Проектная работа по литературе на тему: Проблема «Отцов и детей»


Проектная работа по литературе на тему: Проблема «Отцов и детей» Исполнители: Швец Татьяна и Карагулова Данагуль Библиотекарь: Платошина Мария Антоновна А кто родителей своих на добро учения не слушает, того выучу я, Горе злосчастное. « Повесть о Горе-Злосчастии ». «Притча о блудном сыне» Х «Повесть о Савве Грудцыне» ХVII «Станционный смотритель» А. С. Пушкина ХIX «Телеграмма» К. Паустовского ХХ. «Притча о блудном сыне» В притче о блудном сыне мы встречаем позицию двух сыновей. Однажды младший сын сказал отцу: «Отец, дай мне мою часть наследства». Отец разделил имение, и младший сын, взяв свое, отправился в чужую страну. Там он жил весело, ни в чем себе не отказывал, и скоро денег у него не осталось. Автор,назв.произведения Родители Дети Библия«Притча о блудном сыне» Отец «Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Любовь, мудрость, всепрощение. Сын. «Отец, я согрешил против тебя и недостоин называться твоим сыном». Ослушание, неразумность, осознание своей вины. XVII век«Повесть о Савве Грудцыне» Отец Фома Грудцын - Усов-купец.Сына своего Савву «приучал, наставляя, прилежно занимается торговым делом, чтобы сын мог по смерти родителя стать наследником имущества его» Мудрость, ответственность за семью, надежда на сына. Сын Савва Грудцын «Матерь Господня!Прости мне содеянное и избавь меня от адской пропасти!» Разгул, блуд, скитания, потеря отца. Пренебрежение божьими заповедями.Постригся в монахи. XIX век А.С,.Пушкин «Станционный смотритель» Отец Самсон Вырин, бедный чиновник 14 класса. Любит дочь, заботился о ней, страдал, спился и умер. Дуня-дочь. Нарушила заветы отцов. Тайно уезжает с проезжим гусаром, оставляя отца, забывая о нем.. Приезжая уже после его смерти XX векК.. Паустовский «Телеграмма» Мать. Катерина Ивановна. Село Заборье. Старость, одиночество, безответная любовь к дочери. «Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать тои руки». Дочь- Настя. Петербург. Секретарь в Союзе художников. «Как же это могло случиться? Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила». «Повесть о Савве Грудцыне» В русской литературе ХVII в. ,мы сказали, есть свои особенности. Новый герой – обычный человек, купеческий сынок впервые в жизни оказался предоставлен самому себе и забыл о родительских наставлениях. Прошел через любовные приключения, побывал во многих городах, участвовал в войне и добился вечной славы. Почему образ Саввы Грудцына так динамичен?т. к. на него влияет «незваный брат», бес. В конце Савве с большим трудом удалось избавиться от бесовского наваждения как от болезни. Бес- это символическое второе «я» героя его склонность к наслаждению земной жизнью. Попытка в повести философски осмыслить такие вопросы, как отношения отцов и детей, выбор своего пути, ответственность за свои поступки. Сатирические повести распространялись среди городов населения. Сатира восходит к народной смеховой культуре. «Повесть Станционный смотритель» В повести «Станционный смотритель» на первом плане сам смотритель Самсон Вырин, а история его «блудной дочери» Дуни извлекается в основном из контекста, едва обозначена, хотя имеет свое начало и свой конец. Красота, ум, характер «маленькой кокетки» говорят о том, что тесно и скучно будет ей в скромном отцовском жилище, украшенном поучительными картинками с изображением истории блудного сына. Эти картинки так же, как и последующие поступки Самсона Вырина, говорят о его безграничной готовности любить и прощать свою дочь. Он идет пешком в Петербург, чтобы найти свою заблудшую овечку, подобрать ее, утешить и спасти, потому что другой судьбы, исходя из жизненного опыта, он для нее не представляет. Потеряв любимую дочь, не сумев спасти ее, Самсон Вырин теряет вкус к жизни, спивается и умирает, так и не дождавшись возвращения Дуни. Хотя мотив «блудного сына» присутствует в «Станционном смотрителе», повесть не является прямой иллюстрацией библейской притчи. Скорее это