Жизнь и творчество Всеволода Михайловича Гаршина


Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888) (33 года)писатель, критик Государственное бюджетное образовательное учреждениеСреднее специальное образование Свердловской области«Камышловский педагогический колледж»Исполнитель:Квашнина ДарьяСтудентка 2А группыРуководитель: Перминова С.И.Камышлов, 2015 В. М. Гаршин.Портрет работы И. Репина (1884)У него особый талант—человеческий…А.П.Чехов Литературное творчество В.М.ГаршинаНа литературное поприще Гаршин выступил в 1876 году с рассказом «Четыре дня», сразу создавшим ему известность. В рассказе ярко выражен протест против войны, против истребления человека человеком. Гаршин написал также ряд очерков, где социальное зло и несправедливость рисуются уже на фоне мирной жизни. Этому же мотиву посвящён целый ряд рассказов: «Денщик и офицер», «Аяслярское дело», «Из воспоминаний рядового Иванова» и «Трус». Герой рассказа «Трус» последнего мучается в тяжёлой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью. Творческий путь писателя«Надежда Николаевна» (1885)Сказки:«Attalea princeps» (1880)«То, чего не было» (1882)«Сказка о жабе и розе» (1884)«Сказание о гордом Аггее» (1886)«Лягушка-путешественница» (1887)Статьи о живописи, очерки, стихи, стихотворения в прозеОсновные произведения:«Четыре дня» (1877)«Происшествие» (1878)«Трус» (1879)«Встреча» (1879)«Художники» (1879)«Ночь» (1880)«Из воспоминаний рядового Иванова» (1883)«Красный цветок» (1883)Повесть: Гаршин написал ряд сказок и рассказов для детей: «То, чего не было», «Лягушка-путешественница», где гаршинская тема о зле и несправедливости исполненa грустного юмора; «Сказание о гордом Аггее» «Сигнал» и другие. Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму — новеллу, которая получила полное развитие впоследствии у Антона Чехова. Сюжеты новелл Гаршина несложны, они построены всегда на одном основном мотиве, развёрнутом по строго логическому плану. Композиция его рассказов, удивительно законченная, достигает почти геометрической определённости. Особенности творчества Отсутствие действия, сложных коллизий — характерно для Гаршина. Большинство его произведений написано в форме дневников, писем, исповедей (например, «Происшествие», «Художники», «Трус», «Надежда Николаевна» и др.). Количество действующих лиц очень ограничено. Драматизм действия заменён у Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов», драматизмом переживаний, которые и являются основным материалом для Гаршина.   Необходимо отметить глубокую реалистичность гаршинской манеры. Для его творчества характерны точность наблюдения и определённость выражений мысли. У него мало метафор, сравнений, вместо этого — простое обозначение предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений в описаниях. «Жарко. Солнце жжёт. Раненый открывает глаза, видит — кусты, высокое небо» («Четыре дня»). Широкий охват социальных явлений не удавался Гаршину. Не большой внешний мир мог изображать Гаршин, а узкое «своё». И это определяло все особенности его художественной манеры. В этом было временное спасение от мук совести, искупление кающегося дворянина («Все они шли на смерть спокойные и свободные от ответственности…» — «Воспоминания рядового Иванова»). Но это не было разрешением социальной проблемы. Выхода писатель не знал. И поэтому глубоким пессимизмом проникнуто все его творчество. Значение Гаршина в том, что он умел остро чувствовать и художественно воплощать социальное зло. Анализ произведений Сказка «Лягушка-путешественница» Сказка называется лягушка-путешественница, так как она путешествовала вместе с утками в теплые края. Автор симпатизирует героине своей сказки, он рассказывает нам о ней с доброй иронией. В. Гаршин так описал нам лягушку: "дождик моросил по ее пестренькой лакированной спинке; капли подтекали ей под брюшко и за лапки" На протяжении всего повествования автор слегка подшучивает над своей героиней. Лягушка показана нам глупенькой и не сдержанной. Это мы видим в эпизоде, когда лягушка летела, схватившись ртом за тростинку. Она так сильно хотела похвалиться перед всеми, что это ее идея лететь на утках, что забыла за свое положение и закричала - это я, я придумала. После чего упала в чужое болото. Автор в своем произведении иронизирует, используя слова: шлепнулась, полетела вверх тормашками, бултыхнулась. Сама лягушка ведет себя, хвастлива и получает удовольствие, когда ее хвалят. Также когда она рассказывала другим лягушкам о своем путешествии она все преувеличивала и рассказывала даже того чего не было. Например, она сказала, что утки ее личные и что она была на юге где очень хорошо, хоть она туда и не попала. В этой сказке мы можем выделить четыре эпизода и вступление. Выделенные эпизоды сказки: знакомство с лягушкой, прилет уток к лягушке на