Использование на уроках литературы гуманной педагогики


Использование на уроках литературы гуманной педагогики
Дать современный урок на уровне требований сегодняшнего дня непросто. На уроках стараюсь использовать разные способы учебной деятельности: воспроизводящей, реконструктивной, коммуникативно-развивающей, рефлексивной. Это самые различные типы речевых сообщений учащихся, ответы на вопросы с доказательством, комментирование иллюстраций, схем построения связного текста, его анализ и оценка, создание собственного варианта речевого сообщения.
Я уверена, что обучать нужно, учитывая индивидуальные особенности учащихся, ориентируясь на развитие процессуальных качеств личности ученика: коммуникабельность (аналитико-синтетическая деятельность, догадка,умение предвосхищать).
Важно формировать мотивы учения как побудительную силу учебной деятельности, чтобы ученики получали радость от каждого учебного действия, будь то выразительное чтение, словарная работа, диалог, зачет по прочитанной книге.
В своей работе я стараюсь идти от ученика к предмету, чтобы уроки литературы стали для учащихся часами нравственного прозрения, чтобы ученик в художественном произведении умел видеть проблемы сегодняшнего дня, излагать свои мысли, думать и рассуждать. А для этого целесообразно вооружить учащихся алгоритмом творческой, иногда исследовательской деятельности, что я делаю на основе индивидуально-дифференцированного подхода к процессу обучения, к учащимся.
По "маленькой трилогии" А. П. Чехова — "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви" — мною разработана система уроков в VIII классе, в которой проиллюстрированы многообразные способы учебной деятельности, эффективные на сегодняшний день.
Первый урок — вводный, на тему "Настоящий талант". Эпиграфом к уроку служит высказывание М. Горького: "Страшная сила его таланта именно в том, что он никогда ничего не выдумывает от себя, не изображает того, "чего нет на свете".
На этом уроке ведется речь о жизненном и творческом пути писателя, о его рассказах, актуализируются полученные в V - VII классах знания, умения и навыки, прослушиваются воспоминания знаменитых людей об А. П. Чехове. Подготовленные ученики инсценируют ключевые эпизоды из его рассказов, которые учащиеся должны прокомментировать, оценить игру артистов, предлагается и викторина по тому малому, что изучено в младших классах (по рассказам "Каштанка", "Лошадиная фамилия", "Хамелеон", "Ванька", "Толстый и тонкий"), на этом же уроке учащиеся знакомятся с новым рассказом Чехова "Горе". Урок обобщается по эпиграфу М. Горького.
Учитель. Все в его рассказах просто, буднично. С мягким юмором, не изменяя даже интонации повествования, описывает Чехов в рассказах трагические события. Писатель пристально вглядывается в жизнь и приходит к выводу, что "о серьезном надо писать серьезно". В 1888 году Академия наук присудила Чехову Пушкинскую премию за сборник "В сумерках". Впервые в русской литературе ее был удостоен автор маленьких рассказов и ни за что-нибудь, а за "настоящий талант".
Учащиеся получают предварительные домашние задания по рассказу Чехова "Человек в футляре".
Второй урок по творчеству А. П. Чехова это —
урок-рассуждение на тему: "Почему "Человек в футляре"?
Цель урока заключается в следующем.
1. Углубить знания учащихся о жизни и творчестве А. П. Чехова:
— доказать, что в образе Беликова писатель собирает все свои наблюдения над реакционным порядком и обобщает их;
— дать понятие о чеховских рассказах 90-х годов XIX века;
— помочь понять за фигурой Беликова беликовщину — типичное явление общественной жизни 80 — 90-х гг. XIX века;
— помочь доказать, что "футляр" беликовых мешает проявлять активность.
2. Обогатить словарный запас учащихся; развить умения аргументировать, составлять текст рассуждения; развить навыки аналитического мышления, самостоятельной работы с текстом.
3. Воспитать неприятие к "футлярной жизни", призвать учащихся к деятельной жизни.
Оборудование. Портрет А. П. Чехова; иллюстрации к рассказу "Человек в футляре", планшет "Рассказы А. П. Чехова"; фонохрестоматия по рассказу в исполнении В. Ларионова; проигрыватель; школьный словарь
Эпиграф к уроку: "Нет, больше жить невозможно!"
Заранее учащимся на карточках были предложены индивидуально-дифференцированные задания:
— произвести по тексту рассказа "Человек в футляре" словарную работу (всем);
— нарисовать иллюстрации к рассказу (желающим).
1-й ученик — инсценировать образ Беликова (эпизод "О как звучен, как прекрасен греческий язык!").
2-й ученик — выразительно прочитать отрывок со слов "... Не понимаю ..., как вы ревариваете этого фискаля ... до ... я люблю в чужие дела вмешиваться".
3-й ученик — рассуждение № 1 — "По кому поводу, где, как произносит Беликов слова "как бы чего не вышло" (о чем это говорит?)".
4-й ученик — рассуждение № 2 — "Чего боялись или какое влияние оказывал Бели ков на окружающих людей?"
