Информационный стенд ТЕСНЫЙ КОНТАКТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И СЕМЬИ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРАВИЛЬНОГО И СВОЕВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА


ТЕСНЫЙ КОНТАКТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И СЕМЬИ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ  ПРАВИЛЬНОГО И
СВОЕВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА
В школе и структурном подразделении функционирует логопункт. Учитель-логопед проводит индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми по следующим направлениям:
Общее недоразвитие речи
Нарушение звукопроизношения
Нарушения фонематического слуха
К сожалению, в настоящее время довольно часто родители сохраняют иллюзию о возможности магического, волшебного разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий.
Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка не происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретают значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционно-логопедического воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находит понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, авторитетные, любимые близкие, не видят истинного смысла этих изменений.
Работа по коррекции речевых нарушений и формированию правильной речи школьников, выполняющей в полном объеме коммуникативную функцию, не может ограничиваться рамками логопедического кабинета.
Она эффективна только при условии закрепления знаний и умений, полученных детьми на логопедических занятиях, не только сотрудниками школы и сада, но также и родителями ребенка. Взаимосвязь в работе логопеда и семьи позволяет значительно быстрее исправить речевые недостатки: автоматизировать звуки, формировать необходимые лексико-грамматические конструкции, накапливать словарный запас и помогать развитью связной речи.
Успешность логопедической работы возможна, если родители будут выполнять ряд требований:
При общении с ребенком следует говорить грамматически правильно, выразительно. Помните, ваша речь является образцом для вашего ребенка.
На этапе автоматизации поставленного логопедом звука, в обязанность родителей входит внимательно прислушиваться к речи детей: как используются ребенком поставленные звуки в игре, в разговоре с другими детьми, в разговоре с вами. Не оставляйте без внимания ни одного неправильно произнесенного звука, слова, предложения.
Осуществляйте систематический контроль не только за поставленными звуками, но и за тем, чтобы речь детей была грамматически правильной.
Не прогуливать логопедические занятия. Необоснованные пропуски занятий прерывают коррекцию, и зачастую логопеду приходится начинать работу сначала.
Выполняйте домашние задания учителя-логопеда по автоматизации и дифференциации звуков, закреплению лексико-грамматических тем, развитию связной речи, подготовке руки к письму, обучению грамоте.
Приучите ребенка и себя к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 15-20 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, то есть в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом в много раз окупится!
Не следует в присутствии ребенка высказывать сомнений по поводу реальности исправления его речи. Всегда нужно внушать веру в успех. Поощряйте каждый небольшой сдвиг в улучшении речи ребенка.
Приучайте своего ребенка давать полные, развернутые ответы на поставленные ему вопросы. Помогайте ему оформлять собственные высказывания, задавайте точные вопросы, побуждая ребенка к речи.
Уважаемые родители, помните, только ваша совместная работа с логопедом является неотъемлемой частью всего коррекционно-педагогического процесса и ее трудно переоценить! 

Причин может быть несколько:
-27622543815001. Подражание неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей.
Приложите усилия к тому, чтобы правильную речь Ваш малыш слышал чаще, чем дефектную. Так же важно следить за тем, чтобы при общении с ребёнком Вы избегали так называемого «сюсюкания». Помните, что аудиозаписи и мультфильмы не заменяют и не восполняют живого общения, для развития речи ребенка и формирования навыков связной речи необходим диалог.
438150055245002. Слабость мышц языка, губ или небольшое расстройство координации движений, т.е. ребёнок не может выполнять языком и губами точные целенаправленные движения.
Если ваши опасения о слабости мышц подтвердились, то помогите ребёнку в их укреплении: давайте погрызть сухарики, мясо кусочками, выполняйте речевую зарядку. Не забывайте о мелкой моторике, она тесно связана с артикуляцией.
3. Плохо развитый фонематический слух.
Ребёнок просто не слышит своего неправильного произношения, он думает, что говорит верно. Фонематический слух можно развивать специальными упражнениями.
4. Проблемы из-за особенностей строения артикуляционного аппарата.
Часто встречается короткая подъязычная уздечка. Её или растягивают, или подрезают. Высокое нёбо также может являться причиной неправильного произношения звуков.
ВНИМАНИЕ, родители!  
Чем раньше будет начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты!
Выделяют и другие причины речевых нарушений:
371475027305001. Неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей:
профессиональные «вредности»,
наркомания,
алкоголизм и курение,
аборты.
2. Неблагоприятные факторы, влияющие на будущую речь ребенка во время беременности:
токсикозы беременности,
острые и хронические заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, почечная и сердечная недостаточность и др.),
резус конфликт,
падения и ушибы матери во время беременности,
курение и алкоголизм непосредственно в период беременности,
стрессовые ситуации, связанные с распадом семьи, смертью близких родственников и др.,
осложнения при родах.
