опознавать союз. Уметь ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении, определять роль союзов в предложении
Объяснительный диктант
§58, упр.357
26.02


114.
Синтаксическая роль союзов в предложениях.
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать о роли союза в предложении и в целом тексте
Комплексный анализ текста
Упр.358
29.02


115.
Простые и составные союзы
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать разряды союзов по строению, уметь определять роль союзов в предложении, ставить знаки препинания при однородных членах и в сложных предложениях, строить предложения, используя союзы
Графический диктант.
Составление предложений по схемам
§59, упр.360
1.03


116.
Союзы сочинительные и подчинительные

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать разряды союзов по значению, особенности каждой группы союзов, их назначение, уметь разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, правильно ставить знаки препинания.
Закончить начатые предложения. Синтаксический разбор
§60.ю упр. 363
2.03


117.
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь правильно ставить знаки препинания, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностя-ми

Конструировать предложения по схеме.
§61, упр.366
3.03


118.
Сочинительные союзы -
соединительные, разделительные и противительные.
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1


Знать группы сочинительных союзов, их назначение, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями


Выборочный диктант
§62, упр.371
4.03


119.
Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях.
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1


Выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями, пользоваться повтором союза в целях усиления выразительности речи

Конструирование предложе-ний
Упр.373
7.03


120.
Подчинительные союзы

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1


Знать разряды подчинительных союзов по значению, их назначение, уметь различать подчинительные союзы, употреблять для связи предложений
Заменить простые предложения сложноподчиненными
§63, упр. 379
9.03


121.
Употребление подчинительных союзов в сложном предложениях.
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1


Уметь различать подчинительные союзы, употреблять для связи предложений и целого текста, производить синонимическую замену синтаксических конструкций

Комплексный анализ текста.
Найти ошибки в построении
Упр.381
10.03




122.
Текстообразующая роль союзов
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1

Уметь использовать союзы для связи предложений и целого текста, определять, какие смысловые отношения между частями сложных предложений передают союзы
Анализ текста


§58-63

11.03



123.
Морфологический разбор союза.
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1


Уметь различать союзы по значению и строению, выполнять морфологический разбор союза
Тест

§64, упр.382
14.03


124.
P.p. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Урок развития речи
1
Знать особенности публицистического стиля речи. Уметь создавать текст-рассуждение, аргументировать свою точку зрения, опровергая или соглашаясь с ними
Сбор материала
Упр.384
15.03


125.
P.p. Рассуждение на тему «Книга - наш друг и советчик»
Урок развития речи
1
Уметь правильно выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами; использовать в речи сложные предложения с разными группами союзов
Сочинение-рассуждение

16.03


126.
Слитные и раздельные написания союзов.
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать правило правописания союзов. Уметь применять правило на письме
Составить таблицу «Отли-чайте союзы от других частей речи»
§65, упр.387
17.03


127.
Отличие написания союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, уметь применять правило на письме, употреблять в речи, интонационно и пунктуационно правильно оформлять различные синтаксические конструкции

Взаимодиктант
65упр.391
18.03


128.
Тренировочные упражнения
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Уметь грамотно писать, соблюдая орфографические и пунктуационные правила
Самостоятельная работа
Упр.392
28.03


129.
Обобщение и систематиза-
ция изученно-го по теме «Союз»
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Уметь систематизировать, обобщать знания; подбирать материал, работая с разными источниками, правильно и безошибочно их писать союзы, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учетом их стилистической окраски
Ответы на теоретические вопросы.

Вопросы на стр.162, 395
29.03


130.
Контрольный диктант теме «Союз»
Урок контроля
1
Уметь систематизировать, обобщать знания; соблюдать орфографические и пунктуационные нормы на письме
Диктант с грамматическим заданием
Упр.399
30.03



Частица (18 ч + 4ч)


131.
Частица как служебная часть речи
Урок работы над ошибками Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать особенности частицы как служебной части речи. Уметь отличать частицы от знаменательных частей речи, понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, разницу в употреблений омонимичных частиц, союзов, наречий
Определить значение частиц в тексте
§66, упр.402
31.03


132.
Синтаксическая роль частиц в предложении
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать роль частиц в предложении и образовании наклонений глагола
Анализ текста (упр.358)
Упр.403
1.04


