Доклад на городское методическое объединение учителей начальных классов на тему: «Реализация принципа дифференцированного подхода в курсе русского языка » (на примере УМК «Школа России»)


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Доклад
на городское методическое объединение учителей начальных классов
на тему:
«Реализация принципа дифференцированного подхода
в курсе русского языка »
(на примере УМК «Школа России»)
Работу выполнила:
Шевчук Наталья Петровна,
учитель начальных классов
КУВК «школа-гимназия»№3
2014 г.
Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, наши учителя ищут модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.
Сегодня школа – в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Интерес к этому вполне понятен.
Я считаю, что успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение.
Обучение по выражению Ш.А.Амонашвили должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям школьников». Дифференциация обучения является одним из средств реализации индивидуального подхода к детям. Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся.
В настоящее время одна из ведущих тенденций в развитии начальной школы – её дифференцированное обучение.
Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.
Дети всегда приступали, и будут приступать к изучению школьной программы с разными исходными предпосылками. В количественном отношении это выглядит так: большинство учащихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% – в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают.
Как показывает практика, нормальные (имеющие показатели нормы по всем уровням развития) дети встречаются только в книгах. Практически каждый ребенок имеет те или иные (пусть незначительные) отклонения, которые в дальнейшем могут привести к отставанию в учебной деятельности.
Нельзя не отметить тот факт, что уровень готовности учащихся к обучению в школе (учебному процессу) не одинаков и снижается с каждым годом. В классе собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела. Это приводит к неуспеваемости.
Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе. Отсюда следует:
построение дифференцированного процесса обучения невозможно без индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям;
обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности;
только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.   
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности- раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося.Развитие личности школьника в условиях дифференцированного обучения в личностно-ориентированном образовании ставит своей целью обеспечить учащимся свободный выбор обучения на вариативной основе дифференцированного подхода индивидуальных особенностей личности на основе государственного образовательного стандарта образования, выведенного на смысловой уровень.
Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений и навыков.
Дифференциация обучения и воспитания основана на различии особенностей личности ученика, его способностей, интересов, склонностей, готовности к образованию. Она должна быть гибкой и подвижной, позволяющей учителю в процессе обучения подходить индивидуально к каждому ученику и способствовать общей активизации класса. Постоянное осуществление на всех этапах учебного процесса «единства требований» ко всем учащимся без учёта особенностей их индивидуально-психологического развития тормозит их нормальное обучение, становится причиной отсутствия учебных интересов. Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны, во внимание принимается индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы в конкретной образовательной области. При дифференцированной организации учебной деятельности эти две стороны пересекаются.
Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:
1. Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.2. Проведение диагностики по выработанному критерию.3. Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики.4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.5. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.
Положительные аспекты уровневой дифференциации: - исключаются не оправданные и нецелесообразные для общества "уравниловка" и усреднение детей; - у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному; - отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания; - появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам; - реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании ; - повышается уровень "Я - концепции": сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности; - повышается уровень мотивации ученья в сильных группах; - в группе где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться.
Отрицательные аспекты уровневой дифференциации: - деление детей по уровню развития негуманно; - слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, поучать от них помощь, соревноваться с ними; - высвечивается социально-экономическое неравенство; - перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства; - несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в ряд слабых переводятся неординарные дети; - понижается уровень "Я - концепции": в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости; - понижается уровень мотивации ученья в слабых группах; - перекомплектование разрушает классные коллективы.
Реализация принципа дифференцированного подхода
в курсе русского языка
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Предмет «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание предмета имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи.
Содержание предмета «Русский язык» представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся, развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения).
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка).
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Фонетика
1.* ы, а , б, ь, г, з, н.
Подчеркни верные ответы на вопросы, пользуясь этим рядом букв.
а) Какая буква не обозначает звука?
А, Н, Ь.
б) Какая буква не имеет пары по глухости-звонкости?
Б, Г, З, Н.
в) Подчеркни букву, которая обозначает гласный звук?
2.** Выполни задания.
а) Напиши буквы- парные согласные по глухости- звонкости.
б) Напиши гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных.
в) Напиши парные согласные буквы, которые не парные по мягкости- твёрдости.
г) Напиши буквы, которые не обозначают звука.
3.*** Заполни пропуски, чтобы высказывания были верными.
а) Если после звука [Д] слышится звук [А], то пишу слог……
б) В слове два мягких согласных и один гласный звук.
в) В слове больше звуков, чем букв.
г) В слове “ ЯБЛОКО “ первый звук [ ]Орфография
1.*Подчеркни парные согласные буквы в словах.
а) Звонкие согласные: Борис ,платок, карандаш, загадка.
б) Буквы, которые нужно проверить: зуб, столб, рог, друг.
в) Буквы, которые пропущены в словах.
ГРИ. Б; П ЗАВО. Д; Т
МОРО. С; З УТЮ. Г; К
2.**Из предложенных слов выбери те, в которых нельзя проверить парные согласные.
Подчеркни их.
а) Вдруг, каблук, этаж.
б) Зарядка, перчатки, прятки.
в) Гибкая, низкий, дерзкий, автобус.
г) Влез, внёс, промок.
Проверь слова с парными согласными.
3.***Отгадай загадки, напиши отгадки. Вставь пропущенные буквы.
а) Едет без колё. , колеи не оставляет.
б) Шёл долговя., в землю увя..в) Одна подру.ка пролезла другой в у.ко.
Придумай свою загадку, чтобы в слове-отгадке была проверяемая парная согласная.
Ударные и безударные гласные.
1. * Спишите. Над выделенными словами поставьте знак ударения.
а) Когда ребята съели рассольник и ЖАРКОЕ, дежурные разлили в КРУЖКИ кисель.
б) В стеклянной вазе стоят ГВОЗДИКИ.
в) Тётя Ганна купила ЗАМОК.
г) На клубнях картофеля есть ГЛАЗКИ.
2.**Спишите. Вставьте пропущенные буквы и слова.

