Внеклассное мероприятие по творчеству Ш.Уалиханова












Внеклассное
мероприятие
«Образ Шокана Уалиханова
в художественных
произведениях»
10 класс.















Цель: ознакомить учащихся с творческим наследием Ш. Уалиханова; показать бесценность его наследия; ознакомить учащихся с произведениями, посвященных великому писателю и ученому.
Ход занятия
1) Оргмамент
2) Проведение викторины по вопросам:
1.Назовите полное имя Ш. Уалиханова.
2.Как называли современники Ш. Уалиханова?
(«гениальным молодым человекам», честнейшей и чистейшей личностью»)
-Какое учебное заведение окончил будущий ученый?
-С кем из русских писателей был дружен Уалиханов?
3)Слово учителя:
Огромное научное наследие Ш. Уалиханова - «Придания и легенды Большой киргиз-кайсацкой орды», «Тенгри,» «Ханские ярлыки», «О формах казахской народной поэзии», «Исторические предания о батырах 18 века», «Дневник поездки на Иссы-Куль».
Он совершил большое путешествие по Центральному Казахстану, Семиречью, Тарбагатаю, Заилийскому Алатау, принимает участие в крупной военно-научной экспедиции по изучению бассейна Иссык-Куль, посещает Западный Китай:
Его научные труды содержат много важнейших исторических, этнографических, археологических, фольклорных материалов. Они являются плодом наблюдательного и эрудированного ученого, прекрасно знающего географию, историю и быт, нравы и поэзию народов.
Конечно, многие писатели не могли не пройти мимо такой выдающийся личности. Сабит Муханов посветил этому великому человеку роман «Промелькнувший метеор» и трагедию « Ш. Уалиханов»
В трагедии Муканова глубоко раскрывает человеческие характеры Шокан рисуется в не как общественный деятель и сын своего народа. Это человек больших чувств, ясного ума. Восставая против феодальных традиций, он ставит демократические идеалы превыше всего, вызывая этим негодование и бешеную злобу правящий верхушки. « Со стороны отображения взаимоотношений и бытия – городского, семейного, общественного, исторического и отдельных личностей, и соответствия с жизнью, историей казахов пьеса получилась удачной»,- говорил М. Ауэзов.
С. Муканов мастерски создает образ первого казахского ученого. Писатель широко знакомит читателя с образом Ш. Уалиханова и является большим событием в казахской драматургии.
В романе « Промелькнувший метеор» писатель пролеживает все этапы становления Шокана Уалиханова. Он с интересом следит за своим героем, показывает его незаурядность. «О редкостных способностях Шокана говорили и преподаватели и кадеты. Он был у всех на виду. Он особенно увлекался историей, географией. Память и, вероятно, лингвистическое чутьё помогает ему усваивать языки с завидной легкостью. Не говоря уже о русском, он отлично успевал и в немецком языке, а к концу второго года без словаря читал французские тексты»
Таким предстает перед нами великий ученый, талантливый человек Ш. Уалиханов в художественном произведениях.
4) Подведение итогов.
Заголовок 115