133.
Разряды частиц. Формообразующие частицы
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать разряды частиц по значению, роль формообразующих частиц. Уметь распознавать формообразующие частицы, отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков
Составить связный текст «Мир и дружба», употребить глаголы в повелительном наклонении с частицами «пусть», «да», «давайте», ис-пользуя обращения
§67, упр.407
4.04


134.
P.p. Рассказ по данному сюжету «Горе-мечтатель» (
Урок развития речи
1
Уметь определять тему, основную мысль своего высказывания; выбирать тип речи, особенности языка, обдумывая содержание текста, находить рабочий материал, выстраивать композицию; правильно выражать свои мысли в соответствии с темой сочинения
Сбор материала
Диалог, описание, употребление частиц
Упр.408 подготовка к сочинению
5.04


135.
P.p. Написание сочинения
Урок развития речи
1
Уметь определять тему, основную мысль своего высказывания; выбирать тип речи, особенности языка, обдумывая содержание текста, находить рабочий материал, выстраивать композицию; правильно выражать свои мысли в соответствии с темой сочинения
Сочинение

6.04


136.
Разряды частиц. Смысловые (модальные) частицы
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать значения модальных частиц. Уметь выделять модальные частицы среди других частей речи; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков; выразительно читать предложения с модальными частицами, интонационно выражая разные чувства
Составление таблицы «Разряды смысловых (модальных) частиц»
§68, упр.411
7.04


137.
Смысловые частицы, выражающие уточнение, вы-деление, ограничение, усиление
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь выделять модальные частицы среди других частей речи; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков; выразительно читать предложения с модальными частицами, ин-тонационно выражая разные чувства, понимать многообразие значений модальных частиц; находить их в предложениях, определять значение, выраженное ими
Составление таблицы «Разряды смысловых частиц»
§68, упр 415
8.04


138.
Раздельное написание частиц
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать, правила раздельного написания частиц. Уметь выделять их среди других частей речи; определять стилистическую роль частиц; употреблять их в своей речи, безошибочно писать местоимения, прилагательные, наречия с частицами
Анализ текста
§69, упр.422
11.04


139.
Дефисное написание частиц
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать, правила дефисного написания частиц. Уметь выделять их среди других частей речи; определять стилистическую роль частиц; употреблять их в своей речи, безошибочно писать местоимения, прилагательные, наречия с частицами
Самостоятельная работа (упр.381)
§69, упр.425
12.04


140.
P.p. Выступление для телезрителей по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» (упр.382)
Урок развития речи
1
Уметь определять тему, основную мысль своего высказывания; выбирать тип речи, особенности языка, обдумывая содержание текста, находить рабочий материал, выстраивать композицию; правильно выражать свои мысли в соответствии с темой сочинения
Выступление
Упр.426
13.04


141.
Текстообразующая роль частиц. Морфологический разбор частиц
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать о текстообразующей роли частиц; порядок морфологического разбора частиц. Уметь выполнять морфологический разбор частиц

§70,упр.428
14.04


142.


Отрицательные частицы
не и ни. Роль отрицательной частицы не
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1


Понимать смысловое значение частицы не. Уметь определять смысловое значение частицы не, уметь употреблять в речи, безошибочно писать с другими частями рекчи
Предупредительный диктант.
§71, упр 429
15.04


143.
Отрицательные частицы
не и ни. Роль отрицательной частицы ни.
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Понимать смысловое значение частицы ни. Уметь определять смысловое значение частицы ни, уметь употреблять в речи, различать частицу не и ни на письме, приставку не и частицу не, безошибочно употреблять частицы не и ни с разными частями речи
Самостоятельная работа (упр.389, 390)
Упр.434, упр, 436
18.04


144.
Различение на письме частицы не и приставки не-
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь применять правила написания не с различными частями речи, опознавать части речи, обосновывать выбор написания, используя алгоритм рассуждения, различать на письме частицу не и приставку не-, применять правило написания не в отрицательных местоимениях и наречиях и неопределенных местоимениях
Объяснительный диктант
§72,упр.439
19.04


145.
Правописание не с различными частями речи. Тренировочные упражнения
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь различать на письме частицу не и приставку не, применять правило написания не в отрицательных местоимениях и наречиях и неопределенных местоимениях
Самостоятельная работа (упр.398, 399)
Упр. 442
20.04