а) По океанам и (….) р.кам плавают большие кор.бли. м.рям мутная
б) Во время лед.хода (….) в.да
в реке бывает (….). светлая
в) В л.су во время сильной гр. зыопасно прятаться под высоким
дер.вом.
3.*** Спишите. Вставьте пропущенные слова и слоги. Закончите текст.
Мы л.вили рыбу на (……). Вдруг подул сильный ве(….). Закач.лись (..)ревья.
Морфемика1.*Выбери слова, в которых есть приставка и подчеркни их.
а) Подъезд, подводный, подбор.
б)Заправка, засолка.
в) Свеча, сполз, скользкий.
г) Отрубил, ответ, отвар.
2.** Составь слова из морфем. Обозначь части слова.
а) ий зим нб) ок вечер
в) ход пере ый нг) а инк троп
3.* Образуйте новые слова с помощью приставок.
а) под б) с в) от г) за
Едет, ходит, готовит.
4.*** Из трёх приставок, записанных справа, укажи те, которые будут частью слова, записанных слева. Докажи правильность твоего ответа.
а) шёл от- под- за-
б) ехал у- по- на-
в) несёт из- в- пере-
г) падает на- в- без-
д) льёт ото- подо- пере-
е) ходил по- у- без-
Синтаксис и пунктуация
1.* Восстанови предложения.
снега, кружил, тучи, ветер, туча, по, плывёт, тёмные, небу, на, дымилась, ивах, зелень, первая.2.**Восстанови предложения и составь из них текст. Озаглавь текст.
парк наш весной красив. людей в много парке. на первые деревьях листочки раскрылись.в мяч вот играет мальчишек группа .елочку Аннушка и Ксюша кормят.
3.***Восстанови предложения, составь из них текст. Продолжи текст. Озаглавь.
Ковёр, землю, из, чудесный, листьев, покрыл. Ярких, сколько, у, красок, осени.
Тайн, в, осенью, много, лесу.
Булька, с, дуба, листочками, играла.
Тайн, в, осенью, много, лесу.
Это, нора, чья…
Морфология
1)* Дочьврач
тишьшалаш
рожь нож
а) Определи часть речи написанных слов.
в) Определи род слов первого и второго столбиков.
г) Какие согласные буквы стоят в конце слов?
д) Когда пишется мягкий знак?

2)** а) Что общего между словами?
б) По какому принципу распределены слова?

Ключречь
грачпечь
мечдочь
в) Сформулируй правило их написания.
3) ***а) К какой части речи относятся слова?
б) Найдите разницу в написании слов.
в) Допиши по два слова на каждое правило.
Едешь, лежишь, поёшь, спешишь.
Список использованных источников.
Осмаловская И. М. Дифференциация процесса обучения в современной школе, Москва – Воронеж 2004.
Алфёрова Е.И. Изучение индивидуальных особенностей личности школьников.- Тобольск 2004г.
2. Анолупо Н.Н. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения.// НШ №3 2003г.
4. Дмитриева О.Н. Контрольные и самостоятельные работы. – М., 2005г.
Косякова М. А. Воронежская область, институт повышения квалификации и переподготовки работников образования 2004.
5. Степанова Е. Личностно- ориентированный подход в педагогической деятельности.// « Воспитание школьников» № 2 2003г.