Конспект урока литературы по теме Конфликт двух героев в романе И. Тургенева Отцы и дети


-34290083820Конфликт двухпоколений в романе "Отцы и дети"
Составил учитель русского языка и литературы
Колесников Ал. Ал.
Санкт-Петербург
2015
00Конфликт двух
поколений в романе "Отцы и дети"
Составил учитель русского языка и литературы
Колесников Ал. Ал.
Санкт-Петербург
2015
Цель урока:
Составить характеристику персонажей романа
Научить учащихся работать с текстом, выбирать цитаты, отстаивать свое мнение, уважая мнение других учеников.
3) Научить сопереживать героям романа, воспитать чувство товарищества, научить основам анализа произведения.
Оборудование: учебник, конспект урока, портрет И.С. Тургенева, роман «Отцы и дети».
Тип урока: комбинированный
Ход урока1.Организационный момент урока.
2. Проверка д/з.
Фронтальный опрос учеников
Характеристика времени написания романа.
Дать трактовку названия романа. Что в название вкладывал писатель?
Распределить героев романа: представители «отцов» и «детей». Записать их в тетради.
3. Этап актуализации новых ЗУН.
а) попробовать сформулировать цель урока;
б) основные проблемы урока: дать анализ тем отношениям, которые сложились между героями. Рассмотреть конфликтные ситуации срези героев романа.
Почему практически в самом начале романа возникает конфлик между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым?
Дать определение слову «конфликт».
(конфликт – столкновение, серьезное разногласие, спор.)
Каким способом ведется спор между героями? (диалог, убеждения героев и доказательства).
4. Этап усвоения новых ЗУН.
а) Беседа по вопросам:
Каким мы видим конфликт в романе?
Какие линии спора конфликт затрагивает?
Какие области жизни этот конфликт затрагивает?
б)Запись на доске и в тетради:
линия спора:
В социальном плане герои различны, в плане философском у них разные взгляды на жизнь.
Различие героев в возрастной группе.
линия спора:
Конфликт основывается на принципах аристократии и нигилизма. Различие взглядов старого и молодого поколения.
3 линия спора:
Спор о русском народе, и его предназначении в жизни.
линия спора:
Расхождение во взглядах на искусство и литературу.
Почему Базаров не признает поэзию? Кто ему интересен из ученых в этом конфликте?
в) Анализ 1 линии спора:
Были ли знакомы герои до их встречи? ( они знали о друг друге только лишь из письма Аркадия и с его слов)
Каким автор рисует Базарова внешне? Что дает портрет для понимания характера самого человека? Почему его вид раздражает Павла Кирсанова? (его одежда, манеры)
Каким мы видим Павла Кирсанова в портретной характеристики автора? Почему Кирсанов воспринимает Базарова в «штыки»?
Зачитайте происхождение Базарова и Павла Кирсанова из конспекта предыдущего урока. С какой целью Аркадий рассказывает о своем дяде? ( Кирсанов идет по стопам своего отца, а Базаров считает, что каждый человек сам себя воспитывать должен; Для того чтобы вызвать жалость к своему дяде) Но эта история является прологом любви самого Базарова и Одинцовой.
г) Анализ 2-4 линий спора ( работа по группам)
2 линия спора:
Прокомментируйте спор Базарова и П.П.Кирсанова в 8 главе. Кто победил, на ваш взгляд, в споре и почему?
Как вы думаете, кто такие нигилисты? Каковы основные принципы нигилистов? Каков нигилизм Базарова? Почему нигилизм Базарова раздражает Кирсанова?

3 линия спора:
Какую характеристику народу дает Павел Кирсанов, а какую дает Базаров?
Зачитайте их высказывания и сделайте анализ этих высказываний.
Почему крестьяне быстро признают Базарова своим? Докажите это выдержками из текста романа.
Посмотрим на речь героев. Чем отличается речь обоих героев? Какие именно аргументы помогают Базарову опровергнуть Павла Кирсанова?
4 линия спора:
Как оба героя смотрят на искусство, литературу, природу? Почему для Базарова природа не храм, а мастерская для работника?
Как в романе Базаров оценивает искусство? Как он относится к Одинцовой при встрече с ней? Как можно оценить позицию героев в этом споре?
Возможно противником герою в этом споре является сам Базаров?
И почему Базаров в имении Одинцовой рассматривает пейзажи на стене?
д) Обсуждение проблемных вопросов:
Можно ли назвать Базарова и Павла Кирсанова типичными представителями своего времени?
Назовите общие черты характера этих героев. (это сильные и цельные натуры, они умеют отстаивать свое мнение, могут постоять за себя и могут подчинять себе других. Об этом говорит и дуэль героев.)
Что вам нравится в характере Базарова? Что вызывает симпатию? А что не может быть принято и с чем можно поспорить?
Как автор сам относился к Базарову? Что конкретно его устраивало в Базарове?
Почему Тургенев все-таки приводит к гибели своего героя?
5. Закрепление ЗУН.
Творческая работа.
Как вы считаете, а в наше время есть конфликт «отцов» и «детей»? И в чем его сущность?
6. Подведение итогов урока. Обобщение всего нового, что прошли на уроке.
7. Д\з: составьте цитаты из романа, где было бы видно отношение героев к любви, к природе, искусству.