Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроке математики средствами ИКТ


Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроке математики средствами ИКТ
При организации учебного процесса очень важно, чтобы обучающийся активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел результаты своего труда и мог их реально оценить. В решении этой непростой задачи преподавателю может помочь сочетание традиционных методов обучения и современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Согласно одному из определений «ИКТ – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации».
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационно-коммуникационных технологий. Интеграция новых ИКТ в образовательный процесс – необходимое условие модернизации системы образования. Стремительный рост роли компьютерных систем как орудия интеллектуальной деятельности предъявляет качественно новые требования ко всему образовательному процессу. Современный учитель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. Компьютер – это уже неотъемлемая часть подготовки педагога к уроку.
ИКТ могут быть использованы- для качественного оформления раздаточного материала к уроку, что непременно способствует формированию у обучающихся культуры оформления письменных работ;
- для оформления стендов учебного кабинета справочными материалами по основным темам программы;
- для сопровождения объяснения учителя учебной презентацией;
- в качестве информационно-обучающего пособия при дистанционном обучении;
- для контроля знаний обучающихся.
Использование ИКТ на уроке позволяет
- активизировать познавательную деятельность обучающихся;
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
- повысить объем выполняемой работы на уроке;
- усовершенствовать контроль знаний;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам и другим информационным ресурсам.
Как следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знаний обучающихся.
Неоценимую помощь мультимедийные технологии оказывают учителю математики. Изучение таких вопросов образовательной программы, как координатная прямая и координатная плоскость, построение и исследование графиков функций, геометрического материала в современном преподавании математики уже немыслимо без интерактивного сопровождения. ИКТ способствуют успешному восприятию и усвоению самых сложных тем программы. Известно, что большинство людей запоминает примерно 5 % услышанного и 20 % увиденного. Одновременное использование аудио и видеоинформации повышает запоминаемость до 40 – 50 %. Мультимедиа-программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30 %, а приобретенные данные сохраняются в памяти значительно дольше. Однако использование готовых презентаций, которыми наводнен современный интернет, не всегда возможно. Более эффективно применение материалов, разработанных самим педагогом. Это, конечно же, очень трудоемко, но сполна окупается после накопления своей базы презентаций. При создании учебной презентации по математике, помимо общих требований, предъявляемых к любой презентации, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- презентация по математике должна, прежде всего, обеспечить наглядность изучаемого понятия;
- презентация не должна быть перегружена разнообразной анимацией (это сильно отвлекает внимание, и ребенок вместо запоминания учебного материала запоминает спецэффекты);
- презентация по математике должна быть сдержанной по цветовой гамме, несмотря на любовь детей к ярким краскам. Это приучит школьников к осознанию строгости математической науки.
На уроках геометрии на экран зачастую достаточно выносить лишь чертеж к задаче (качественно выполненный он помогает «увидеть» решение). Большие возможности здесь предлагает программное обеспечение Activlnspire для преподавания с использованием интерактивной доски, с помощью которого можно создавать, изменять чертеж, поворачивать, передвигать, менять размер и т.д. Также интерактивная доска незаменима при работе с графиками функций. Из скучного запоминания урок математики может превратиться в творческий процесс исследования.
Также большие возможности в плане активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке геометрии дает работа с электронным учебником. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме. Здесь помимо учебных текстом, справочных материалов и различных тренажеров представлен богатый набор анимаций по всем темам курса и интерактивных моделей, позволяющих обучающимся проводить увлекательные эксперименты при исследовании различных геометрических понятий и закономерностей. Например, наблюдать за «поведением» замечательных точек треугольника при изменении его формы, а также в каждом случае построить прямую Эйлера.
Полезной частью применения информационных технологий является использование различных интерактивных тестов. На сегодняшний день уже имеется богатый опыт дистанционной работы с обучающимися через электронную почту и он-лайн тестирование с помощью образовательных сайтов uztest.ru, reshuege.ru и др.
Дистанционные формы работы позволяют обеспечить дифференциацию и индивидуализацию обучения при организации домашней самостоятельной работы обучающихся.
Таким образом, технические средства и информационные технологии существенно повышают уровень обучения математике и, как следствие, уровень знаний учеников. Считаю, что информационная культура обучения – это неотъемлемая часть результата их образования, а использование информационно-коммуникационных технологий, цифровых образовательных ресурсов дает обучающимся огромную возможность для самообразования и получения новой информации, играет неоценимую роль при активизации их познавательной деятельности.