Фронтальное занятие с детьми второго года обучения. Дифференциация звуков и букв « Ц — Ч».

Фронтальное занятие с детьми второго года обучения

Дифференциация звуков и букв « Ц - Ч».

Цель:
Выработать у учащихся умение различать звуки и буквы «Ц» и «Ч» опираясь на тактильные и оральные ощущения, зрительные ассоциации. Развитие фонематического слуха и внимания, зрительной памяти, звукослогового анализа и синтеза, развивать связную речь и обогащать лексический запас слов.

Оборудование: Мяч, письма, компьютер с проектором

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто найдёт различие на картинках, вывешенных на доске.

2. Сообщение темы и цели занятия.

Мы сегодня попадём в интересную страну звуков и букв, а каких, попробуйте догадаться сами. Для этого поиграем в игру «Доскажите словечко» - попробует досказать слово и скажите, с какого звука начинается отгадка.

Живет спокойно – не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет . (черепаха)
Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка,
Капнет с клюва капля.
Кто же это? (Цапля)

Как вы думаете над какими звуками и буквами будем работать?
Правильно над «Ц» и «Ч»

Запишите число и тему урока. «Ц» и «Ч»

Уточнение артикуляции звуков.

Давайте посмотрим, что у них общего и чем отличаются.
Произнесите звук «Ч» перед зеркалом и скажите, где находится язык.
Правильно, кончик языка поднят вверх, губы вытянуты в трубочку, воздушная струя – теплая.
Теперь произнесите звук «Ц» - кончик языка опущен в низ, губы улыбаются, воздушная струя холодная.
«Ч» и «Ц» оба согласные, глухие (опора на тактильные ощущения – приложите пальцы к горлышку)

Связь звука с буквой.
(на компьютере показываю два слайда)

Посмотрите на букву «Ч», на что похож её верхний элемент – правильно, на крыло чайки. Значит, у буквы «Ч» главный элемент – верхний.

Затем посмотрите на букву «Ц», она похожа на букву «И» и на её нижний элемент повесили цепочку. Значит, у буквы «Ц» главный элемент - нижний.

Запомните: нижнее положение кончика языка при произношении звука «Ц» и нижний элемент буквы, верхнее положение кончика языка при произношении звука «Ч» и верхний элемент буквы.

Работа по теме:

Давайте поучимся различать эти звуки и буквы в упражнениях.

Игра «Чуткое ушко». Закройте, пожалуйста, глаза. Повторите так, как я скажу. Отвечает тот, до кого я дотронусь.

Ча – Ца – Ча, Цу – Чу – Чу – Цу,
Ча – Ца – Ча – Ца, Чо – Цо – Чо,
Цо – Чо – Цо – Чо. Чи – Цы – Цы – Чи.

Чистоговорки.
Что это такое? Правильно, чисто говорить – чётко, внятно.

Ца- ца- ца , ца- ца- ца – цапля, улица, пыльца.
Цы- цы- цы, цы- цы- цы – зайцы, мельницы, птенцы.
Чу- чу- чу, чу- чу- чу – я сейчас зажгу свечу.
Ча- ча- ча, ча- ча- ча – горит в комнате свеча.
Че- че- че, че- че- че – почитаем при свече.

Прослушайте слова. Покажите букву «Ц» или «Ч», которая есть в слове и цифрой укажите её местонахождение.

Часовщик, цепь, качели, чайка, кузнец.

Игра «Шифровальщики»

Кто это такие? Это те, которые шифруют донесения, важные документы.
Давай те и мы зашифруем слова.
Вместо буквы «Ц» будем писать стрелочку вниз, так как при её произношении кончик языка опущен вниз.
Вместо буквы «Ч» - стрелочку вверх, так как кончик языка поднят вверх.

Чудо, царь, дача, заяц, овца, спички.

Игра с мячом – измените слово так, чтобы появился звук «Ч»

Рукавица – рукавичка, крыльцо – крылечко, птенец – птенчик, огурец – огурчик, лицо – личико, синица – синичка.

Что произошло со словами? Звук «Ч» сделал слова уменьшительно-ласкательными.

К вам в гости кто-то пришел. Отгадайте его по первым звукам названий предметов.

Часы, индеец, попугай.
Это – Чип
Он принес для каждого письмо со словом.
Объясните значение слова так, чтобы все его угадали, но не называйте этого слова. Какой звук есть в этом слове и где он стоит – начало – середина – конец.

Скворец, больница, часы, и т.д.

Физминутка – пальчиковая гимнастика.

Работа по подгруппам. (работа с двумя картинками)

Найдите пять слов, со звуком «Ц» (первая подгруппа)
со звуком «Ч» (вторая подгруппа)

Работа с деформированным текстом.

Логопед читает текст. Получился ли рассказ? Правильно – нет потому, что предложения написаны не по порядку. Составьте правильно рассказ и запишите.

6. Итог занятия: Над какой темой мы сегодня работали? Что вам понравилось и не понравилось? Оцените свою работу на уроке с помощью красного или синего сигнала. Молодцы, вы все хорошо работали. За работу на уроке хочу подарить вам картинки – цыпленка или черепаху. Как вы думаете, почему именно эти картинки я вам подарила? Правильно, потому что в этих словах есть звуки «Ц» и «Ч», а это тема нашего урока.

15