Творческие методы, игровые ситуации и игры для речевого развития детей в условиях реализации ФГОС ДО


Творческие методы, игровые ситуации и игры для речевого развития детей в условиях реализации ФГОС ДОДанные творческие методы и игры для детей можно применять в рамках реализации задач по образовательным областям «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Знакомые герои в новых обстоятельствах.
Данный метод развивает речь, фантазию, ломает привычные стереотипы у ребят, создает условия, при которых данные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть близкими к жизни детей (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке зоопарка или в лифте многоэтажного дома).
Коллаж из сказок.
Придумать сюжет новой сказки, в которой Баба-Яга встретила в лесу колобка, и они вместе отправились в гости к лисе в ледяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций может быть множество. Можно преподносить в игровой ситуации: Однажды в большой и толстой книжке со сказками перепутались все страницы. Первой была сказка «Царевна – лягушка». Только собрался Иван-царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кощея Бессмертного, как попал в другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего – пошел Иван-царевич по страницам других сказок. Как ему помогли герои из других сказок? Кого он встретил на своем пути?
Или Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Погоревали они, и пошли искать спасения. Встретили старика Хоттабыча, но он забыл заклинание.
Царевна-лягушка повстречала Мальчика с пальчик и просит ей помочь: придумать заклинание, чтобы победить злого волшебника.
Или Кощей Бессмертный требует от золотой рыбки исполнения своих желаний.
Сказка от считалки.
Считалка разучивается наизусть, обыгрывается несколько раз в подвижных играх. Затем предлагается загадочное начало, идущее от ее содержания.
Считалка: «Катилось яблоко мимо сада, Мимо сада, мимо града, Кто поднимет, тот и выйдет». Начало сказки: «Но яблоко было волшебное, добрых людей оно превращало в…, а злых в…»
«Перевирание сказки» или «Знакомая сказка по-новому».
Герои наделяются противоположными чертами характера. Воспитатель: «Злая волшебница заколдовала Золушку и ее сестер. Теперь Золушка злая, грубая, ленивая, а ее сестры – добрые трудолюбивые девочки. Как вернуть прежнюю Золушку и оставить добрыми сестер? Или Красная Шапочка злая, а волк – добрый и т.д.
Или педагог рассказывает: «Жила-была девочка, звали ее Желтая шапочка». Дети спешат поправить (Да, я забыла – Красная). «Отправилась девочка в гости к тете». Дети принимают игру. Важно во время рассказа удивиться своей «забывчивости» с помощью тона, мимики, жестов, восхититься хорошей памяти детей и предложить рассказать знакомую сказку на новый юмористический лад.
Сказка от загадки.
Например: «Ни окон, ни дверей — полна горница людей».
Загадки по сказкам
1. Она была очень нежная и избалованная, из-за этого плохо спала («Принцесса «).
2. Он любил петь и из-за этого поплатился жизнью («Колобок»).
3. Она вошла в чужой дом и что-то испортила. Семья животных пострадала из-за того, что кто-то не закрыл дверь («Три медведя»).
4. Она не выполнила просьбу родителей и ей пришлось искать брата(«Гуси-лебеди»).
6. Сказка от фразеологизмов.
Стойкие слова и словосочетания, поговорки, взятые порой из сказок и житейских ситуаций, сами довольно часто служат удачной отправной точкой для создания сказочных сюжетов.
С одной стороны, использование фразеологизмов помогает детям глубже понять их переносный смысл, а с другой, стимулирует словесное творчество. Педагог знакомит детей с поговоркой (словосочетанием), помогает понять ее, а потом начинают вместе сочинять.
Фразеологизм «Крокодиловы слезы».
Начало сказки: «Каждое утро капризный мальчик лил крокодиловы слезы. Это всем ужасно надоело…»
Фразеологизм «Лакомый кусочек».
Начало сказки: «Идут два товарища и вдруг на тропинке видят лакомый кусочек – шоколадное яйцо с игрушкой внутри…»
Сказка от задачки.
