План-конспект урока внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».


План-конспект урока внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Урок разработан учителем русского языка и литературы Лисименко О.В.

Тема « Почитай отца твоего и мать твою…» ( Нравственная проблематика повести А.С. Пушкина « Станционный смотритель».
Цели и задачи урока:
Проанализировать повесть.
Обсудить проблемы, поднимаемые автором.
Дать характеристику героям, их поступкам.
Сопоставить историю Дуни с притчей о блудном сыне.
Дать толкование понятиям «НРАВСТВЕННОСТЬ», « ПРИТЧА», «МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК», «ДИКТАТОР»?
Обсудить заранее приготовленные обложки к повести.
Оборудование урока:
Текст повести.
Оформление доски.
Карточки для словарной работы ( НРАВСТВЕННОСТЬ,ПРИТЧА,МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК).
Карточки с текстом поучения Святителя Тихона Задонского.
Иллюстрации к « Притче о блудном сыне», портреты главных героев, взятые из кинофильма. ( Репродукции Рубенса, Рембранта).ХОД УРОКА.
-Сегодня мы завершаем наш разговор по творчеству А.С.Пушкина. А завершим мы его анализом замечательного произведения «Станционный смотритель».
-Откройте тетради и запишите число и тему…
-Давайте обратимся к теме урока. Как вы понимаете смысл слова « ПОЧИТАЙ»? (ученики предлагают свои варианты).
Итог обсуждения запись в тетради определения « почитай-уважай , люби, помогай.
- Как понимаете смысл « нравственный», «нравственная проблематика»? Какие нравственные проблемы можете назвать? (Добро, зло, милосердие,любовь, счастье и др.)
-Т.о, нравственные проблемы- это проблемы , связанные с духовной жизнью человека. Вся наша жизнь подчинена определенным законам. Есть научные законы: математики , физики… А есть законы жизни- нравственные законы: что есть добро, что есть зло ? Кого надо любить, а кого –ненавидеть?
Без знания этих законов человеку будет трудно жить среди людей, разобраться в трудных жизненных ситуациях…
-Ребята, а где мы можем найти ответы на эти вопросы?( обсуждение). Вывод- Библия , художественная литература, сама жизнь.
-одна из очень важных, вечных проблем –это взаимоотношение отцов и детей, отношение детей к своим родителям. Разобраться в этом вопросе нам поможет повесть Пушкина.
-Давайте сначала узнаем историю создания повести.( сообщение ученика).
(Повесть входит в цикл повестей Белкина. Цикл создан в знаменитую Болдинскую осень 1830 года за очень короткий период : с 9 сентября по 20 октября. Кроме « Станционного смотрителя» сюда вошли повести: « Выстрел», « Метель», « Гробовщик», « Барышня- крестьянка». Цикл предворяет предисловие « От издателя». Роль издателя, вероятно, Пушкин взял на себя, обозначив инициалы «А.П.»; авторство же приписал провинциальному помещику Иван Ивановичу Белкину.
В роли рассказчика выступает И.И. Белкин, потом несколько «особ», будто бы поведавших ему свои истории, герои историй и , наконец, сам Пушкин.
- Итак , давайте обратимся к повести. Прочитаем эпиграф.
- Кто такой « ДИКТАТОР»? ( Обсуждение вариантов).
Вывод записываем в тетради « Правитель, пользующийся неограниченной властью».
- Можем мы назвать Вырина – диктатором? ( Конечно же нет, здесь грустная авторская ирония).
-А кто такой Вырин? ( Станционный смотритель).
-Давайте послушаем сообщение о профессии главного героя .( Сообщение ученика).
… Во времена Пушкина люди делились в соответствии с « Табелем о рангах». Вырин занимает самую низкую строку табеля
-А как зовут главного героя?
- Ничего вас в имени не насторожило? ( Самсон- это библейский богатырь!!!)
- Опять звучит грустная авторская ирония.
- А что узнаем о главном герое? Чтение со слов «… Кто не проклинал… до…следующего по казенной надобности».
- Что мы можем сказать о положении Самсона Вырина в обществе? ( Маленький человек).
_ Удивительно , но Пушкин делает героем своего произведения МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА, обращает внимание на его внутренние переживания, его чувства. К этой проблеме позже обратятся в своем творчестве и другие писатели: Гоголь , Достоевский и др.
- Мы еще вернемся к главному герою, а сейчас давайте обсудим , почему же проблема взаимоотношения отцов и детей важная, вечная, актуальная?
- Как дети должны относиться к своим родителям?( Ученики обсуждают).
- Вот видите, вроде бы все ясно ,просто. Но почему же этот вопрос так волнует писателя? Слова эпиграфа взяты из Библии. Этот вопрос интересует не только писателей , но и служителей церкви. Давайте обратимся к работе одного из служителей церкви Тихона Задонского (Текст у каждого ученика. Читает подготовившийся ученик).« Самая совесть убеждает человека родителей своих с любовью почитать. Всякое убо почтение отдавай, родившим тебя, да благо тебе будет. Кого тебе и почитать как не родителей. Понеже родители твои суть великие благодетели , показывай им свою достойную благодарность. Поминай болезни и труды их, и буде им за то благодарен. Знай точно, что ничем за их благодеяния тебе показанное, воздать не сможешь. Много они тебе обдолжили, много и ты им должен: являй им сердечную благодарность через все житие.
