Презентация Девиантное поведение подростков: причины, сущность, профилактика


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеказачья средняя образовательная школа №19 Девиантное поведение подростков:причины, сущность, профилактика.Подготовила:Социальный педагог МБОУ КСОШ №19Фомина Ю.М.Пятигорск 2012г. Определенные правила, образцы поведения, предписывающие то, что человек должен говорить и делать в конкретных ситуациях. Отклоняющимся асоциальным поведением называют поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Отклоняющееся поведение – это результат неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек. Отклонения делятся на: корыстные– стремлениеполучить материальную, денежную, имущественную выгоду.(хищения, кражи, спекуляция) агрессивные – действия направлены против другой личности.(оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование и убийство) социально-пассивные– уклонение от своих гражданских обязанностей и долга.(уклонения от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств). Формы проявления отклоняющегося поведения несовершеннолетних: Алкоголизация (социально-напряженные ситуации, социальный контроль, стремление преодолеть отягощающее чувство зависимости).Агрессивное поведение (озлобленность, низкая самооценка в следствии ряда неудач).Суицидальное поведение Среди подростков, обследованных А.Е. Личко, – . 32% суицидальных попыток приходится на долю 17 летних; . 21% - 15 летних; . 12% - 14 летних; . 4% - 12-13 летних.Психические расстройства Профилактика подростковых самоубийств заключается не в избегании конфликтных ситуаций, а в создании такого психологического климата, где подросток не чувствовал бы себя одиноким, непризнанным и неполноценным. Г.М. Миньковский выделяет десять типов семей с разным воспитательным потенциалом: воспитательно-сильные - 15-20% высокая нравственная атмосфера в семье.воспитательно-устойчивые - недостатки в воспитании преодолеваются прежде всего в школе.воспитательно-неустойчивые – для семьи характерна неправильная педагогическая позиция родителей, которая тем не менее выравнивается благодаря сравнительно высокому воспитательному потенциалу семьи.воспитательно-слабые - семьи, где родители по разным причинам не в состоянии правильно воспитать детей, утратили контроль за их поведение, уступив свое влияние обществу сверстников.воспитательно-слабые с постоянной конфликтной атмосферой; с агрессивно-негативной конфликтной атмосферой; маргинальные семьи, с алкогольной и сексуальной деградацией; правонарушительные; преступные; психически отягощенные; Три основные группы негативных явлений, снижающих негативность семейного воспитания. неблагоприятные материально-бытовые условия жизни семьи; неблагоприятный социально-психологический климат в семье; психолого-педагогическая неподготовленность родителей к воспитанию детей. В период от детства к взрослости происходят серьезные изменения как в организме, психике ребенка, так и в характере взаимоотношений подростка с окружающими. Наиболее частые причины подростковой и юношеской девиантности причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствамипричины социального и психологического характерапричины, связанные с возрастными кризисами ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ преодоление, коррекция, реабилитация ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯПРИВЕНЦИЯ предупреждение,психопрофилактика Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определённое явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков.Задача вторичной профилактики – раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», например, подростками, имеющих выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время.Третичная профилактика решает специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением. Организация социальной среды Организация социальной средыИнформирование Организация социальной средыИнформированиеОрганизация деятельности, альтернативной девиантному поведению Организация социальной средыИнформированиеОрганизация деятельности, альтернативной девиантному поведениюОрганизация здорового образа жизни Организация социальной средыИнформированиеОрганизация деятельности, альтернативной девиантному поведениюОрганизация здорового образа жизниАктивизация личностных ресурсов Стимулирование позитивной мотивацииМетоды коррекции эмоциональных состоянийМетоды саморегуляцииКогнитивное переструктурированиеМетоды угашения нежелательного поведения. НаказаниеМетоды формирования позитивного поведения «Весь смысл человеческой жизни состоит в том, чтобы развивать свое «я». Человек, достигший полного развития личности, приобретает способность ставить перед собой жизненно важные цели и достигать их, у него вырабатываются собственные взгляды и отношения, собственные моральные требования и оценки, которые делают этого человека относительно устойчивым и независимым от ситуативных воздействий среды.