Сюжетная игра – путешествие. Что такое красота?


Тема: Что такое красота?
Актуальность.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования духовно-практического отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Чем чаще мы будем обращать внимание детей на красоту окружающего мира, тем богаче и красивее будет внутренний мир ребёнка. Очень важно, чтобы дети видели истинную красоту нашего мира и понимали, что человек сам по себе творец своего внутреннего мира.
Цель: расширить представления учащихся о красоте, вызвать потребность работать надсобой, воспитывать в себе лучшие качества.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование эстетических потребностей;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы;
освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность и совместную деятельность со сверстниками;
развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.
Ключевые вопросы: Что такое настоящая красота? Что значит «красивый человек»?
Тип занятия: внеурочное мероприятие.
Форма проведения: Сюжетная игра – путешествие.
Технология проведения: информационно – коммуникативная.
Цифровые образовательные ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=ll4gFjAv_VIhttps://my.mail.ru/mail/tatu1110/video/3439/3441.htmlhttps://vimeo.com/38666395Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к занятию (Microsoft Power Point), музыкальные композиции, сообщения учащихся.
Авторский медиапродукт:
1. Презентация 23 слайда (Microsoft POWER POINT ).
2. Среда: программа Microsoft POWER POINT , текстовый редактор MICROSOFT WORD.
3. Вид медиапродукта: наглядная презентация материала, использование экрана – на отдельных этапах занятия.
4. Содержание кадров:
Видеоклип – музыка «Золотой Саксофон - Music for the soul».
Введение в тему: «Красота – это …».
Карта путешествия (пейзаж – дорога, уходящая вдаль).
Первая остановка «Природа и красота».
Вторая остановка «Красота и танец».
Третья остановка «Живопись и красота».
Картинная галерея.
Четвёртая остановка «Красота и музыка, пение».
Пятая остановка «Внешняя красота человека».
«Золушка».
Картинная галерея.
«Всё о правилах аккуратности и опрятности».
Всегда опрятно одевайся.
Бережно относись к своей одежде, обуви, следи за ее чистотой.
Соблюдай правила гигиены.
Поиграем в куклы?
«Главное, чтобы костюмчик сидел».
«Внимание! Эксперимент!».
Шестая остановка «Внутренняя красота человека».
Игра «Как стать красивым?».
Минутка отдыха. Выполните задания.
Подведём итоги.
Заставка к рефлексии.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
Развитие наглядно-образного мышления детей за счёт повышения уровня наглядности.
Развитие интереса и познавательной активности воспитанников через использование медиапродукта при проведении занятия
Создание необходимого эмоционального фона.
Сценарий внеклассного мероприятия
1. Актуализация знаний.
Звучит красивая музыка. На фоне музыки воспитатель читает стихотворение «Что есть на свете красота?»
Что есть на свете красота?
Быть может, в космосе Земля?
А может, первый солнца луч,
Вдруг промелькнувший из-за туч?
А может, мать с ребенком на руках?
Иль луг в приветливых цветах?
А может, первый поцелуй?
А может, бабочки полет?
Иль рук созданье - самолет,
Что мчится птицей в облаках?
В мелодии, в картине, в храме?
Лица классический овал,
Прекрасной девы идеал?
А может, это доброта?
Что есть на свете красота?
2. Сообщение темы и целей занятия.
- О чем пойдет наш дальнейший разговор? (Ответы детей).
- Как вы понимаете, что такое красота? (Дать детям возможность построить свои гипотезы, предположения).
Красота – это понятие неоднозначное, и каждый человек видит ее в чем-то своем. А чтобы понять, что такое настоящая Красота и что значит красивый человек, мы с вами отправимся в необычное путешествие по дороге к Красоте.
3.Работа над темой.
Звучит красивая музыка.
Девочка: Я давно пыталась ответить на вопрос: что такое настоящая Красота? Где ее можно увидеть?
2.1. Первая остановка «Природа и красота».
Вот мир вокруг меня... (видеосюжет «Удивительная красота природы»)
Он необычайно красив: цветы, деревья, реки, моря, голубое небо ...
