Урок по русскому языку и литературе на тему Тема отцов и детей в повести Станционный смотритель


№ Этапы урока Содержание урока: деятельность учителя и ученика Оценивание
Что оценивается Чем оценивается
I Представление. Добрый день, дорогие ребята. Предмет нашего разговора повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель»- одно из самых проблематичных и поучительных произведений в русской литературе. Сегодня мы проанализируем яркие эпизоды, сопоставим их с библейской притчей и извлечем уроки нравственности, а также поговорим о вечной проблеме отцов и детей.
Объявление темы и целей урока. Тема урока: Тема отцов и детей в повести «Станционный смотритель».
-Запишите тему урока.
Уровень мобилизации воли, концентрация внимания.
Слайд-1-2
Наблюдение, анализ
II
III
IV
V
VI
VII
Актуализация. ЗУН
Развитие.
Интегрирование.
Рефлексия.
Оценивание.
Домашнее задание. - На доске вы видите иллюстрации с главными героями, также иллюстрации блудного сына. На уроке мы с вами обязательно обратимся к ним. -Я выбрала такие цитаты. Думаю, что вам всем они известны. (из Библии)  «Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними». «Почитай отца своего и мать свою, чтобы продлились дни твои на земле».
-О чем эти слова? Какие мысли они у вас вызывают? (эти слова о любви к родителям, уважении, о чувстве долга перед ними) Учитель: Хочется начать урок с небольших исследований. Данное произведение относится к циклу повестей Белкина. Кто такой Иван Петрович Белкин, и откуда известно Пушкину, кто такой станционный смотритель нам расскажут девочки.
Слово заранее подготовленных учениц.
Осенью 1830 года из-за холерного карантина поэт был вынужден в течение трех месяцев оставаться в имении своего отца Болдине. И именно этому времени суждено было стать наивысшей точкой пушкинского творчества, когда из-под его пера «вылилась целая библиотека произведений». В числе прозаических произведений, написанных в Болдине, был цикл повестей, объединенных одним рассказчиком, так называемые «Повести Белкина», куда входит и «Станционный смотритель». Вымышленный автор повестей — Иван Петрович Белкин — самый обыкновенный человек, чья жизнь не богата значительными событиями, поэтому его записки — это пересказ услышанных историй, поразивших его воображение своей необычностью.
Во времена Пушкина основной тягловой силой были лошади. Между населенными пунктами существовали станции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей. Служащий, который отвечал за эту работу, и назывался станционный смотритель. Пушкин тоже много путешествовал. Он в 1820 году имел чин 10-го класса и мог получить только двух лошадей . Он был на редкость легок на подъем, причем любил ездить один – ямщик не в счет. Легкий, общительный, он любил и радостно вверял себя долгому дорожному одиночеству. Сотни почтовых станций довелось посетить, со многими смотрителями встречаться. Не менее 13 раз он бывал на на Вырской станции, которую народное предание связало с повестью «Станционный смотритель».
- Я надеюсь, ребята, что вы внимательно прочитали эту повесть. -Какое впечатление произвела она на вас? -Кто является главным героем в повести? ( Главным героем в повести является Самсон Вырин) .-Кто такие станционные смотрители, каков их труд? В повести Пушкин сам отвечает на этот вопрос. Найдите в тексте. Послушаем. (00-01.14.).
-Кто такие станционные смотрители? Как вы думаете, как относится к смотрителям автор? Как вы понимаете цитату « мученик четырнадцатого класса» ?( учебник литературы стр. 223)
-Сколько раз дается описание героя в тексте? (три). Когда и в какое время приезжает рассказчик к смотрителю? (Первый приезд рассказчика на станцию –весна в 1816 году, в мае (стр.62) Второй приезд рассказчика на станцию- зима-( стр. 64) Третий приезд рассказчика на станцию- осень-( стр. 70) -Всегда ли одинаково предстает перед нами смотритель? Каждый раз по-разному.
1 задание. Работа по группам. Работа с текстом.
1 группа. Дайте портретную характеристику Самсона Вырина в первый раз. (стр.63…вижу ,как теперь ,самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах)
2группа. Дайте портретную характеристику Самсона Вырина во второй раз. (стр.64…это был точно Самсон Вырин; но как он постарел! Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину- не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика)
3группа. Дайте портретную характеристику Самсона Вырина в третий раз. (стр.70…это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо: холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев. Я …остановился у почтового домика. В сени вышла толстая баба и на вопросы мои отвечала, что старый смотритель с год как помер, что в доме его поселился пивовар, а что она жена пивовара). Вывод: Каждый раз герой показан по-разному. -Кто виноват в том, что Вырин превратился в хилого старика? (Дуня, так как она уехала в Петербург, бросив отца.) -А отец, также думал? (нет, так как считает виноват Минский, потому что он соблазнил дочь и увез).