5-й ученик — рассуждение № 3 — "Почему нельзя было ездить на велосипеде?"
6-й ученик — рассуждение № 4 — "Как Беликов чуть не женился".
7-й ученик — рассуждение № 5 — "Художественно-изобразительные средства язык (эпитеты, сравнения, метафоры, гротеск) помогают раскрыть образы персонажей, общественные явления".
III группа (группа слабых учеников) — комплексное рассуждение — сколько раз повторяются в тексте слова: а) "кабы чего не вышло"; б) "ужас"; в) "страх".
В процессе урока-рассуждения (по желанию учащихся) доказываются выводы по составленным схемам у доски или оформляются как творческие работы.
Такой алгоритм учебного процесса дает ощутимое приращение коммуникативных умений, а также возможность каждую часть завершить самостоятельной речевой деятельностью учащихся, и тогда урок из обычного учебного средства превращается в мастерскую человеческого общения.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
Объяснение целей и задач урока. Мини- лекция. Запись основных положений лекции.
Чеховские рассказы 90-х годов поражают емкостью содержания, масштабами художественных обобщений. Таковы 3 рассказа, написанные в 1898 г.: "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви". Они связаны между собой общей идеей, сюжетом, персонажами, поэтому именуются "маленькой трагедией".
В рассказе "Человек в футляре" в какой-то мере отражается атмосфера гимназии, где учился Чехов, а в Беликове товарищи Чехова узнавали черты учителя латыни, который доносил классным надзирателям на учеников, директору — на учителя, попечителю учебного округа — на директора. Однако трудно сказать, кто именно служил прототипом Беликова.
В 1896 году Чехов записал в дневнике об одном из своих гостей: М. в сухую погоду ходит в калошах, носит зонтик, чтобы не погибнуть от солнечного удара, боится умываться холодной водой. Жалуется на замирание сердца.
— К кому из персонажей в рассказе подходит это описание? (Ответы учащихся.)
Немного позже в записной книжке писателя появляется заметка "Человек в футляре, в калошах, зонт в чехле. Когда лежал в гробу, то казалось, улыбался, нашел свой идеал".
— Как вы думаете, образ Беликова выдуман писателем? (Ответы учащихся.)
Словарная работа. (На доске написаны толкования слов, учащиеся должны догадаться, какое это слово.)
Лечит животных — (ветеринарный врач).
Коробка, чехол, куда кладется вещь для хранения или для предохранения чего-нибудь — (футляр).
Антропос — (греческое слово — человек).
Изменник, предатель -— (Иуда).
Распоряжение — (циркуляр).
Болезненная подозрительность —- (мнительность).
Мягкая тонкая, оленья или лосиная выделанная кожа — (замша).
Молочная и мясная пища, запрещаемая церковными правилами — (скоромная).
Человек, распространяющий оскорбительные мнения о других — (пасквилянт).
Человек, который любит заниматься тяжбой — (сутяга).
Рак, прячущий свое брюшко в раковину — (рак-отшельник).
Толкование неизвестных слов учащиеся записывают в тетрадях для словарных работ.
Блиц-турнир (проводится с целью узнать, насколько детально знакомы учащиеся с художественным текстом).
— Сколько раз повторяются в рассказе слова: а) "кабы чего не вышло"; б) "ужас"; в) "страх".
— Чем замечателен Беликов?
—.Что прятал в футляр Беликов?
— Кто и какими словами обзывает Беликова?
— Какая фамилия у Ивана Иваныча?
— Кто такая Мавра?
Дальше учащиеся могут предложить свои вопросы (этот прием работы они очень любят).
И. Беседа по рассказу "Человек в футляре".
1. С чего завязывается сюжет?
— Как построен рассказ?
— Сколько в нем рассказчиков?
— Какие явления общественной жизни нашли отражение в рассказе?
— Найдите и прочитайте портретную характеристику Беликова.
— Прав ли Чехов, называя его "футлярным" человеком? Почему?
2. Инсценирование образа Беликова. (Инсценируется эпизод "О, как звучен, как прекрасен греческий язык!" Ученик в соответствующем образу костюме.)
— Удалось ли нашему артисту передать все детали "футлярного" человека? Его речь? Его внешность?
3. Рассуждение по темам, заданным заранее.
Работа идет по плану:
1. Выдвижение тезиса.
2. Составление схемы к тезису.
3. Подбор аргументов и доказательств
(параллельная, последовательная, смешаннаяаргументация).|
4. Вывод.
Рассуждение №1. По какому поводу, где, как произносит Беликов слова "как бы чего не вышло"? (О чем это говорит? — вспомогательный вопрос на карточке дается для ученика, чтоб он смог сделать определенные выводы).
Ученик работал по схеме:
Тезис
Я думаю, очень странным, всего боялся, страшился жизни, страх руководил всеми его действиями. Все подобранные мною аргументы говорят об этом... Вывод
Доказательство

Рассуждение № 2. «Чего боялись в городе или какое влияние Беликов оказал на окружающих?