авторское размышление на тему «отцов и блудных детей», причем на первом плане стоит изображение переживаний и судьбы отца, а на его дочери. Судьба самой блудной дочери также далека от шаблона: Дуня не станет очередной соблазненной и покинутой дурочкой, а богатой барыней в карете с барчатами приедет она на могилу отца, хотя, конечно, ехала она к живому. Не будет поэтому и сцены трогательного прощения и всеобщей радости. При всей внешней простоте и, казалось бы, ясности ситуации финал повести совершенно не поддается однозначному прочтению. Таков Пушкин, и каждый читатель воспринимает его по-своему, как и исследователи творчества Пушкина. Диаметрально противоположное мнение о финале повести у М. Гершензона и В. Гиппиус, А. Слонимского и А. Г. Гукасовой - от признания развязки безусловно счастливой до утверждения драматического характера финала, в равной степени несчастливого и для отца, и для дочери. Возможность двойственных характеристик, противоположного прочтения одних и тех же ситуаций были нововведением Пушкина: «Таких полутонов не знали ни классическая, ни романтическая школа». «Телеграмма» Рассказ «Телеграмма», написанный в 1946 г., также напоминает о необходимости чуткого и бережного отношения к самым близким людям – родителям. «Блудная дочь» Настя, погруженная в свою работу, не находит времени навестить свою мать или хотя бы написать ей хорошее письмо Она озабочена судьбами других людей, устройством выставки непризнанного таланта и не успевает проститься с умирающей матерью, не успевает даже похоронить ее, предоставив это сделать чужим людям. Тема «Отцов и детей» в русской литературе разных эпох, начиная с Библии до наших дней. Для меня и моих сверстников вовремя прочитанная книга может стать добрым наставником. Тема «Отцов и детей»- Вечная тема, актуальная, нравственно-философская, а значит, жизненная. Эта проблема отражена в русской литературе разных эпох по-своему, начиная с Библии до наших дней. Несмотря на небольшой читательский опыт, нельзя не вспомнить Притчу о блудном сыне из Библии, датированной Х веком, с ее глубоким нравоучительным смыслом. Поразительны мудрость и восприятие отца, осознание своего промаха сыном. Древнерусская литература (ХVII век) – «Повесть о Горе-злочастии». «Повесть о Савве Грудцыне». Та же тема «отцов и детей». Савва Грудцын не справился со страстью, гульба и блуд С Бесом рядом. Странствовал по Руси- матушке, забыл про наставления отца, про сыновний долг. Опомнился, когда отец умер, сам заболел, и только обращение к Богородице и мольба о прощении спасают его. В результате остаток жизни провел в монастыре. Горькая участь слабого духом человека, неспособного противостоять соблазнам. Это ли не наука для нас?А как, я помню, нас растрогала в 6 классе судьба Самсона Вырина, бедного станционного смотрителя из повести Пушкина. С негодующим осуждением мы говорили о его дочери Дуне, оставившей отца. И слишком поздними были ее слезы на его могиле. Мы ей, неблагодарной дочери, адресовали письма с резкими упреками и холодным презрением без снисходительности и прощения. И это уже ХIХ век. А что же в грядущем столетии изменилось?- Ничего. В связи с этим вспоминается «Телеграмма» К. Паустовского. И вновь остро «звучит», как натянутая струна, та же тема. Эх ты, Настя, пустельга! Образованная, умная, энергичная, устраивающая выставки художников, как ты могла забыть Заборье, свое родное село, старенькую одинокую мать?! Ее зов как колокол: «Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки.» Не услышала дочь, не успела к живой матери, не увидела ее и не получила прощения, уехала тайком от сельчан. Как жить с этим дальше? Не об этом ли думать, размышлять нам, пока не опоздали? Мудрости старших и взаимопонимание с ними нужно учиться, любить их бескорыстно, заботу о них считать своим долгом. А книга, прочитанная вовремя и осмысленная, может стать наставником, путеводной звездой, и тогда сущность человека не будет грубой и неотесанной, потерявшей ориентиры в жизни.