Урок — как мастерская гуманной педагогики.


Урок - как мастерская гуманной педагогики.
 Он, она, ты и я - вместе школьная семья.
 Русский, немец, белорус, украинец, гагауз
 И башкир, и лезгин, и чуваш есть, и мордвин.
 Нас по - разному зовут, подружил нас всех …...?
Дети разных национальностей уверенно и достойно поднимаются по ступенькам школьной жизни. Они раскрывают свои духовные и природные способности, познают себя, обогащаются опытом и знаниями, развивают и укрепляют волю, терпение, учатся быть терпимыми к мнению и культурам иных народов. Интеграция людей, культур, сообществ, народов является основой образовательной системы нашей школы. Ежегодно сюда приходят новые учителя, которые знакомятся с идеями гуманной школы, потому что уж на первой встрече с администрацией образовательного учреждения, они знакомятся с основными идеями, лежащими в основе деятельности коллектива школы.
Если, педагогика – наука, то она изучает, учит. Если мы занимаемся наукой педагогикой, то мы – педагоги. А кто такой педагог? В Древней Греции - это раб, ведущий ребёнка в школу, то есть изначально мы все рабы. Чего? Знаньевой парадигмы, образовательных программ, стандартов, санпинов, ЕГЭ, администрации. В таких условиях легче всего работать авторитарно. Перенесённая в педагогику из системы управления деятельность, при которой ребёнок, как инвалид на костылях чужого опыта, а мы ему всё преподносим, в рот запихиваем. Он не хочет, а мы всё равно пихаем. Педагог - раб, вооружившись авторитаризмом, может воспитать только раба. Раба умного, но жестокого, красивого, но равнодушного, больного, расчётливого, закомплексованного.
Если педагогика - это для нас искусство, которое создаёт, творит;. если мы творим, то мы творцы, мы учителя. Так называли апостолы творца. Учитель не учит, он творит, удивляет, совершает чудеса. По законам искусства мы должны создавать художественный образ учителя - это урок. А деятельность детей в данном случае - сотворчество, сотрудничество, а не учение. В результате сотворчества получается образование от слова «образ», а без образа образование «безобразно». В результате такого образования рождается личность здоровая, творческая, коммуникативная, саморазвивающая. Принимая Педагогику Искусства, Педагогику Сотрудничества мы, учителя вместе с детьми и их родителями, совершаем восхождение по ступеням Гуманной Педагогики, всё выше и  выше. И этому нас учит Шалва Александрович Амонашвили.
Истина школы в гуманности, говорят учителя, а урок - это её мастерская.
 «Здравствуй, урок! Я люблю тебя, урок! Без тебя, учителя и школы не могу представить свою жизнь. Урок, знаешь какой ты? Ты мудрый, добрый, радостный, сердечный и интересный. Ты бываешь весёлым и сложным, светлым и хитрым...» - так говорят дети об уроке. В нашей школе, которая уже несколько лет работает по принципам гуманной педагогики урок начинается не после звонка, а задолго до самого урока, его начало – в мыслях и сердцах наших учителей. В этом талант и культура современного урока, современного учителя.
Начальный этап урока – самая главная его часть, так как учителя нашей школы убеждены, что урок – это поиск, осмысление и открытие истины. И эти две - три минуты его начала проходят  так, как будто Свет всех звёзд и всех Солнц собрался в этих детях, именно для них - жизнь учителя – творца.
-Добрый день, друзья! – произношу я, входя в класс.
- Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами!
- Здравствуйте, Ирина Александровна, мы тоже рады вас видеть и ждём интересного урока.
Чтобы воспринять что-то полно и глубоко, чтобы совершить совместный творческий полёт фантазии, необходимо раскрыться, убрать напряжение, скованность, расслабиться. Первое условие – атмосфера доброжелательности в классе, на протяжении всех минут занятия, а для этого не много нужно: улыбка, добрый взгляд, мягкие жесты, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, великодушие по отношению к любому, кто совершил оплошность, допустил ошибку, в том числе и к учителю.
