Конспект урока русского языка во 2 классе с аспектным анализом


Конспект урока русского языка
2 класс (УМК «Гармония»)
учитель Козина Ольга Александровна
Тема: « Состав слова»
Цель: упорядочить знания детей о составе слова; учить
наблюдать над словами, у которых отсутствуют какие либо части.
Задачи:
обобщить и систематизировать знания по теме “Состав слова”;
сформировать умение разбирать слово по составу; образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;
формировать навык грамотного написания слов;
развивать память, внимание, мышление, речь;
воспитывать интерес к предмету;
создать условия для формирования УУД:
- личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;
- познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
- коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо;
- регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии. 
Оборудование: компьютерная презентация, листы для самооценки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
-Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
- Проверьте свою посадку. Не забывайте об осанке.
- II. Сообщение темы и цели урока.
-Каждый из вас, конечно, хотел, чтобы про него сказали: “Он знает русский язык”.
-Сегодня на уроке мы постараемся сделать ещё один шаг в познании русского языка.
Слайд 3
1.На доске: Р, С, М, Л, О, С, Ц, Т, А, Н, Х, В, Щ.
-Если вы уберёте непарные согласные, то прочитаете главное слово нашего урока.
-Какое значение может иметь слово “состав”? Слайд 4
-В словаре Ожегова сказано: состав – это: Слайд 5
-Но мы на уроке русского языка. Состав чего мы можем изучать?
-Тема нашего урока – состав слова. (Учитель открывает тему урока на доске)
- Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке? (Ответы учащихся)
- Я думаю, ребята, если мы все поставленные задачи решим и будем вдумчиво работать, то к концу урока сможем самостоятельно разбирать слова по составу. А возможно даже сможем научить других ребят или даже взрослых разбирать слова по составу.
2.Таблица (начало – конец урока) Заполняет каждый ребёнок
III. Актуализация пройденого -Ну что ж, давайте рассмотрим состав, на котором совершим путешествие по саванне.
Самое главное в составе поезда – паровоз. Это движущая сила, без него нет состава. Так
и в слове есть самая главная часть, без которой слово существовать не сможет. Что же
это за часть? (Корень)
-Впереди маленький открытый вагончик для угля. (Ведь паровозу для движения нужен уголь). Так и слову для изменения его значения впереди нужна частичка.
-Кто знает, как она называется? (Приставка)
-Вагон за паровозом – это вагон для нас пассажиров. И в слове есть частички, которые следуют только за корнем и образуют новые слова. Как они называются? (Суффикс)
-А в конце состава маленький квадратный вагончик для груза. С какой частью слова его можно сравнить? Где всегда находится окончание?
-Состав паровоза очень похож на состав слова. Из каких частей состоит слово? (Ответы детей)
IV. Минутка чистописания.
-Посмотрите, в саванне кипит жизнь. Мы видим много животных. Чтобы узнать, кто они такие, нам нужно правильно вставить букву и прочитать слово, а вставленную букву запишем на минутке чистописания.
– Догадайтесь, какие слова написаны.
– Определите, какие буквы будем писать на минутке чистописания? (К, р, н, е, о, ь).
Прочитайте:
– Чем похожи слова? (Имена сущ., ед.ч., отвечают на вопрос кто?)
– Соберите из данных букв слово, начиная с буквы к. (Корень).
– Напишем слово корень без отрыва три раза.
V. Словарная работа: г о р о д , г о т о в и т ь , ж е л а т ь , р и с о в а т ь ,ш ё л
- Назовите новое словарное слово. Определите орфограмму. Постарайтесь запомнить это слово. Запишите его несколько раз.
VI Закрепление изученного.
1. Состав слова (памятка в учебнике).
2. Устная работа (ответы на вопросы)
-Что мы должны знать по теме урока?
-Мы должны знать, что такое окончание, основа, корень, приставка, суффикс.
-В какой последовательности выполнять разбор по составу.
- Как правильно выделять из слова окончание, основу, корень, приставку, суффикс.
3.Разбор одного слова по составу (используя памятку).
4.Работа по учебнику. ( № 533, 534; правило с. 106)
5. Повторение о предложении. Слайды 6–9
– Используя слова таблицы, выделите части слова и составьте новое слово.
– В тетради запишите полученные слова. Составьте предложение из данных слов.
Слайд 10 (Меткая пословица научит мудрости)
– Вспомните пословицы про учение. (Ответы учащихся).
6. Повторение об однокоренных словах.
– В каждой группе слов найдите лишнее и разберите его по составу.
Слайды 11–12
Водитель, водичка, водить
Пёсик, песок, пёс
Газетный, газ, газовый
Листок, лисичка, лисонька
Горе, горевать, пригорок
(Записывают: водичка, песок, газетный, листок, пригорок)
7. Работа с тестом 1
-А сейчас ответим на вопросы теста. Если вы правильно справитесь со всеми его заданиями, то сможете прочитать ключевое слово.
1. Часть, без которой слово не может существовать
Д) суффикс;
З) корень;
О) окончание.