3. Неблагоприятные обстоятельства в период раннего развития:
травмы головы, сотрясения и ушибы головного мозга,
воспалительные заболевания головного мозга (менингит),
недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к снижению или даже полной утрате слуха,
приобретенные до сформирования речи повреждения периферического отдела речевого аппарата (аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм),
наличие дефектов речи у окружающих ребенка людей.
 Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию.
-3429008128000
ВНИМАНИЕ, родители!  
Чем раньше будет начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты!
-76200-23876000Каким бы замечательным ни был детский сад, школа, какие бы профессионалы не работали, никто не поможет вашему ребёнку лучше, чем Вы. Ребёнок должен твёрдо знать, что в конце шумного дня его ждёт «тихая пристань», где выслушают, помогут, разъяснят и поиграют.
А что мы в свою очередь желаем своим детям?
Во-первых, чтобы они были здоровы.
Во-вторых, чтобы они были успешны в жизни, умели бороться с искушениями и преодолевать трудности.
В-третьих, чтобы наши дети выросли образованными, справедливыми и умными людьми.
Все эти задачи решаются во время общения и игры с детьми. И времени для этого необходимо не так уж много. Нужно только желание.
Наши дети нас понимают и терпеливо ждут минут совместного общения.
Давайте же и мы будем внимательно относиться к ним!!!
Вы можете играть во все игры по дороге из школы, в автобусе, в очереди в поликлинику. Если ваш ребенок не знает, чем бы ему заняться, а вы разрываетесь между желанием побыть с ним и необходимостью готовить ужин, предложите ему поиграть в игры на кухне. Старайтесь, чтобы ребенок  не относился к играм как к занятиям. Сначала расспросите, во что играл он в ваше отсутствие, чем занимался, и потом потихоньку переходите к упражнениям.
Не скупитесь на похвалу, пусть ребенок и не сразу схватывает суть задания, поверьте, всегда есть повод, за что похвалить вашего ребенка!
ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫЕ ИГРЫ или «РАЗВИВАЕМ РЕБЕНКА ДОМА!»
«Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а ещё обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая».
Ребёнок и взрослый могут по очереди называть увиденные объекты. А далее можно задание усложнить: «Я буду называть предметы в которых есть звук «Р», а ты будешь называть предметы, в которых есть звук «Л».
«Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зелёным, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»
«Помогаю маме». Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Ребёнок крутится возле Вас. Вспомните, как мучилась бедная Золушка, перебирая крупу, но Вы ведь не злая мачеха, поэтому предложите ребёнку перебрать не мешок, а блюдце, на котором горох, рис, гречка или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
«Сложи узор». Дайте ребёнку счётные палочки или спички (с отрезанными головками), а ещё лучше макароны. Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения. Также можно попутно закрепить знание детей о буквах и слогах, совершенствовать умение выкладывать слоги, если ребёнок будет выкладывать буквы и слоги, названные Вами.
«Угадай по вкусу». Прекрасная игра для обогащения словаря. Вы крошите овощи для обеда или ужина. Предложите ребёнку с закрытыми глазами угадать на вкус, что ему положили в рот. Потом можете поменяться ролями.
«Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и прочее.
«Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова.
«Приготовим сок». «Из яблок сок…(яблочный); из груш…(грушевый); из слив…(сливовый); из вишни…(вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.»
«Один – много». Предложите ребёнку: «Я буду называть, что на кухне одно, а ты – много. Например: плита – одна, тарелок – много».
«Большое – маленькое». «Я буду называть большой предмет, а ты маленький. Например: табурет – табуреточка, ложка – ложечка».
«Овощи и фрукты». Вы приехали с огорода или из магазина. Попросите ребенка помочь выгрузить овощи, фрукты, причем в одну сторону положить овощи, в названии которых есть звук р, л. Обязательно проверьте!
«Деление слов на слоги». Совершенствовать умение детей делить слова на слоги можно в игре – поручении «Выложи из сумки сначала продукты с одним слогом, потом с двумя, а потом с тремя. Сначала выкладываем – сок, хлеб, потом – мясо, груши, а затем – молоко, яблоки» и т.д. «Напиши слог на муке». С этой же целью можно провести ещё одну не менее интересную игру. Ваш ребёнок с интересом читает всё подряд, а Вы затеяли пироги. Предложите ему сначала прочитать написанный Вами слог на муке, а потом написать его самостоятельно.
«Что лишнее?». Проверенная временем игра. Здесь фантазия не знает предела. Лишним может быть предмет другой формы, цвета, размера, класса (животные, птицы, дикие и домашние, цветы и грибы, цифры и буквы).
«Закончи предложение». Например: В небе светит…Мальчик идет…Мы помогаем…
Девочка дружит…
Развить речь ребенка помогут пересказы любимых сказок, заучивание стихов наизусть, составление рассказов по картинкам.
-438150-45720000
-447675-45720000