146.
P.p. Сочинение-рассказ по данному сюжету
Урок развития речи
1
Уметь определять тему, основную мысль своего высказывания; выбирать тип речи, особенности языка, обдумывая содержание текста, находить рабочий материал, выстраивать композицию; правильно выражать свои мысли в соответствии с темой сочинения
Сбор материала
Диалог, описание, употребление частиц
Упр.446
21.04


147.
Частица ни, приставка ни-, союз ни - ни
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь различать частицу ни, приставку ни- и союз ни - ни; выбирать правильное написание
Осложнённое списывание.
§73, упр.448
22.04


148.
Правописание ни с различными частями ре-чи. Тренировочные упражнения
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь различать частицу ни, приставку ни- и союз ни - ни; выбирать правильное написание, различать выражения НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК...; НЕ КТО ИНОЙ, КАК...; НИЧТО ИНОЕ...; НИКТО ИНОЙ
Работа с перфокартами.
Объяснительный диктант
Упр.450
25.04


149.
Различение на письме частиц не и ни
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь различать отрицательные частицы не и ни, правильно употреблять их в речи в соответствии со значением и ролью в предложении; применять обобщенные знания о случаях написания не и ни с различными частями речи на письме
Самостоятельная работа (упр.406)
Упр.451
26.04


150.
Обобщение и систематиза-
ция изученно-го по теме «Частица»
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков ре-чи, различать не и ни на письме, безошибочно употреблять с разными частями речи
Объяснить, как вы понимаете высказывание лингвиста
Т.Николаева о том, что частицы - «это слова, максимально ответственные за передачу общения»
Контр.вопр. на стр.181, упр 454
27.04


151.
Уроки-зачёт по теме «Служебные части речи»
Урок контроля
1
Уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, употреблять предлоги как средство связи в словосочетании и предложении, союз - для связи однородных членов и частей сложного предложения, различать предлоги, союзы, частицы разных разрядов, писать безошибочно производные предлоги, частицы, союзы, отличать союзы ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ от созвучных сочетаний слов, употреблять служебные части речи в соответствии с языковыми нормами
Зачет
Упр. 458
.28.04


152.


Контрольный диктант теме «Служебные части речи»
Урок контроля
1
Уметь систематизировать, обобщать знания; соблюдать орфографические и пунктуационные нормы на письме
Диктант с грамматическим заданием

29.04



МЕЖДОМЕТИЕ. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА (4 ч)


153.
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении
Урок работы над ошибками Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Знать, что междометие не является ни самостоятельной, ни служебной частью речи. Уметь распознавать междометия, ставить знаки препинания при них; употреблять в своей речи; выразительно читать предложения с междометиями, конструиро-вать предложения с междометиями, отличать их от знаменательных и служебных частей речи
Составить таблицу «Исполь-зование междометий для вы-ражения эмоций, некоторых форм общения, команд, приказов». Конструирование предложений с междомети-ями
§74, упр.459
2.05


154.
Дефис в междометиях. Запятая и восклицательный знак при междометиях
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь уместно ставить знаки препинания при междометиях
Тест
§75, упр.463
3.05


155.
Интонационное выделение междометий
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Уметь интонационно и пунктуационно выделять междометия
Прочитать текст, голосом, интонацией передать внутреннее состояние героя.
Упр.465
4.05


156.
Звукоподражаетльные слова и их отличие от междометий
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков
1
Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и художественных произведениях. Уметь выразительно читать предложения с междометиями и звукоподражательными словами
Выписать из предложений звукоподражательные слова, распределить их на группы, относящиеся: к людям, жи-вотным (птицам), явлениям природы (предметам)
Заполнить таблицу
5.05


ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (17ч + 2ч)


157.
Разделы науки о русском языке
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Знать определения основных разделов науки о языке, что изучается в каждом из них
Связный ответ на теоретический вопрос
§76, упр.466
6.05



158.
Текст. Стили речи
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Знать особенности текста, черты стилей речи. Уметь создавать тексты, устанавливать ведущий тип речи, находить фрагменты с иным типовым значением, определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов предложений текста, способы и средства связи предложений в тексте
Комплексный анализ текста
§77, упр 468
10.05


159.


Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение на морально -этическую тему или публичное выступление на эту тему
Урок развития речи
1
Уметь составлять сообщение на основе публикаций газет и журналов или о событиях (полезных делах) своего класса в жанре заметки информационного характера, определять тему в соответствии с заглавием, составлять план, сохранять особенности стиля, выбирать тип речи и определять композицию; предупреждать возможные речевые ошибки; соблюдать нормы литературного языка
Сбор материала
Подготовка к сочинению
11.05


160.
Р.р. Написание сочинения
Урок развития речи
1

Сочинение

12.05


161.
Фонетика. Графика
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Уметь соблюдать произносительные нормы, проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, пользоваться орфоэпическим словарем, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи, выполнять фонетический разбор слова
Фонетический разбор, тест, редактирование звучащей речи
§78, упр. 480
13.05


162.
Лексика и фразеология
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Знать определения. Уметь разъяснять значения слов и правильно их употреблять, учитывая условия и задачи общения, пользоваться словарями; создавать художественные тексты, используя выразительно-изобразительные средства, соблюдать лексические нормы, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте, как средство устранения неоправданного повтора, проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении
Анализ текста. Работа со словарем
§79, упр.484
16.05


163.
Лексические нормы
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Уметь находить нарушение лексических норм, исправлять их, строить высказывания, соблюдая лексические нормы
Редакторская правка.
Объяснить причину появления ошибок
Упр.483
17.05


164.
Морфемика. Словообразование
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Знать способы образования слов. Уметь по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы, объяснять значение слова, его написание, грамматические признаки; опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов, определять способы образования слов разных частей речи, производить морфемный и словообразовательный разборы
Морфемный и словообразовательный разбор слова. Работа со словарем
§80, упр.487
18.05


165.
Морфология. Самостоятельные части речи
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Знать общую характеристику самостоятельных частей речи, различать их постоянные и непостоянные морфологические признаки, правильно, уместно употреблять изученные части речи, использовать знания, умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения. Владеть правильным способом применения изученных орфографических правил
Заполнение таблицы
§81, упр. 491
19.05


166.
Морфология. Служебные части речи
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Знать общую характеристику служебных частей речи, различать их постоянные и непостоянные морфологические признаки, правильно, уместно употреблять изученные части речи, использовать знания, умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения. Владеть правильным способом применения изученных орфографических правил
Анализ текста.
Упр.493
20.05


167.
Морфологический разбор слов
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Уметь выполнять морфологический разбор слов

Морфологический разбор слов
Упр.496
23.05


168.
Орфография. Орфограммы в приставках ,суффиксах и корнях слов
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Использовать знания, умения по орфографии в практике правописания. Владеть правильным способом применения изученных орфографических правил в приставках и корнях слов
Классификация видов орфограмм
§82, упр. 502
24.05


169.
Синтаксис (словосочетание, предложение, текст)
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Знать основные единицы синтаксиса и правила их построения
Фронтальный опрос
§83, упр. 505
.25.05


170.
Члены предложения. Способы выражения
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Знать члены предложения, способы их выражения. Уметь правильно находить и подчеркивать члены предложения
Самостоятельная работа
(упр.455). Подчеркнуть слова как члены предложения
Упр. 507
26.05


171.
Пунктуация
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1
Знать о системе знаков препинания, при каких условиях они ставятся. Владеть правильным способом применения изученных пунктуационных правил
Самостоятельная работа
(упр.463).
§84, упр512
27.05


172.
Итоговый контроль в переводных классах
Урок контроля
1
Уметь систематизировать, обобщать знания; соблюдать орфографические и пунктуационные нормы на письме
Диктант
Упр 513
30.05



173.
Итоги года
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков
1



31.05


174.175
Резервные уроки






















Учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Класс

Реквизиты
программы
УМК
обучающихся
УМК
учителя

7

Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. М.Т.Баранов, Т.А.Ла-дыженская, Н.М.Шанский. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 9-е издание. Москва «Просвещение», 2008
Учебник «Русский язык. 7 класс: учеб.для общеобразоват.учреж-дений/ (М.Т.Баранов, Т.А.Лады-женская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М.Шанский). – 31-е изд. – М.: Просвещение, 2014»


Богданова Г.А Книга для учителя. Уроки русского языка в 7 классе/. Егорова Н,В. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс Москва. ВАКО. 2011
Фёдорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе. Книга для учителя. Москва. Просвещение.


 Рабочая программаArial Black