А может быть, это мне только кажется?
2.2. Вторая остановка «Красота и танец».
(Исполняется танец, заканчивается, танцоры замирают)
Воспитатель:
Да, танцы прелестью своейВ полете, в радостном порывеКрасавиц делают красивей,Дурнушек делают милей.
(Танцоры уходят. Девочка продолжает свой монолог).Девочка: Как прекрасно они танцуют! Кажется, что они спустились с неба. Может быть, это и есть истинная красота? Но я ведь не умею танцевать. Так что же? Значит, я ... Я не ...
(Приблизительный ответ детей с пояснениями воспитателя).
Нет, это не так! Конечно, тот, кто владеет искусством танца, сумел приоткрыть дверь в мир Красоты, но, если человек не умеет танцевать, это еще не значит, что он некрасив!
2.3. Третья остановка «Живопись и красота».
(Выходит девочка-художница)
Девочка: Здравствуй, кто ты?
Девочка - художница:
Я с детства рисовать любила,
И вот с недавних пор открыла,
Что жить без кисти не могу,
Природу, чувства, красоту
Все на холстах передаю.
А холст мой – это лист альбомный.
Не посчитайте за нескромность,
На нём творю я чудеса,
И вот работ немного собрала.
(Демонстрация рисунков, иллюстрации известных художников)
Девочка - художница: Картины художников помогают мне жить. ОНИ самая главная ценность в моей жизни: в них таится красота, которую, к сожалению, видят не все.
Девочка: Как же так? Я всегда считала, что мир Красоты открыт для всех!
Художник уходит.
2.4. Четвёртая остановка « Красота и музыка, пение».
Ведущий: Ты права, конечно, открыт. Смотри, к нам кто - то приближается?
На сцене появляется мальчик - певец.
Мальчик - певец: - Здравствуй! Я слышал твои размышления о красоте. Моя красота - в песне, и именно эту Красоту я дарю людям. Кто-то плачет, кто-то смеется, слушая их, а кто-то остается к ним равнодушен. Но, если есть на свете хоть один человек, которому понятна и необходима именно такая красота, я буду творить ее, несмотря ни на что. И сейчас я хочу подарить тебе эту песню.
Исполняет Песню о земной красоте и уходит.
Девочка: Удивительно, сколько на моем пути встречается замечательных и талантливых людей, и каждый из них дарит нам свою красоту. А что я могу подарить этому миру? Что во мне есть такого необыкновенного? Я не умею ни танцевать, ни рисовать, ни петь ...
Ведущий: Ты обязательно откроешь в себе свою красоту, красоту, которой одарила тебя природа.
2.5. Пятая остановка «Внешняя красота человека».
Воспитатель: Мы с вами увидели, как прекрасное воплощается в живописи и музыке. Стремление к красоте вполне естественно. Но нередко именно внешняя красота человека обращает на себя внимание в первую очередь, ведь по одёжке встречают. 
 Представьте себе, что вы встретились с человеком, которого ранее не знали, а теперь должны познакомиться. На что вы, прежде всего, обращаете внимание?
-Конечно же, на внешний вид. На его одежду.
Ролик «Золушка».
Беседа.
- Куда собиралась Золушка? О чём она не думала? Почему?
- Почему фея не отпустила её на бал без своих чудес?
- Посмотрите, мы сейчас с вами в картинной галерее. Что вы можете сказать о каждом персонаже?
Ответы детей по картинкам.
-Внешний вид – самая первая информация, которую мы получаем о незнакомом человеке, а первая информация – наиболее устойчивая.
- В повседневной жизни нам приходится встречаться с новыми для себя лицами, вступать с ними в контакт. Что при этом не стоит забывать?
-Одежда многое может рассказать о своем владельце без слов.Человек должен придерживаться нескольких простых, но очень важных правил.
(Двое учащихся демонстрируют проектную работу «Правила аккуратности и опрятности»).Существуют совсем несложные правила, которые (если их соблюдать) помогают нам выглядеть аккуратными и опрятными.