болото, полет-путешествие лягушки с утками, падение в незнакомое болото и новая жизнь лягушки. Вступление напоминает нам присказку. Отношение автора к героине в конце сказки меняется, если в начале использовал такие слова ка «нежилась», «какая прекрасная», «восхитительно», «приятно», «нежилась», «пришла в восторг», «возвышенная натура», то в конце произведения автор говорит «полетела вверх тормашками», «бедная спутница», «дрыгала всеми лапами», «бултыхнулась в воду», Сказку мы относим к литературным сказкам-метафорам, которая предает нам историю про лягушку. Кстати данная история является еще и поучительной. В этой сказке Гаршин в образе лягушки раскрывает такие проблемы человеческой морали, как хвастовство, ложь, болтливость. Эти качества, как видно из содержания сказки, ни к чему хорошему не привели: лягушке так и не удалось побывать на юге, она сменила родное болото на грязный пруд и оказалась среди чужих лягушек. Сказка Гаршина призывает к правдивости, скромности, терпеливости. Только хорошие и добрые моральныекачества помогут достичь нужной цели. Рассказывая о поведении лягушки, Гаршин иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых Хвастовство мешает в достижении целей, мешает совершать хорошие поступки. Тематику этого произведения определяют также сопоставления, как описания прекрасной розы, распустившейся в майское утро и описание старой жабы, сидящей между корней куста розы, т.е. - о прекрасном и уродливом(безобразном). Проблематика:красота человеческой души. Идейная направленность произведения заключается в том, что автор хотел передать детям  любовь к прекрасному. В его сказке содержится аллегорически переданная борьба добра и  зла, красота природы и человеческого сердца, подлинно высокие  духом и «болотные» жители, играющие в подвиг. Жанр-сказка.Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.        Главная роль в  произведении отведена резе - олицетворению прекрасного, и жабе - герой безобразный, вызывающий отвращение. Характеристика центральных персонажей.Роза - нежная, роскошная. «...Она распустилась в хорошее майское утро; ...она раскрывала свои лепестки, и, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Лучи солнца точно пронизывали ее тонкие лепестки розовым светом... Она не могла говорить; она могла только, склонив голову, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот аромат был её словами, слезами и молитвой...» Жаба. «...А внизу, между корнями куста, на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная старая жаба, которая проохотилась целую ночь за червяками и мошками и под утро уселась отдыхать от трудов, выбрав местечко потенистее и посырее. Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону: ей было лень подвинуть ее к брюху. Она не радовалась ни утру, ни солнцу...» Вася - мальчик лет семи, с большими глазами и большой головой на худеньком теле. Он любил цветник и любил читать приключенческие романы в этом цветнике.Маша - его сестра - девушка, заботливая, сидит у изголовья больного брата, любит читать книги... «спасает» розу от жабы.. Сюжет. Развитие действий происходит в заброшенном цветнике - роза, жаба; и в комнате - умирающий мальчик, сестра, срезавшая в последующем цветок.  Основной конфликт. Безобразная жаба хочет съесть розу, т.е. зло хочет погубить прекрасное. Автор разворачивает события так, что прекрасное во имя добра, всегда побеждающая зло, спасает прекрасное (розу). Пейзаж (описание цветника, вид из окна), портрет (описание мальчика), диалог розы и жабы («-Я тебя слопаю..»), интерьер в доме мальчика - все помогает нам проникнуться в то время действия и глубже ощутить смысл происходящего: переживания розы, отношение сестры к брату, желание жабы слопать розу, эмоции сестры и мальчика, доброту близких людей и т.д.... Авторские описания и повествования позволяют глубже понять смысл произведения, и то, что  писатель  решил  поставить  рядом такие     контрастные     картины     (описание  розы (прекрасного)  и жабы  (безобразного)) очень уместно, я думаю, для того, чтобы читатель смог прочувствовать красоту человеческой души... Attalea PrincepsНе родное имяВыше и красивее всехГордая«Я и одна найду себе дорогу. Я хочувидеть небо и солнце не сквозь этирешётки и стёкла, - и я увижу!»

Тема: сказка о том, как одиноко человеку в мире, где нет места высоким идеалам и стремлениям. Значит, если это и сказка, то сказка философская, потому что она заставляет задуматься о месте человека в этом мире. Борьба пальмы за свободу «Тогда ствол начал сгибаться. Его лиственная вершина скомкалась, холодные прутья рамы впились в нежные молодые листья, перерезали и изуродовали их, но дерево было упрямо, не жалело листьев, несмотря ни на что, давило на решетки, и решетки уже поддавались, хотя были сделаны из крепкого железа».
