Статья Образ маленького человека в произведениях А.П.Чехова и Г.Мопассана


Образ «маленького человека» в произведениях А. П. Чехова и Г. Мопассана
Точкой отсчёта изображения «маленького человека» в русской литературе считается произведение А. С. Пушкина «Станционный смотритель». С 1830 года, с момента выхода в свет пушкинского произведения этот образ эволюционировал в творчестве Н.В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова. Можно с уверенностью говорить о традиционности темы «маленького человека» в литературе, причем темы, имеющей гуманистический контекст в изображении бедного чиновника.
В сравнении с европейской литературой, например французской, подобная тема мало привлекала писателей, так как более интересен для них был тип мелкого или среднего буржуа.
Что касается творчества Ги де Мопассана, то именно он проявил интерес к мелкому чиновнику и ярко представил его образ в своих произведениях.
В мировой литературе сложилась добрая традиция находить точки соприкосновения в творчестве двух-трёх писателей. Сопоставление произведений А. П. Чехова и Г. Мопассана «Прогулка» и «Смерть чиновника» дает возможность проследить судьбу «маленького человек» с точки зрения русской и французской литератур.
Если рассмотреть эволюцию темы «маленького человека» в русской литературе, то к моменту изображения этого образа А. П. Чеховым происходит некоторое изменение, точнее, тема маленького чиновника приобретает несколько иное звучание – ироническое.
Здесь мы уже не встретим драматической ситуации, изображенной А. С. Пушкиным. Перед нами ситуация анекдота: чиновник Иван Дмитриевич Черняков будучи в театре, нечаянно обрызгал статского генерала Брызжалова и после нескольких попыток извинения, разозлил и привёл в ярость генерала: Я извинился за то, что, чихая брызнул-с.., а смеяться я и не думал.. Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам.. не будет…
– Пошёл вон!! – гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал… («Смерть чиновника», С.II[Электронный ресурс]).
Тот на него накричал и выгнал вон, а бедный чиновник жутко испугался: В животе у Червякова что-то оторвалось …он попятился к двери… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер…(«Смерть чиновника», С.II[Электронный ресурс]).
Сквозь комизм бытовой ситуации ярко проглядывается критика рабской психологии.
Герой Г. Мопассана Лера в новелле «Прогулка» тоже умирает. Ситуация, которую изображает писатель трагична. Трудно себе представить, чтобы Лера позволил себе посещение театра, ведь даже прогулка была для него роскошью, в силу весьма бедного нищенского существования:
…вместо того, чтобы идти домой, ему захотелось прогуляться перед обедом, - это случалось с ним четыре-пять раз в год («Прогулка», [Электронный ресурс]).
Даже вкусный обед – роскошь для мопассанского чиновника:
Лера пообедал так вкусно, так давно уже не позволял себе («Прогулка», [Электронный ресурс]).
Несмотря на приподнятое настроение, полное одиночество особенно ощутилось во время прогулки, хотя герой, будучи в хорошем расположении духа, очень хотел прогуляться к Булонскому лесу:
…на мгновение можно было заметить обнявшуюся пару – женщину в светлом платье, мужчину в черном… Появлялись все новые и новые пары. Они ехали и ехали… безвольно прижавшись друг к другу себе («Прогулка», [Электронный ресурс]).
Глядя на бурлящую вокруг него жизнь, Лера понимает всю трагичность своего, как он называет, жалкого существования и безысходность: ничего уже нельзя изменить и поправить – поздно. Поэтому он и совершает самоубийство в Булонском лесу.
Как видим, причины смерти у персонажей Чехова и Мопассана различны.
У Мопассана показана трагедия «маленького человека» как итог суровой жизни и социальной действительности, при которой мелкий чиновник не может позволить себе жить достойно.
У Чехова рассказ не о бедах чиновника, а о ничтожности и ограниченности героя, отсюда и нищета духовного мира. Черняков говорит с женой не о спектакле, а о том, как ублажать чужого начальника.
Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему: она только испугалась, а потом, когда узнала, что Брызжалов «чужой», успокоилась... («Смерть чиновника», С.II [Электронный ресурс]).
Итак, изображение социального статуса героев Мопассана против нищеты духовного мира персонажей А. П. Чехова. И здесь духовность и религиозность нашей литературы в лице Чехова, продолжающего гуманистические традиции, следует нравственным законом.
В двух небольших по объёму произведениях – диалог двух культур, демонстрация двух менталитетов, взглядов на изображение герое: констатация, как отмечает исследователь Ж. В. Соколовская, духовного и морального обнищания против высмеивания пороков и показа общечеловеческих проблем ценности личного человеческого достоинства»
Литература
1.Мопассан Ги де. Прогулка.- [Электронный ресурс]:http://lib.rus/ec/b/17424
2.Чехов в воспоминаниях современников.-М.,1964.-478с.
3.Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах, Том 2
[Электронный ресурс]:http://az.lib.ru/c/chehoww_a_p/text_0020.shtml#66