Снятие страха – второй шаг к успеху ребёнка на уроке. Учитель говорит что-то вроде: «Ничего страшного, если будет ошибка, всегда можно исправить, а если не получится, мы будем знать, как не надо делать.». Такой настрой помогает снять психологическую зажатость, позволяя ребёнку мобилизовать все силы и способности. Главный итог урока – это отношение к нему учеников. Мы благодарим детей за минуты совместного поиска, за те сокровенные мысли, которые они высказывали вслух, за их искренность и открытость. Так зарождается духовная общность ребёнка, учителя. Мы считаем, что урок - есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Мы стараемся, чтобы на уроке изучалась истина, высвечивающая одну из сторон реальной жизни,  и этот подход  в корне меняет отношение школьника к обучению.
Стратегия урока, основанного на принципах гуманной педагогики, далеко выходит  за пределы простой передачи знаний: путь к истине – путь расширения и обогащения духовного мира личности ребёнка, приобретения способности осознавать жизнь, оценивать её и определять своё отношение к миру как таковому.
Поэтому сегодня современным учителям необходимо понимать, осознавать сущность традиционной педагогики и гуманной.
Традиционная педагогика. Гуманная педагогика.
1. Формирует и реализует систему принуждения. 1.Предлагает творческий поиск системы сотрудничества
2. Ориентирована на формирование знаний, умений, навыков и поэтому рафинирует обучающий процесс. 2.  Обращена на облагораживание души и сердца ребёнка, а знания мыслятся как необходимое условие творчества, созидания, творения блага.
3. Довольствуется учётом
психологических особенностей детей. 3.Вбирает ребёнка полностью, таким, какой он есть.
4.  Готовит детей к жизни. 4. Воспитывает самой жизнью.
5. Монологична. 5. Диалогична.
6. Не нуждается в принципах любви, созидательного терпения, доверия, свободного выбора, радости познания и общения, сотрудничества и т.д., как компонентов педагогического процесса. 6. Эти принципы являются исходными.
7. Занята обобщением сложившейся массовой практики, результаты чего, как научные ценности, возвращаются в практику для  её дальнейшего продвижения. 7. Идёт по пути творчества и инноваций и поэтому чужда консерватизму.
8. Аксиоматической основой для традиционной педагогики является эмпирический материализм с понятиями «наследственность» и «среда». 8. Основой является духовная субстанция.
Отсюда вытекает очень важное положение о том, что суть гуманной педагогики определяется: не только целями и задачами образовательного процесса, но и средствами, которыми они должны быть достигнуты. Сердцем образовательного процесса является  общение учителя с учеником. Кредо педагогов нашей школы –Вселенский закон педагогики «Уча, мы учимся».
Ø     Мы признаём уникальность развития каждого ребёнка, его потребность в индивидуальном подходе для развития только ему присущих талантов, склонностей, черт личности.
Ø     Мы не переделываем личность ребёнка и не подстраиваем её под социум, а помогаем в индивидуальном развитии и самореализации через освобождение заложенных в нём сил и способностей.
Ø     Мы поощряем в детях любые проявления воображения, любознательности и интеллектуальности.
Таким образом, урок как мастерская гуманной педагогики, основывается на трёх постулатах:
1. Урок – это поиск, осмысление и открытие истины. В истории отечественной педагогики вопрос о воспитательном потенциале «хорошего» урока ставился неоднократно. К.Д. Ушинский, например, отмечал: «Учитель на уроке должен пользоваться каждым случаем, чтобы посредством обучения закинуть в душу дитяти, какое – нибудь доброе семя»
2. Урок - это часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
3. Урок – это ребёнок, который остаётся наивысшей ценностью, а учитель показывает ему наивысшие образцы культуры.
Только обоюдное признание ценности друг друга рождает доброжелательность, внимательность, великодушие, деликатность. Уважение к ученику, проявляемое учителем, имеет обратный вектор: ученики начинают нас любить.