В этом качестве лучше использовать шуточные или стихотворные задачки.
Задачка: «Купила мама десять яиц и несла их в корзине. А дно упало. (а дно — одно – игра слов). Сколько яиц осталось?». Начало сказки: «Все девять яиц разбились, а одно нет. Когда мама взяла его в руки, оно почему-то задвигалось…»
Сказки от стишков.
Существует множество коротких стишков, где как бы просится продолжение. Так почему бы не сделать его сказочным?
Стишок: Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Начало сказки: «Проснулась хозяюшка утром…или Один прохожий вдруг увидел на скамейке комочек...»
Стишок: Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик,
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
Начало сказки: «Таня не зря плакала, так как мяч был не резиновый, а волшебный…»
Сказки от фантастических явлений.
Представь, что ты можешь уменьшиться до размеров муравья. Какое бы у тебя было любимое занятие? Чего бы ты опасался? Захотел бы стать прежним? А теперь давайте сочиним сказку про муравья-мальчика.
Или представь, что:
— из крана на кухне полился мандариновый сок;
— из тучи вместо дождя стал падать изюм;
— люди придумали таблетки, чтобы не спать;
— мама с папой купили ковер, а он оказался волшебным.
Сказка продолжается.
Что было после окончания сказки? Репку вытащили, а как ее делили? Кто мешал при этом? Как поделили?
Или Колобка съела лиса. А может быть Колобок в животе у лисы, с помощью волшебных слов превратился в великана и стал мешать лисе?
Изменение ситуации в знакомых сказках.
Воспитатель вместе с детьми договаривается, что можно изменить в знакомой сказке. Золушка, убегая от принца, потеряла не башмачок, а что-то другое. Что потеряла она, и как принц нашел ее по этому предмету, вещице?
«Волк и семеро козлят». Новая ситуация – волку мешает медведь, который зовет его на день рождения.
«Сказка о рыбаке и рыбке». Рыбка сама захотела встретиться со старухой.
Бином фантазии.
Взять за основу два объекта, которые трудно объединить в сказочном сюжете.
Пары: слон и ручка. Начало сказки: «Однажды слон решил написать письмо своему другу жирафу Гуньке. Но писать он не умел…»
Пары: обезьяна и очки. Начало сказки: «Бабушка обезьянка решила связать носочки своей внучке, да забыла, куда дела очки…»
Пары: волк и коньки. Начало сказки: «Однажды волк решил стать фигуристом…»
Сериал в сказке.
Нужно взять за основу любимые сказки и составлять множество серий.
«Золушка»
1 серия – традиционная сказка,
2 серия – Золушка становится великаном,
3 серия – Золушка – невидимка,
4 серия – как жили дальше мачеха и дочери и т.д.
«Колобок»
1 – традиционная сказка,
2 – как спасти Колобка,
3 – у Колобка появляется рюкзак с сюрпризом,
4 – Колобок меняет шапочки (красные, белые, зеленые),
5 – у Колобка появляется нос Буратино и т.д.
14. Сказки о любимых игрушках.
15. Сказки от превращений.
Я превращаюсь в кота. Начало сказки: «Скучно мне стало жить у хозяйки, и я пошел на улицу…»
Я превращаюсь в бабочку. Начало сказки: «Как хорошо летать над цветочками и видеть все сверху. Но однажды…»
16. Сказки от одного слова.
Мальчик. Начало сказки: «Жил-был на свете мальчик, который…»
17. Сказки по картинкам, рисункам.
18. Сказки с новым концом.
«Три медведя». Новый конец: «Маша подружилась с медведями…»
«Репка». Новый конец: «Вытянули не репку, а клад…»
19. Сказка с середины.
Детям предлагается начало и конец сказки. Задача – сочинить середину. «Однажды дети пошли в лес. Вдруг они увидели… Теперь он самый лучший друг ребят».
20. Сказки про самого себя.
Дети любят слушать, что же случилось или могло случиться с ними и их близкими.