Об изучении повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» в 5 классе


Статья
Об изучении повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» в 5 классе
В программу литературы вновь было введено изучение повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». Произведение, прямо скажем, трудное для детского восприятия.
В.Г. Короленко в произведении продвигает такие общечеловеческие идеи: добра и зла, милосердия, сострадания. И на уровне восприятия пятиклассники сюжет воспринимают, им легко следить за событиями и размышлять о взаимоотношении героев.
Повесть Короленко несет яркую авторскую позицию. И цель учителя – поднять читательское восприятие произведения (у маленький детей) до у ровня авторской точки зрения.
В своей работе над этой повестью в 5 классе мне очень помогает «Методическое пособие для учителя. Под редакцией члена-корреспондента РАО В.Г. Маранцмана». Оно облегчает мою работу учителя.
Независимо от того, в сильном классе или слабом приходится вести эти уроки, вопросы для обучающегося из этого пособия, очень ценны.
Скажу сразу, что особенно сложной является задача – привести детей 5 класса к пониманию названия повести. Поэтому в самом начале разговора о «детях подземелья» как установка на ее анализ, задающая направление коллективного поиска, задаются вопросы (записываются детьми):
Почему повесть о взаимоотношении мальчика Васи со своим отцом, с людьми из «низшего общества» называется «В дурном обществе»?
Почему в тексте словосочетание «дурное общество» употребляется в кавычках, а в названии – без них?
Следующей моей задачей становится стремление узнать, как понимают дети смысл слово «общество».
Словарная работа строится традиционно:
обращаю внимание на корень слова
предлагаю назвать однокоренные слова
Эта словарная работа логично подводит учеников 5 класса к желанию порассуждать о том, по каким законам должно жить общество. Дети в этом возрасте – идеалисты. По их мнению, общество должно быть добрым и справедливым, объединенным.
И возвращаясь к этой учебной задаче я только на последнем уроке по теме, когда произведение прочитано и осмыслено. Осознаю, что понять авторскую позицию способен не каждый пятиклассник. Но, как правило, многие способны. И ответы этих детей должны звучать в классе, потому что осмысление произведения продолжается и после его прочтения.
Обсуждение начинаю с беседы, приводящей к пониманию, что главный порок дурного общества, о котором пишет В.Г. Короленко, в его разобщенности, в том, что оно построено по «закону лестницы», а хорошее общество должно строиться «по закону круга» (примечание – термины из курса «Обществознание»).
Привожу отрывки из письменных ученических ответов на вопрос «Какое общество Короленко называет дурным? Почему?»:
«Дурное общество – это несправедливое общество. Я считаю, что дурное общество – это жители города, потому что они думали только о себе. Никто из них не хотел помочь маленькой Марусе – дочери пана Тыбурция».
«В городе считали, что общество горожан – хорошее, не дурное, а общество пана Тыбурция дурное, потому что состоит из бродяг и воров. Но я считаю, что не так. Общество этих людей больше похоже на хорошее, они живут дружно и помогают друг другу».
На детском уровне авторская позиция объяснена. Мне, как учителю, остается лишь добавить, что, видимо, автор в названии не ставит кавычки, потому что называет повесть от лица Маруси, Валека и пана Тыбурция. Это и есть его авторская позиция.
После этого очень уместен вопрос (из «Методического пособия» В.Г. Маранцмана): в чем Короленко обвиняет дурное общество? И идею произведения дети озвучивают Вот некоторые из ответов:
«Автор обвиняет дурное общество в том, что из-за бездействия умерла маленькая девочка».
«Автор обвиняет жителей города, что они не хотят объединиться, чтобы помогать слабым».
«Короленко показывает сильное и властное общество, потому что оно бездушное, стремится изгнать нищих и слабых».
«Короленко обвиняет сильное общество в том, что оно не создает условий, чтобы у других членов было хотя бы жилье, работа, медицинское обслуживание».
«В дурном обществе много «судей» – людей обвиняющих других».