-Чего она лишила и себя, и отца?( она лишила себя общения с отцом, душевного спокойствия отцу и себе, возможности заботиться о нем, помогать ему, также лишила своих детей возможности видеться с дедом и получать его любовь. Он был бы хорошим дедом, ведь он очень любил детей.) -На сколько частей можно разделить жизнь смотрителя? Как можно назвать ? (на две: жизнь с дочерью и после ее отъезда).
Вывод: у него беда. Его дочь- его боль. Она была его надеждой, счастьем, смыслом жизни. Ею дом держался. Также разделилась жизнь Дуни.
2 задание. 1 группа. - Как она жила на станции? 2 группа .-У Минского?
3 группа. Найдите эпизод, на чем заострил свое внимание рассказчик, находясь в комнате смотрителя? (На цветах, кровати, картинках, изображающих историю блудного сына).-Какая притча лежит в основе картинок? (Связь с Библией)
На станции с отцом У Минского
Портрет: девочка лет четырнадцати. Большие голубые глаза.
Красота ее меня поразила. Портрет: Одетая со всею роскошью моды.
Сверкающие пальцы. Прекрасная барыня.
Карета в шесть лошадей, моська.
Занятия:
За перегородкой шила себе платье.
Ею дом держался
Занятия: трое детей.
Читая повесть, мы узнаем, что Самсон Вырин не оставляет надежды вернуть свою дочь и отправляется на поиски в Петербург пешком.
-Почему? Что его сильно волновало? Какие мысли не давали спокойно жить герою? (Посмотрим видеосюжет).
- Почему от этой встречи наворачиваются слезы у бедного отца. - Почему Дуня, увидев отца, не обрадовалась, не упала на колени и не стала просить прощения?
Вернемся к притче «Блудного сына»
- Как вы понимаете слово «блудный»? (Заблудший, ошибившийся, впавший в заблуждение . Заблудившийся, потерявший ориентиры, цель в жизни. Блудный сын- человек, потерявший семью, отчий дом, веру, родину. А также человек, нарушивший нравственные законы. Таким образом, блудный сын – человек, не просто потерявший семью, отчий дом, родину, но и заблудившийся на жизненном пути, утративший нравственный ориентиры в жизни.- Чья судьба сложилась счастливее? Ее или блудного сына? Блудный сын беден, ему нечего есть, но дома его встречает отец и прощает его.
(Дуня богата. У нее карета, запряженная шестеркой лошадей, моська, кормилица. Но что ее встречает вместо объятий отца? «Черный крест, вместо дома – «голое место Дуня не получила прощения, и тем горше её слёзы )- Чей отец оказался счастливее: блудного сына или блудной дочери? Он несчастен. Единственный, родной, любимый человек ради личного счастья отказался от отца.
– Что за человек Минский? Каким вы его видите в повести ? (Человек, который не считается ни с кем и ни с чем. Не подумав о бедном старике, он увозит, хотя и добровольно, Дуню. За уход за мнимым больным, за искреннее сочувствие он отплатил не только обманом.)-Он сдержал свое слово, что дочь будет счастлива? Найдем в тексте, где описывается первая, вторая встреча смотрителя и ротмистра.(стр.67-68; стр. 68-69)
-Что хотел Пушкин показать через взаимоотношения Вырина и Минского?Через взаимоотношения Вырина и Минского Пушкин показал социальное неравенство, судьбу «маленького человека». Пушкин не только сделал «маленького человека» героем литературного произведения, но и наделил его высокими душевными и духовными качествами.
-Что может сделать человека «маленьким»?  ( Это не только низкий чин, отсутствие высокого  социального статуса, но и потерянность в жизни, страх перед нею, утрата интереса и цели).
Вывод: В повести Пушкина написано об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям. Защитить этих людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли. «Маленький человек» — это человек, который относится к среднему или низшему социальному слою, но обладает высокими душевными и духовными качествами.
Задание 3. Таблица.- Проведем некоторые параллели в содержании притчи и истории Дуни. 1 группа. Записывает в таблице только о блудном сыне. 2 группа. Записывает в таблице только о Дуне. 3 группа. Записывают одними словами или сочетанием слов обоих героев. ( заблудший, успел попросить прощение, раскаяние, был прощен; заблудшая, уехала сама, не успела попросить прощение, не прощена, плачет у могилы)
Притча Повесть
1. Сын уходит сам из дома. 1. Дочь уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца
2. Никто не ищет его. 2. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью…
3. Возвращение блудного сына. Радостная встреча сына с отцом. 3. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.
4. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына. 4.Дуня не успела попросить прощения. Отец умер.
