Психолого-педагогическое сопровождение программ в детском оздоровительном лагере « ДРУЖБА» при МКОУ « СОШ №9»


Утверждаю:
Директор МКОУ «СОШ №9»
_________Т.Ф. КубринаПсихолого-педагогическое сопровождение программ в детском оздоровительном лагере « ДРУЖБА» при МКОУ « СОШ №9»
Актуальность
Летний период регулярно ставит перед родителями кроме задачи занятости ребенка еще и вопросы укрепления и сохранения здоровья, профилактики асоциальных явлений, в тоже время желательно, чтобы происходило это на фоне успешной социальной адаптации, удовлетворения интересов и потребностей, развития потенциальных способностей детей и подростков.
Это ставит перед организаторами летнего отдыха необходимость осуществления программ психологического сопровождения детей и подростков в рамках летнего оздоровительного лагеря, которая была бы направлена на создание психологического комфорта в период адаптации к новым условиям, развитие коммуникативных навыков, выявление сферы предпочтительных интересов и творческого потенциала детей.
Цели и задачи.
Цель: обеспечение полноценного психического и личностного комфорта ребенка в условиях детского оздоровительного лагеря.
Задачи:
-оказание помощи в создании благоприятного микроклимата в отрядах, как основного фактора адаптации в условиях лагеря;
-формирование у детей и подростков личностных качеств, необходимых для успешного взаимодействия в детском временном коллективе;
-развитие коммуникативных способностей, эмпатии, толерантности;
-содействие снятию эмоционального напряжения, в том числе в ситуациях разрешения конфликтов;
-развитие рефлексивного сознания детей с учетом их возрастных особенностей.
Основное содержание работы
Целевая группа: несовершеннолетние от 7 до 17 лет.
Основные направления работы:
-консультационное;
-просветительское;
-развивающее;
-профилактическое.
Основные методы работы:
-тематические беседы;
-приемы арт-терапии, сказкотерапии, игротерапии.
Формы работы:
групповая;
индивидуальная.
В работе с каждым возрастом формируются более конкретные задачи, учитывающие особенности детей данного возраста.
Возраст детей: 7 – 9 лет
Задачи работы:
-приобретение детьми навыков социального взаимодействия с группой сверстников;
-развитие у детей навыков самоконтроля и саморегуляции;
-усвоение детьми моральных норм, ценностей, правил поведения;
-формирование “эмоциональной грамотности”;
-содействие ребенку в поиске ресурсов в типичных трудных ситуациях.
Возраст детей: 10 лет
Задачи работы:
-развитие у детей навыков сотрудничества со сверстниками;
-формирование умения правильно относиться к успехам и неудачам;
-формирование уверенности в себе.
Возраст детей: 11 – 12 лет
Задачи работы:
-формирование интереса к другому человеку как к личности;
-развитие у детей интереса к себе;
-формирование у детей навыков самоанализа;
-развитие и укрепление чувства взрослости;
-развитие навыков личностного общения в группе сверстников.
Возраст детей: 13 – 14 лет
Задачи работы:
-формирование у детей умения ставить перед собой цели и достигать их;
-овладение способами регуляции поведения, эмоций;
-формирование умения строить равноправные отношения со сверстниками;
-формирование умения понимать причины собственного и чужого поведения;
-развитие гибкости как способности человека применять большое количество разнообразных -способов поведения;
-развитие у ребенка позитивного отношения к себе.
Социально-педагогическая деятельность в воспитательно-оздоровительном учреждении направлена прежде всего на социализацию ребенка. С одной стороны, ребенок усваивает опыт, входя в новую социальную среду оздоровительного лагеря, с другой – он привносит в новый коллектив собственные социальные установки. Таким образом, ребенок не является пассивным объектом воздействия социальной среды, он не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих. В настоящее время рост негативных проявлений в детской подростковой среде, к сожалению, достиг таких размеров, что социально-педагогической деятельностью сегодня вынуждены заниматься все общественные силы и представляющие их структуры. Оздоровительный лагерь, в силу своей социально-педагогической первичности и других специфических особенностей, должен играть в решении этих проблем одну из ведущих ролей. Социально-педагогическая и психологическая служба в оздоровительном лагере решает следующие задачи: создание условий для успешного становления ребёнка в условиях временного коллектива; координация процесса создания педагогически целесообразной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении; изучение и корректировка межличностных отношений в коллективе. Психологическая адаптация детей в условиях временного детского коллектива Временный детский коллектив – сложное и многообразное явление. Педагоги, работающие в оздоровительном лагере, сталкиваются порой с ситуациями отклоняющегося поведения детей, их эмоциональной нестабильностью. От того, насколько своевременными и правильными будут предпринятые педагогами действия, зависит развитие детей, их эмоциональное благополучие и, в конечном итоге, складывающиеся взаимоотношения с окружающим миром. В этой связи особенно важной является деятельность социально-педагогической и психологической службы в оздоровительном лагере. Практика показывает, что современным организаторам летнего отдыха детей приходится иметь дело с детьми, страдающими следующими типичными видами эмоционального неблагополучия: расстройство поведения, вызванное ошибками семейного воспитания (комплексы, мании, навязчивости); расстройство поведения, сопряженное с особенностями сложившегося стиля взаимоотношений в семье (застенчивость, неконтактность, агрессия, эгоцентризм, депрессивные состояния); состояния, вызванные невниманием к ребенку в семье (психолого-педагогическая запущенность, разнузданность и вседозволенность); эмоциональные расстройства, детерминированные повышенным уровнем ситуативной и личностной тревожности; расстройства характера, в том числе явно выраженные акцентуации характера; невротические расстройства (истерические состояния, детские страхи и фобии, неврастения, навязчивости и т.д.); стойкие личностные и психические защиты, проявляющиеся в аддиктивном и отклоняющемся поведении. Специфическая ситуация временного детского коллектива, особенно в первоначальные этапы формирования его микроклимата, достаточно часто усугубляет большинство указанных расстройств и состояний. Именно поэтому в первые дни пребывания ребенка в лагере необходима специально организованная деятельность педагогов и психологов, направленная на снятие обнаруженных тревожных состояний, профилактику дезадаптаций и др. Данную задачу должны выполнять педагоги и психологи, владеющие специально подобранными (учитывающие возрастные особенности) психологическими играми, упражнениями, тренинговыми заданиями, групповой творческой деятельностью. Закономерно возникает вопрос: "Как дифференцировать эти состояния и расстройства?" Ведь в условиях временного детского коллектива с его жестким ритмом деятельности педагогу зачастую просто напросто не хватает времени, чтобы увидеть каждого ребенка, своевременно определить его индивидуальные особенности, эмоциональные состояния, чувства и др. Наблюдение за поведением ребенка в ходе специально организованной творческой деятельности также может дополнить фактические данные, полученные с помощью методик. Кроме того, для детей, потенциально входящих в обозначенную "группу риска" можно провести специальные тестовые методики и упражнения ("Незаконченные предложения", "Завершение фразы", "Продолжение сказки" и т.п.). Все это, в комплексе, дает возможность с достаточной точностью дифференцировать те состояния и расстройства эмоционально-волевой сферы, которые имеют место у конкретного ребенка.