Во-первых, необходимо всегда опрятно одеваться. Ваша одежда должна быть чистой и выглаженной. В школе или на работе должна быть деловая одежда, а дома – домашняя. В гости принято одеваться нарядно, празднично.
Во-вторых, необходимо при себе иметь носовой платок и уметь им правильно пользоваться.
В-третьих, когда уходишь из дома, посмотри на себя – все ли в порядке.
В- четвертых, бережно относись к своей одежде, обуви, следи за ее чистотой.
В-пятых, ты должен уметь сам: почистить свое платье и обувь; пришить пуговицу, заштопать носки и выгладить воротник, выстирать носовой платок и носки.
В-шестых, необходимо соблюдать правила гигиены:
Мыть все тело как можно чаще, но не реже одного раза в неделю;
Иметь личное полотенце, мыло, мочалку, зубную щетку;
Руки мыть после каждого загрязнения;
Спать в отдельной постели;
Часто менять белье.
  - Сейчас мы посмотрим, сможете ли вы подобрать одежду для различных мероприятий.
Игра «Куклы».
Дети делятся на несколько групп. У них бумажные куклы. Каждая команда получает задание одеть куклу к соответствующему случаю.
   - Рассмотрите гардероб своей куклы.
1) Кукла пришла в школу на занятия. Какую одежду ей надеть?
2) А сегодня вся начальная школа идет в поход. Найдите подходящий костюм.
3) Кукла идет вместе с родителями в театр. Что ей надеть?
4) А сегодня будут спортивные соревнования. Что посоветуете кукле?
Ролик «Главное чтобы костюмчик сидел…»
- Ребята, давайте проведем небольшой эксперимент. Скажите, пожалуйста, что у меня в руках? (конфета). Давайте развернем ее и проверим, действительно ли это так (разворачиваем и видим кусок мела).
Люди часто делают ошибки, определяя содержимое чего-либо лишь по внешнему виду. Только не всегда за красивой оберткой находится конфетка.
- Вы согласны? ( Ответы детей.)
2.6 Шестая остановка «Внутренняя красота человека».
Точно так же внешняя красота или внутренняя красота, это две части, две составляющие человека. Нередко человек заботится только о внешней красоте, забывая о внутренней. А иногда из-за невзрачной, или безобразной внешней красоты, трудно увидеть внутреннюю красоту человека.
Девочка: Все люди мечтают о красивой внешности, забывая о том, что понятие Красоты гораздо шире.
Воспитатель: - Да, главное - это душа человека. Если душа светла и помыслы чисты, то внешность человека красива.
Ученик: Хочется крикнуть людям:
Будьте щедрей на ласку!
Путь человека труден,
Мало похож на сказку.
В мире без ласки, знайте, -
Слезы, дожди, морозы.
Взрослым и детям, знайте –
Ласка нужна, не угрозы.
Воспитатель: - Милосердие, доброжелательность - все это достойно уважения. Но как вы думаете, а можно ли в повседневной жизни проявлять человеколюбие? Если да, то как?
Ответы детей.
- А сейчас я предлагаю вам посмотреть сценку.
Исполняют два ученика.
Автор: Пока еще он подвига себе не приглядел.
Мальчик: У нас ведь, что поделаешь, нет подходящих дел!
Автор: Дед от простуды лечится, лекарство дать велит.
Мальчик: Но он не человечество, он старый инвалид.
Автор: Дома Наташка лечится, гуляй мол, с ней с утра!
Мальчик: Она не человечество, а младшая сестра!
Когда судьбой назначено, вселенную спасти,
К чему сестренку младшую на скверике пасти?!
Автор: Пока еще он подвига себе не приглядел ...
Мальчик: У нас ведь, что поделаешь, нет настоящих дел!
Автор: В своем платочке клетчатом в углу ревет сестра ...
Сестренка: Я тоже человечество, и мне гулять пора!
Воспитатель: - Как вы думаете, есть ли настоящая доброта в этом мальчике? (ответы детей)
Игра «Как стать красивым?»
Ученик читает стихотворение Н.Григорьева «Мысли о Бабе Яге».