Всякое почтение дети родителям оказывать должны.
Почтение сие в том состоит: любить их истинно и чистосердечно, говорить о них со всяким почтением, пред ними предстоять, в случае честнейшее место им отдавать, когда говорят- слов их не прерывать…, дела никакого без них не начинать, ничего пред ними не делать, что их повредить может или их в стыд привести».
-Давайте переведем на современный язык слова Тихона Задонского. (Почитать родителей- это любить их, говорить о них уважительно, вставать перед ними, стоять перед сидящими,предоставлять лучшее место, не говорить одновременно с ними,не начинать дела без их согласия, не делать того, за что им будет стыдно.
- Мысленно ответьте на вопрос , а вы почитаете родителей так , как написано в поучении?
-Вернемся к нашему герою. От кого мы узнаем историю Вырина?( И.И. Белкина).
-Каким предстает главный герой? Что мы узнаем о его жизни? ( Можно использовать цитаты из текста).
-Почему автор акцентирует внимание на положении Вырина в обществе? По каким законам жили люди? (По тексту. « Чин чина почитай…», т.е. главное не человек , а чин!!!)
-Где живет герой? Что привлекло ваше внимание?(« КАРТИНКИ» на стене, из «Притчи о блудном сыне».)
- Вспомним сюжет притчи. Что такое « притча»? (- поучение , иносказание).
- Что такое «блуд»? Как понимаете?(- уклонение от прямого пути).
-Сообщение ученика ( краткое содержание притчи).
- В чем смысл притчи? ( Возвращение блудного сына – великое счастье отцу).
- В словаре В. И. Даля есть такая пословица « Блудный сын – ранняя могила отцу». Согласны вы с этим утверждением?
Сопоставление « картинок»: 1- Блудный сын просит благословения; 2- Развратная жизнь; 3- Пасет свиней; 4 –Возвращение блудного сына.
-Похожа история Дуни с историей блудного сына?
- В чем самое главное различие? ( Дуня не застала отца в живых- позднее раскаяние).
- Почему Пушкин называет иллюстрации « КРТИНКИ»?( Дуня никогда не задумывалась над их смыслом, для нее –это просто часть декора!!!)
-Каким мы видим Самсона Вырина во второй приезд рассказчика? Легко нам узнать главного героя? Что произошло за это время? ( Беда сломила Самсона Вырина , он пьет, он потерял смысл жизни, любовь, саму жизнь).
-Что добило Самсона Вырина? Что плохого, что его дочь удачно вышла замуж? ( Приезд в город , встреча с Минским . По тексту «…Минский вышел к нему в халате…)
- Что больше всего возмутило вас в поведении Минского ( Деньги).
БЕДНЯК, « МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» ОСТАЛСЯ «Маленьким человеком»: его оскорбили , растоптали, унизили… Но все же денег не взял!!! Почему?
ДОЧЬ, ЛЮБОВЬ,СЕМЬЮ КУПИТЬ И ПРОДАТЬ НЕЛЬЗЯ!!! НЕ ВСЕ В ЖИЗНИ ПРОДАЕТСЯ И ПОКУПАЕТСЯ! !! МИНСКИЙ ЭТОГО НЕ ПОНИМАЕТ, А « МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» ЗНАЕТ! ДА , ОН БЕДЕН, ДА , ОН ВНИЗУ ТАБЕЛЯ, НО МОРАЛЬНО ОН ВЫШЕ, ОН ЛУЧШЕ РАЗБИРАЕТСЯ В НРАВСТВЕННЫХ ЗАКОНАХ ЖИЗНИ!!!
-Все же , почему главный герой не рад счастью дочери?( История Дуни –это, скорее, исключение их правил. Чаще всего такие истории кончались трагически. Вырин хорошо знает законы , по которым живет общество. Ему тяжело поверить в любовь богатого и бедной).- Как вы оцениваете поступок Дуни?
-Дуня приносит отца в жертву своему счастью: она богата ,любима, у нее семья… Но счастлива она, по вашему мнению?
-Обратимся к финалу повести. Чтение со слов« ЗНАЛ ЛИ ТЫ ПОКОЙНИКА….»
-Почему историю конца смотрителя рассказывает ребенок? Случайно это , по вашему мнению?( Из рассказа мальчика мы узнаем , как дети любили Самсона Вырина, каким он был добрым, возился с ними… Он мог быть хорошим дедушкой…Но дети Дуни уже не узнают этого…).
-Ребята, в Писании сказано:« Зло , посеянное в детях, умножится во внуках». Как понимаете смысл?
-Кто , по вашему , виноват в трагедии Вырина? Только ли Дуня? ( Обсуждение).
- Наверное, и отец виноват в чем-то. Ведь Дуня его дочь, он ее воспитал такой.
- Один литературовед сказал :« Самсона Вырина погубило не какое-то действительное несчастье, а его представление о том
, как сложится судьба его дочери». М. Гершензон
-Согласны вы?
-Попытайтесь дописать счастливый финал. Как бы сложилась судьба героев?
-Давайте подведем итог нашего разговора.
- Какую нравственную проблему поднимает Пушкин?
-О чем заставила задуматься повесть?
- В чем ее актуальность?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- Напишите обращение к своим сверстникам о том , как необходимо относиться к родителям.