Конспект урока в 11 классе по теме: Гидролиз солей


Тема: Гидролиз солей.
Тип урока: изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний.
Метод: проблемное обучение.
Форма работы: работа в группах.
Цель урока: Обобщить знания учащихся об обратимых химических реакциях. Систематизировать знания о гидролизе солей. Изучить ступенчатый и необратимый гидролиз солей.
Задачи урока:
Образовательные:
Дать понятие о ступенчатом гидролизе солей;
Научить составлять ионные и молекулярные уравнения гидролиза;
Совершенствовать навыки в выполнении химического эксперимента;
Закрепить умение подтверждать теоретические знания химическим экспериментом;
Соблюдать правила техники безопасности.
Развивающие:
Устанавливать причинно-следственные связи;
Проводить наблюдение и эксперимент;
Давать определение понятиям.
Воспитательные:
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Учиться основам коммуникативной рефлексии.
Ход урока.
Актуализация знаний.
Гидролиз имеет большое значение в жизни организма, живой природы, в практической жизни человека.
В качестве моющего средства в древности использовали золу, в состав которой входит карбонат калия, в воде гидролизуется с образованием щелочной реакции. Раствор становится мыльным. В настоящее время в быту используют мыло, моющие стиральные порошки – натриевые, калиевые соли высших жирных карбоновых кислот – стеариновой и пальмитиновой. Гидролизуясь в водном растворе они дают щелочную реакцию.
При недостатке кислотности почвы у растений развивается заболевание хлороз. В почву вводится удобрение, сульфат аммония, которое повышает кислотность почвы благодаря гидролизу по катиону.
Вы уже знаете, что некоторые соли и некоторые органические соединения, например, жиры, полисахариды, белки, при взаимодействии с водой подвергаются гидролизу.
Дайте определение гидролиза.
Гидролиз соли – это процесс взаимодействия ионов соли с молекулами воды, в результате которого образуется мало диссоциирующая молекула или ион.
3742690267970Образованные сильным основанием и сильной кислотой
NaCl00Образованные сильным основанием и сильной кислотой
NaClОпираясь на силу исходных кислот и оснований, участвующих в образовании солей, на какие типы классифицируются соли?
2885440287020001442085114935Соль
00Соль

213296556515002713990590550011614155905500
332676555245Образованные слабым основанием и слабой кислотой
NH4No200Образованные слабым основанием и слабой кислотой
NH4No2133286557150Образованные слабым основанием и сильной кислотой
CuSO4; ZnCl200Образованные слабым основанием и сильной кислотой
CuSO4; ZnCl2-36322027940Образованные сильным основанием и слабой кислотой
KNO2; CH3COONa00Образованные сильным основанием и слабой кислотой
KNO2; CH3COONa
Схема: Типы солей на экране мультимедиа.
Изучение нового материала.
Докажите экспериментально осуществление гидролиза некоторых солей.
Эксперимент: В три пробирки налейте по 1 мл раствора хлорида алюминия, карбоната натрия и хлорида натрия. Универсальной индикаторной бумагой определите реакцию среды каждого раствора. Запишите уравнения реакций гидролиза и сделайте вывод.
Проблема: Почему одни соли гидролизуются, а другие нет?
Записываем уравнения реакций на доске.
2323465134620001. AlCl3↔Al3++3Cl-41014652794000Al3++3Cl-+HOH↔AlOH2++H++3Cl-Al3++HOH↔AlOH2++H+ pH <7
2.
Na2CO3↔2Na++CO32-2Na++CO32-+HOH↔2Na++OH-+HCO3-CO32-+HOH↔HCO3-+OH-pH>7
3. NaCl↔Na++Cl-Na++Cl-+HOH↔Na++OH-+H++Cl-pH=7
Рассмотрим гидролиз соли, образованной слабым основанием и слабой кислотой: ацетата аммония.
CH3COONH4↔CH3COO-+NH4+CH3COO-+NH4++HOH↔CH3COOH+NH3*H2OВывод: Гидролизу подвергаются соли, образованные:
Анионами слабых кислот и катионами сильных оснований – гидролиз по аниону соли;
Катионами слабых оснований и анионами сильных кислот – гидролиз по катиону соли;
Катионами слабых оснований и анионами слабых кислот – гидролиз по катиону и аниону соли;
Соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой, гидролизу не подвергаются, так как не образуется новой молекулы или иона.
Проблема: Почему не существует таких солей как сульфид алюминия или карбонат железа (3)?
Al2S3+6HOH→2Al(OH)3↓+3H2SВывод: соли, образованные слабым нерастворимым или летучим основанием и слабой летучей или нерастворимой кислотой, подвергаются полному (необратимому) гидролизу. Соль полностью разлагается водой.
Эксперимент: Работа в группах.
Используем установку «Кобра». На столах инструкция по выполнению опыта.
