Презентация по русской литературе Тема маленького человека в произведениях русских писателей XVIII-XIX веков


Тема «маленького человека» в произведениях русских писателей XVIII – XIX вековСоставилаучитель русского языка и литературы высшей категорииКГУ «Гимназия № 21» города Алматы,Республики Казахстан Емельянова О.В. …Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человекастоял кто-нибудь с молоточкоми постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… А. П. Чехов Вспомните значение литератур-ного образа «маленький человек».Главными тематическими чертами этого образа будут: низкое, бедственное, подчиненное социальное положение; страдание, происходящее не от своего злого умысла или вины, а от слабости и ошибок; в разной мере, но – ущербность личности, часто убожество и неразвитость; острота жизненных переживаний; наконец, осознание себя именно "маленьким человеком" и стремление утвердить свое право на жизнь именно в таком качестве, но часто с мечтой лишь об облегчении жизни;обращение к Богу как единственному носителю справедливости и равенства: только перед Богом равны все.




Для литературного героя должен быть характерен именно весь комплекс признаков, наличие отдельных из перечисленных черт еще не вводит его в русло темы «маленького человека». В то же время нельзя сказать, что наличие признаков делает героев разных произведений одинаковыми: образ каждого из них будет совершенно по-своему подводить читателя к размышлениям на эту тему, раскрывать разные её грани. Само понятие "маленький человек" появляется в литературе раньше, чем складывается сам тип героя. Вначале это обозначение людей третьего сословия, которое стало интересовать писателей ввиду демократизации литературы.В ХIХ веке образ «маленького человека» становится одной из сквозных тем литературы. Понятие "маленький человек" ввел в употребление В.Г. Белинский в статье 1840 года «Горе от ума». Первоначально оно обозначало человека «простого». С развитием психологизма в русской литературе этот образ обретает более сложный психологический портрет и становится самым популярным персонажем демократических произведений второй половины XIX века.В.Г. Белинский История появления понятия «МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» В произведениях каких писателей присутствует тема образа «маленького человека»?



Как эволюционировал образ «маленького человека» в произведениях русских писателей XVIII – XIX веков? Социальное неравенство героев и естественная сложность человеческой души становятся пре-пятствием для Лизиного счастья. Судьба бедной девушки разворачивается на фоне исполненной драматизма истории России. Маленькая по-весть Карамзина филосо-фична. Автор оспаривает предположение философа Руссо об идиллическом прошлом человечества. История человечества вся построена на драмати-ческих коллизиях, и раньше люди не были счастливее, чем теперь, - утверждает повествова-тель. Большая история складывалась из малень-ких бед обычных людей. «Станционного смотрителя сгубила ходячая мораль; сама призрак, ничто, она совершенно реально высасывает кровь из людей; ее тирания — вот мысль, выраженная Пушкиным в "Станционном смотрителе"». М. Гершензон «…В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеления Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя…» Аполлон Григорьев Забытые, всеми униженные люди почти никогда не привлекают особого внимания окружающих. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды кажутся всем недостойными особого интереса. Но с начала XIX века именно такие люди становятся предметом пристального внимания со стороны великой русской литературы. С каждым произведением всё яснее и правдивее показывала она жизнь людей «низшего» класса. Маленькие чиновники, станционные смотрители - «маленькие люди» начали выходить из тени. Тема «маленького человека» — это «сквозная тема» русской литературы. Появление этого образа обусловлено российской служебной лестницей в четырнадцать ступеней, на нижних из которых трудились и страдали от бедности, бесправия и обид мелкие чиновники, малообразованные, часто одинокие или обременённые семьями, достойные человеческого понимания, каждый со своей бедой. Представление о «маленьком человеке» менялось на протяжении XVIII-XIX веков. Каждый писатель имел свои личные взгляды на данного героя. Писатели XVIII века - Н.М. Карамзин – и первой половины XIX века – А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь - относятся к «маленькому человеку» с сочувствием. Сначала «маленький человек» мог любить, уважать себя, но был бессилен перед государственной машиной. Затем он не мог любить, не мог уважать, а о борьбе с государством даже и подумать не мог. Позже «маленький человек» приобретает чувство собственного достоинства, способность любить и при этом остро ощущает своё ничтожное положение. Но самое главное – он уже не ничтожен в душе! Эволюция образа Позже Чехов подведет своеобразный итог в развитии темы, он усомнится в добродетелях, традиционно воспеваемых русской литературой, — в высоких нравственных достоинствах «маленького человека» - мелкого чиновника. Добровольное пресмыкательство, самоуни-чижение «маленького человека» - вот поворот темы, предложенный А.П. Чеховым. Если Чехов и «разоблачал» что-то в людях, то, прежде всего, — способность и готовность их быть «маленькими». Человек не должен, не смеет делать себя «маленьким» — вот основная мысль А.П. Чехова в его интер-претации темы «маленького человека». Использованные ресурсы: 1. Гоголь Н.В. Шинель. Петербургские повести. – М., 2008.2. Карамзин Н.М. Бедная Лиза. – М., 1992.3. Кожинов В.В. О замысле «Шинели». /Гоголь Н.В. Петербургские повести. – М.: Синергия, 2001.4. Лебедев Ю.В. «Русская литература XIX века. 10 класс». М., 2002.5. Коровина В., Журавлев В., Коровин В. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2007.6. Маркович В. Петербургские повести Гоголя. Л.: Художественная литература, 1989.7. Нездвицкий В.А. «От Пушкина к Чехову». М., 19978. Пушкин А.С. Повести Белкина. Станционный смотритель. – М., 1999.