- Все считают, что Яга
Хитрая и злая,
А мне кажется, она
Вовсе не такая.
Если ей прическу сделать,
Макияж ей нанести,
Зубы вставить побелееИ букет преподнести,
Да еще сказать: «Бабуля,
Любим мы тебя как мать»,
Так изменится Ягуля,
Будет бабу не узнать.
Станет доброй и красивой,
Вас не будет обижать.
Хочет быть Яга любимой,
Это надо понимать.
Задания.
1. Изобразите с помощью мимики, пантомимики веселую Бабу Ягу.
2.Назовите Бабу Ягу ласковым именем. (Бабуленька Ягуленька, Бабушка Яга …)
Воспитатель: - Что Бабу- Ягу сделает красивой? (ответы детей)
- Внутренняя красота человека исходит естественно и неприхотливо. Возможно, она имеет не самый идеальный вид, но она как бы исходит от человека, когда он улыбается, от его манеры говорить и относиться к другим с добротой и невыразимой нежностью. Вы понимаете, как красив такой человек, и красоту внутреннюю, безусловно, предпочтете внешней красоте.
4. Итог. Наш классный час подходит к концу,как теперь вы ответите:
- Что такое Красота?
- Какой человек, по вашему мнению, считается красивым?
- Какие поступки человека можно расценивать как прекрасные?
- Может ли стать красивым каждый?
После коллективных рассуждений, веду к обобщению всего сказанного.
Приблизительный вариант предположений детей с пояснениями и дополнениями воспитателя.
- Красота – это то, как мы видим мир, как воспринимаем себя и то, что нас окружает. Это показатель, что не измеряется никакими единицами. Это гармония, к которой нужно стремиться ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Только любя себя, своих близких, жизнь и мир, можно видеть красоту во всем: в себе, в людях, в грозе, в пении птиц, в живописи, танцах, в улыбках и в своей душе. 
На сцене появляются девочки и танцуют, звучит стихотворение А. Ахматовой.
Воспитатель: - Язык волнующих движений
И ритмы века, звуков глас,
И сердце бьется в упоенье,
И это все чарует нас ...
Танец заканчивается. Вдруг девочка просыпается.
Девочка: - Неужели это был лишь сон? Странно, но мне кажется, что все это я переживала наяву. Красота ... У каждого человека она своя!
Ведь в каждом из нас есть что-то необыкновенное, неповторимо красивое, что-то свое, чего нет у других, надо только найти ее в себе.
Воспитатель: - Вот что я тебе посоветую: ничего не бойся и смело иди вперед! У тебя непременно получится! Твоя добрая мечта открыть в себе свою Красоту обязательно исполнится! Помни, кто совершает добрые дела, по-доброму относится к окружающему миру, только тот по-настоящему Красив! Именно такая Красота нужна окружающим, и прежде всего, твоим друзьям!
- Этот разговор о красоте - только начало нашего пути по дороге к ней. Путь этот трудный, но его надо суметь пройти. Я хочу, чтобы в жизни вы совершали только добрые дела, чтобы вас все любили и уважали.
5.Рефлексия.
Посмотрите, ребята, на ваших столах лежат солнечные лучики. Напишите на них, что нужно делать, чтобы быть красивым.
Прикрепите эти лучики к нашему солнышку. (Дети выходят к доске.)
А закончить наш классный час мне бы хотелось такими словами:
Пусть Красота проникнет в ваши души!
Своим теплом пусть каждый миг вам освятит!
Живите! Смейтесь радостно и дружно,
Ведь только Красота спасет наш мир!
Ищите Красоту и несите ее дорогим и любимым людям!
Список литературы:
«Искусство видеть мир» Книга для занятий по духовному воспитанию. А.Лопатина, М. Скребцова. Москва «СФЕРА» 1998 г.
«Воспитательная работа в начальной школе» Практическое пособие С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. ТЦ «Учитель» 2000г.
«Сборник загадок, пословиц и поговорок» Пособие для учителя. М.Т.Карпенко .Москва Просвещение 1988г.
Картинки, дополнительный материал с интернет – сайтов.