Первая группа: определите реакцию среды раствора фосфата натрия.
Вторая группа: определите реакцию среды раствора гидрофосфата натрия.
Третья группа: определите реакцию среды раствора дигидрофосфата натрия.
Результаты оформляем в таблице:
Соли Na3PO4Na2HPO4NaH2PO4pH 12,1 8,9 6,4
Характер среды Сильнощелочная Слабощелочная Слабокислая
Почему соли образованные слабой многоосновной кислотой и сильным основанием имеют разные среды растворов?
Анализируем результаты эксперимента.
Трехосновная фосфорная кислота диссоциирует ступенчато, причем каждая ступень характеризуется своим значением степени диссоциации:
H3PO4↔H++H2PO4- K1=7.6*10-3H2PO4-↔H++HPO42- K2=5.9*10-8HPO42-↔H++PO43- K3=3.5*10-13Гидролиз средней соли Na3PO4.
Na3PO4↔ 3Na++PO43-322516563500019126202540003Na++PO43-+HOH↔3Na++OH-+HPO42-PO43-+HOH↔HPO42-+OH-Образовавшейся при гидролизе ион HPO42- практически не диссоциирует на ионы, поэтому характер среды определяется ионами OH-,
среда водных растворов средней соли является сильнощелочной.
Гидролиз гидрофосфата натрия.
Na2HPO4↔2Na++HPO42-2Na++HPO42-+HOH↔2Na++OH-+H2PO4- H2PO4-↔H++HPO42- Образующиеся ионы H2PO4- заметно диссоциируют:
H2PO4-↔H++HPO42- Являющиеся продуктом этой диссоциации ионы H+ частично нейтрализуют OH- ионы, образующиеся при гидролизе, и по этому среда гидрофосфата является слабощелочной.
Гидролиз дигидрофосфата.
NaH2PO4↔Na++H2PO4-21272502540003590925444500Na++H2PO42-+HOH↔Na++OH-+H3PO4H2PO42-+HOH↔OH-+H3PO4H2PO4-+H2O↔H3Po4+OH-H2PO4-↔HPO4-+H+
H2O, избыток H+H3PO4↔H2PO42-+H+Реакция среды раствора слабокислая.
Вывод: Соли, образованные слабыми многоосновными кислотами и слабыми многокислотными основаниями гидролизуются ступенчато.
Определите реакцию среды раствора хлорида магния, запишите уравнения гидролиза.
Почему при гидролизе соли не выпадает осадок?
MgCl2↔Mg2++2Cl-38392101905002338705-571500Mg2++2Cl-+HOH↔MgOH++2Cl-+H+
Mg2++HOH↔ MgOH++H+MgCl2+H2O↔MgOHCl+HClMgOH++Cl-+HOH↔Mg(OH)2+H++Cl-41808405080002465070317500MgOH++Cl-+HOH↔Mg(OH)2+H++Cl-MgOH++HOH↔Mg(OH)2+H+Вывод: Степень гидролиза по второй ступени намного меньше, чем по первой. Среда раствора кислая.
3. Закрепление:
Можно ли по составу соли сделать заключение о возможности ее гидролиза?
Это возможно с помощью таблицы растворимости. Нерастворимые соли гидролизу практически не подвергаются. Если соль в воде растворима, то следует выяснить, входит ли в ее состав катион, отвечающему слабому основанию, или анион, отвечающий слабой кислоте.
Выполняют тестовое задание (работу выполняют на листочках).
1. Гидролиз солей – это:
А) обменная реакция соли с водой;
Б) растворение соли в воде;
В) диссоциация соли в воде.
2. Сущность гидролиза заключается:
А) в диссоциации молекул соли на ионы;
Б) в образовании слабо диссоциирующих веществ;
В) в образовании молекул сильных электролитов.
3. Установите соответствие между названием соли и ее способности к гидролизу:
А) хлорид аммония;
Б) сульфат калия;
В) карбонат натрия.
Г) сульфид алюминия.
Тип гидролиза:
По катиону
По аниону
По катиону и аниону
Гидролизу не подвергается.
Установите соответствие между названием соли и реакцией среды раствора этой соли:
А) хлорид цинка;
Б) сульфид калия;
В) нитрат натрия;
Г) нитрат меди.
Самопроверка. Правильные ответы на мультимедиа.
Выставляют себе отметку. Листочки сдают.
Рефлексия:
Обобщения и выводы:
Гидролиз – взаимодействие соли с водой с образованием слабого электролита и изменением реакции среды.
Гидролиз – обратимый процесс.
Возможен гидролиз:
По катиону,
По аниону.
Реакция среды зависит от соотношения степени диссоциации электролитов, образовавших соль.
Гидролиз необратим в том случае, если хотя бы один из продуктов гидролиза уходит из сферы реакции.
Домашнее задание: Параграф №18. Стр. №74. Упр.№8.