- Кто оказался счастливее в повести ? -Что делает счастливым в жизни человека?
Вывод: как можно вовремя просить прощение и раскаяться в своих ошибках.
Сегодня мы говорили о трёх героях повести. Попробуйте составить СИНКВЕНЙН 1группа Минский, 2 группа Дуня, 3 группа Вырин.Вырин Дуня МинскийБедный Красивая Беспечный Несчастный Прелестная ЛегкомысленныйДобрый Приветливая УдалойЛюбящий Хозяйственная СчастливыйЗабитый Печальная Богатый«Маленький человек» С камнем на сердце Жестокий- Итак, перед нами три героя : Вырин, Минский, Дуня. - Кому бы вы посочувствовали? Почему ?Эпиграфом к повести «Станционный смотритель» взяты слова Князя Вяземского Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор. — Как вы понимаете слово «диктатор»? Соответствует ли оно характеру главного героя?— Почему? («Диктатор» — правитель, пользующийся неограниченной властью. Вырин же слабый, робкий, бедный человек, он не может за себя постоять, на него кричат и иногда «готовы прибить» проезжающие.) Этими словами Пушкин хотел выразить иронию над своим героем. Несмотря на то, что данная повесть окрашена грустью, в ней есть ироничные моменты
-О каких нравственных проблемах повести мы говорили на уроке?О проблеме «маленького человека».О взаимоотношении отцов и детей.Об ответственности за свои поступки.О счастье и любви.Вывод: Отказ от тех, кто дал нам жизнь, есть грех. -К чему учит на повесть?
   Повесть «Станционный смотритель» учит уважать и любить человека, учит умению сочувствовать, заставляет думать о том, что мир, в котором живут станционные смотрители, устроен не лучшим образом.
- Какое качество вы бы поставили на 1 место?
-Какое качество человека, вы считаете самым плохим? Я уверена в том, что все вы любите своих родных. Но часто ли вы проявляете эту любовь? Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни неприятности, а хоть немного счастья. Я хочу, чтобы вы задумались, как важно дарить любовь, почаще проявлять ее.
- Когда я читаю повесть, я представляю…, думаю о…
ПОПСЯ считаю, что… …потому что… …например… …поэтому…
-Какой урок для себя вы извлекли?
Мы иногда совершаем поступки, о которых нам приходится сожалеть. Очень хорошо, если человек раскаивается, прежде всего, перед самим собой. В таком случае в следующий раз, возможно, он не сделает того, за что будет стыдно и больно и ему, и его близким. И дай нам бог не совершать таких поступков, за которые потом не у кого будет просить прощения.
Написать эссе: « Самсон Вырин -маленький человек…» Какой нравственный урок даёт нам история Самсона Вырина? (подготовить письменный развёрнутый ответ на вопрос).
Слушают учителя.
(внимание на доску).
Слушают учащихся.
Предварительная подготовка.
Умение анализировать
Работа с текстом.
Работа с репродукциями (внимание на доску).
Видео. 2приход к Минскому
Уровень мобилизации воли, концентрация внимания.
Делают выводы.
Работа по группам.
Слайд-3
Слайд-4 Слайд-5
Аудио прослушивание.
Слайд-6
Слайд-7
Ответы на вопросы.
Слайд-8-9
Слайд-10
Видео. Молитва матери.
Слайд-11
Министерство Просвещения Республики Молдова
Главное Управление Образования АТО Гагаузия Теоретический лицей с. Баурчи Дидактический проект урока
Тема: «Тема отцов и детей в повести « Станционный смотритель».

Учитель: Тельпиз С.П.
Класс: 9-А

2016-2017 уч. год
Дидактический проект урока по литературе.
Дата: 29.11.2016г. Учебное заведение: Теоретический лицей с. Баурчи Учитель: Тельпиз Светлана Петровна Класс: 9 Тема: «Тема отцов и детей в повести « Станционный смотритель». Тип урока: урок-размышление. Субкомпетенции: знать художественные особенности, смысловое содержание художественного текста; суметь сопоставлять героев; уметь читать выразительно, с интонацией; умение работать самостоятельно с текстом, репродуцировать; умение выделять главное, выразить свою мысль; умение находить художественные средства в художественном тексте; быть способным поддерживать диалог с одноклассниками; проявлять уважение и толерантность друг к другу. Цели урока: проанализировать яркие эпизоды, сопоставить их с библейской притчей и извлекать уроки нравственности, а также поговорить о вечной проблеме отцов и детей.
Оборудование: учебник «Русский язык и литература, 9 класс» под ред. Ф.М.Горленко, Т.Н.Сузанской, доска, презентация ppt., видеофрагменты, чтение эпизода аудиозаписью, иллюстрации к притче о блудном сыне, иллюстрации к повести, эпиграфы.