2. Родственные слова это:
У) слова, которые сходны по смыслу;
Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.
3. Окончание служит для образования новых слов
А) нет;
Е) да.
4. Суффикс служит для связи слов в предложении
М) да;
Т) нет.
5. Корень – это:
О) общая часть родственных слов;
И) общая часть слов.
6. Открытие нового знания.
Разбор слова по составу надо начинать с :С) корня;
П) приставки;
К) окончания.
7. Приставка служит для образования новых слов.
И) да;
Н) нет.
Какое слово у нас получилось? Слайд 13
-ЗНАТОКИ. Кто это? А можете ли вы назвать себя знатоками после нашего урока.
VII. Итог урока.
- А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали?
-Какие задачи мы ставили перед собой, чтоб достичь данной цели?
-Спасибо. Ребята, а кто из вас для се6я решил поставленные задачи?
- А кто самостоятельно может разбирать слова по составу?
- Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания?
VIII. Рефлексивный момент.
-Ребята, а кто может сказать о себе также:
“Человек, прислушивающийся к значимости в слове корня, суффикса, заинтересовывается строением языка. Про такого человека говорят, что он знает язык до корня”.
-Как чувствовали себя на уроке?
-Заполните таблицу “Конец урока”.
IX. Домашнее задание.
- Ребята, я хочу предложить на выбор два задания для домашней работы:
придумайте и запишите сказку или рассказ о том, как образовалось слово;
придумайте и запишите 7–10 слов к схеме ………..
Аспектный анализ
урока русского языка
по теме «Состав слова» во 2 классе
учителя Козиной Ольги Александровны
(роль компьютерных технологий в формировании УУД)
Урок русского языка по теме «Состав слова» проведен в соответствии с тематическим планированием. Использование компьютерной презентации, интерактивной доски позволило учителю достичь цели и решить все задачи урока в плане формирования УУД учащихся.
Форма урока
Урок обобщения и систематизации материала с использованием мультимедийной технологии на всех этапах урока
Цель: упорядочить знания детей о составе слова; учить наблюдать над словами, у которых отсутствуют какие либо части.
Задачи:
обобщить и систематизировать знания по теме «Состав слова»;
сформировать умение разбирать слово по составу; образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;
формировать навык грамотного написания слов;
развивать память, внимание, мышление, речь;
воспитывать интерес к предмету;
создать условия для формирования УУД:
- личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;
- познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
- коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо;
- регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии. 
Этапы урока
I. Организационный момент.
Мотивация к работе, правильной посадке.
II. Сообщение темы и цели урока
(работа по словарю Ожегова)
III. Актуализация полученных ранее знаний. Повторение пройденного о строении слова.
Умение определять цели и задачи усвоения новых знаний. (Р)
Работа с разными источниками информации (П)
Ответственное отношение к своей речи, к русскому языку, осознание себя носителем русского языка, желание им умело пользоваться. (Л)
Умение обосновывать свои суждения. (П)
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.  (Р)
(Компьютер используется учителем для проецирования иллюстративного ряда, для повторения материала)
V. Словарная работа (включение нового словарного слова в письменную речь учащихся).
VI.Закрепление изученного.
Обеспечение прочности и систематизации знаний пройденного материала (работа по учебнику, повторение об однокоренных словах, открытие нового знания – слово знатоки, его значение узнают из сети Интернет)
VII Итог урока.
(формирование вывода по данной теме)
Способность планировать  и действовать по намеченному плану для достижения результата. (Р)
(Использование интерактивной доски, компьютера. Компьютер в руках учителя выступает в роли подсказчика и проверяющего.)Черпать из  учебника информацию, находить новые сведения, пользоваться ими, сравнивать сделанные выводы   с информацией в учебнике, строить необходимые рассуждения (П).
Работа с разными источниками информации (П)
(Использование интерактивной доски, компьютера. Компьютер в руках учителя выступает в роли подсказчика и проверяющего.) Способность планировать  и действовать по намеченному плану для достижения результата,  осознанно выполнять задания (Р)
Способность выполнять логические операции: анализ содержания и языкового оформления  произведения. (П)
Познавательный интерес к наблюдениям за словом. (Л)
Способность к контролю, самоконтролю и коррекции (Р)
VIII. Рефлексивный момент Способность и привычка к рефлексии, способность осознавать трудности и стараться преодолевать их. (Р)
Способность выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения (К)
Понимать перспективы дальнейшей учебной работы (Р)
IX. Домашнее задание (на выбор: традиционное и творческое) Обобщать изученные тайны нашего языка, конструировать и создавать свои материалы. (П)
(Компьютер помогает учителю объяснить творческое задание, делает доступным изучаемый материал)
Роль компьютера на уроке:
- работает для учителя и учащихся на всех этапах урока;
- обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути вещей, сравнить, анализировать, делать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т. к. ПК является для детей типичным носителем информации;
- учителю - компьютер - подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, иллюстратор, аниматор повышающий уровень усвоения материала учащимися;
- компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению детей.