Описание оранжереи.Очень красивая большая оранжерея из железа и стекла, витые колонны, узорчатые арки. При ярком свете всё горело и переливалось, как драгоценный камень. Оранжерея – краса и гордость большого города.Как себя чувствуют растения в ботаническом саду.Растения-заключённые. В оранжерее им тесно, душно: не хватает влаги и пищи. Отгороженные от внешнего мира, они мучительно переживали своё заточение.прекрасная оранжерея – темница (тюрьма) для её обитателей. Директор оранжереи Учёный-ботаник. Всё время сидит в стеклянной будочке, работает с микроскопом. Не терпит беспорядка. Растения его интересуют только с научной точки зрения, другого имени королевской пальмы он не знает, и знать не хочет. Он так же отгорожен от внешнего мира, как и его оранжерея.Отношение приезжего гостя (бразильянца) к пальме.Очень нежно и трогательно, назвал её по тому имени, которое было привычно для его страны (пальма-принцесса). Пальма напомнила ему родину: «её солнце и небо, её роскошные леса с чудными зверями и птицами…» Ему стало грустно, оттого что пальма растёт в неволе и не может сесть на пароход, как он, и уехать домой. Директор – человек замкнутый, раб и слуга науки. Он добровольный узник своего дела – вся его жизнь регламентирована наукой.Бразильянец – человек открытый и душевный, сострадательный. Эти образы противопоставлены друг другу. Противопоставление эпизодов(С одной стороны, прекрасный ботанический сад, с другой – заключённые растения. И этот приём помогает писателю создать образ сада-темницы, сада-тюрьмы.Этот же приём во втором эпизоде противопоставил два мира: мир директора, ограниченный наукой, в котором нет места живой жизни, природе, и мир тонко чувствующего путешественника, открытого, душевного человека.)  Эти два эпизода выполняют функцию экспозиции к развитию действия рассказа. В них даны сведения об оранжерее, её обитателях, директоре и посетители из Бразилии. Саговая пальма – злобная, раздражённая, надменная, высокомерная.Пузатый кактус – румяный, свежий, сочный, довольный своей жизнью, бездушный.Корица – прячется за спины других растений («меня никто не обдерёт»), спорщица.Древовидный папоротник – в целом тоже доволен своим положением, но какой-то безликий, ни к чему не стремящийся.И среди них королевская пальма – одинокая, но гордая, свободолюбивая, бесстрашная.)  обитатели оранжереи отрицательно отнеслись кпредложению пальмы всем вместе вырваться на свободу и её высокие стремления к свободе, свету назвали глупостью, вздором, нелепицей потому что они испугались новой жизни, испугались света, воздуха. Жизнь в темнице лучше всякой свободы. Растения, объятые страхом, не могут выпутаться из прежних, устоявшихся норм жизни. Им непонятен даже сам мотив принцессы-пальмы – для чего ей эта свобода? Так возникает конфликт-противоречие) Конфликт-С одной стороны, гордая пальма, с другой – обитатели оранжереи. Реальность и мечта. Одно мнение и другое: оставить всё как есть или вырваться на свободу?Если перенести этот конфликт на общество, на людей, то мы увидим- безразличие окружающего мира к отдельной личности, гордой и свободолюбивой. А поддержала принцессу-пальму в её стремлениях к свободе-маленькая, презренная травка – ничтожное существо, её даже не замечали, её мнение не брали в расчёт. Но, как оказалось, в маленьком существе скрывалась большая душа. Она не только поддержала пальму, но крепко обвила её, защищала её, придавала ей силы. И эта «презренная травка» оказалась настоящим другом. В её образе писатель воплотил черты бесстрашного друга, готового в любой момент прийти на помощь и, если понадобится, даже принять смерть вместе писатель награждает одним и тем же эпитетом и пальму, и директора, говоря что оба они гордые. Проявление гордости директора и гордости пальмы:гордость пальмы проявляется в чувстве собственного достоинства, она не меняет своего решения, своего стремления испытать счастье на свободе.Директор высокомерно разговаривает с бразильцем, он ведёт себя так, как будто он всегда прав, он не допускает и тени сомнения. Как видим, гордость королевской пальмы и гордость директора не одно и то же контрастные линии.Прекрасная оранжерея – растения-заключённыеОбразы директора и бразильцаОбитатели сада – королевская пальмаГордость директора – гордость принцессы-пальмыМечта и реальность Эти миры несовместимы:- директор не понимает посетителя-бразильца, не ведает, какие чувства у него роятся в душе; - обитатели оранжереи, кроме маленькой травки, не понимают пальму – зачем она стремиться вырваться на свободу? Всеобщее отчуждение, глухота, непонимание. Пальме и человеку грустно и тоскливо в этом мире, они обречены на одиночество. Сталкиваясь с миром бездушия, отчуждённости, всеобщей глухоты, они могут погибнуть. Что и случилось с королевской пальмой.Очень трудно, когда тебя не понимают окружающие, когда они настроены враждебно.Противоречие мечты и обретённой реальности. Спасибо за внимание!