Беликов оказывал на людей угнетающее
действие: ограничивал их свободу, активность:
возомнил о себе, что имеет право контролировать
поведение окружающих людей, пугает их своим
страшным, «как бы чего не вышло».Вывод
Рассуждение № 3. «Почему нельзя былоездить на велосипеде?»
Тезис
Вывод
А1 — Если учитель едет на велосипеде, то что же остается ученикам?
А2 — Раз не разрешено циркулярно, то и нельзя!
АЗ — Женщина или девушка на велосипеде — это ужасно!1
Это задание-рассуждение подготовил слабый ученик, но я думаю, что с заданием он справился, сделав следующий вывод:
— Беликов признает только циркуляры, распоряжения. Езду на велосипеде он принимает как общественное зло. Вот почему он считает, что нельзя кататься на велосипеде.
Тезис
Рассуждение №№№4№ 4. женился".
Вывод
А1 — "А хорошо бы их поженить", — тихо сказала директорша.
А2 — "Ему за 40, ей за 30" — вспомнили они.
АЗ — Билет в ложу театра...
А4 — Встреча на вечеринке...
А5 — Варенька замуж не прочь ...
А6 — Для Беликова она первая женщина, которая отнеслась к нему ласково и сердечно.
А7 — Хранит портрет Вари.
А8 — Женитьба — шаг серьезный, кабы чего не вышло.
Вывод. Все эти аргументы помогли мне понять, что Беликов не такой уж и зануда, если решил на самом деле жениться. Значит, он не против любви. Значит, ему не чужды человеческие чувства. Вот так Беликов чуть не женился. Его формула жизни все испортила. Мне его жалко. Он несчастен и одинок.
— Чем же закончилась любовь Беликова? (Ответы учащихся.)
— Комментирование иллюстраций учеников-"пасквилянтов" — "Влюбленный антропос", "На прогулке".

— Удалось ли нашим "пасквилянтам" точно передать карикатуру? (Ответы.)
Вывод. Любовь Беликова пошла на убыль.
— В каком произведении с подобным выражением вы встречались? (Учащиеся вспоминают рассказ Л. Толстого "После бала".)
Рассуждение № 5. "Художественно-изобразительные средства языка помогают раскрыть образы персонажей, общественные явления".
Ученица выводит аргументы, доказательства и сразу же делает маленькие выводы.
Тезис

Выводы
Например, А 1 — комната Беликова была маленькая, точно ящик. Сравнение с ящиком говорит о похожести комнаты на футляр, помогает узнать, что и в быту Беликов ведет "футлярный" образ жизни (А4, А5, А6) — доказательства о футляре.
А2 — атмосфера у вас удушающая, поганая — эти эпитеты помогают представить атмосферу общественной жизни 80 — 90-х годов — делается вывод №2.
АЗ — Уши Беликов закладывал ватой, извозчику приказывал поднимать верх экипажа — эти гротески дают нам понять, что Беликов смешон и комичен — делается вывод № 3.
Проанализировав все аргументы, ученица делает большой общий вывод: "Художественно-изобразительные средства языка мастерски используются Чеховым для раскрытия образа персонажей; при помощи преувеличений и сравнений писатель показывает, как уродливый внешне и внутренне человек держал в подчинении весь город; подчеркивает неестественность жизни, "футлярность" общественной жизни России 80 — 90-х годов".
Рассуждение № 6. "Почему "Человек в футляре"? В этом рассуждении ученик доказал, почему рассказ называется "Человек в футляре".
Учитель. "Там, где властвует страх, господствует ничтожество, там нет места свободной жизни и Чехов хотел показать эту диалектику (гипноз) страха. Имя чеховского героя стало нарицательным. За фигурой Беликова мы видим беликовщину".
1. Прослушивание фонохрестоматии в исполнении артиста В. Ларионова "Смерть Беликова".
—- Какая погода была в этот день?
— Понравилась бы она Беликову? Почему?
— Как среагировали на его смерть (отнеслись к смерти) Беликова в гимназии, коллеги, Варя, автор?
— Почему не изменилась жизнь после смерти Беликова?
— Какие силы противопоставлены в рассказе беликовской формуле?
2. Выразительное чтение эпизода. "Не понимаю, как вы перевариваете этого фискаля".
— Встречаются ли Беликовы в наше время?
— Какой вывод к рассказу вы сделаете? Что обличает, осуждает, к чему призывает автор в рассказе? Учащимися делаются следующие заключения:
1. В рассказе осуждается и обличается "футлярность" жизни!
2. Больше жить так невозможно!
3. Необходимо изменить жизнь!
4. Звучит призыв к свободной жизни.
5. К свободной жизни должен стремиться каждый человек! (Заключения записываются в тетрадях.)
Задания на дом.
1. Прочитать второй рассказ из "маленькой трилогии" А. П. Чехова -— "Крыжовник", где Иван Иваныч повествует о другом "футлярном" человеке — своем брате Николае Иваныче. (Раздаются карточки с индивидуально-дифференцированными заданиями.)
2. Третий рассказ из "маленькой трилогии" называется "О любви" — рассказ о разбитом счастье, предлагается для внеклассного чтения.