Презентация по литературе к 8-му марта на тему Поэтический образ женщины (старшие классы)


О, женщины! – слиянье рая с адом!В этом мире крохотном и шатком,Пока солнце будет нам сиять,Женщина останется загадкой,Что никто не в силах разгадать.Презентацию подготовила библиотекарь О.В.Матвеева. «Мурманский колледж экономики и информационных технологий» ВступлениеЖенщина – величайшее чудо и величайшая радость для мужчины. Лишь она способна утолить его печали, успокоить его боль, поддержать в сложный час и искренне порадоваться с ним ему успеху. Все это чтит поэт, пред этими качествами представительниц слабой половины человечества он преклоняется. Однако, при этом, он не слепо отдает дань женской сущности, поскольку знает, что, сколько в женщине радости, столько в ней и загадок. Баратынский и Аграфена ЗакревскаяВ конце 1824 года в Гельсингфорсе молодой, но уже известный поэт Баратынский встретился на балу с Закревской, каждый шаг которой сопровождала скандальная молва. Эта встреча потрясла Евгения. Аграфена оказалась музой Евгения Баратынского, вспыхнув на небосклоне его поэзии той самой кометой, явление которой ослепительно и мимолетно. Образ этой неординарной женщины вдохновил знаменитого поэта на создание поэмы «Бал», вышедшей в 1828 году, в которой Закревская выведена под именем княгини Нины. Так в лирике Евгения Абрамовича родился новый для русской поэзии образ – роковой соблазнительницы с холодным сердцем, испепеленным разрушительными страстями:Порою ласковую Фею Я вижу в обаянье сна, И всей наукою своею Служить готова мне она. Душой обманутой ликуя, Мои мечты ей лепечу я; Но что же? странно и во сне Непокупное счастье мне: Всегда дарам своим предложит Условье некое она, Которым, злобно смышлена, Их отравит иль уничтожит...В этих письмах красавица именовалась условно-романтическими именами и прозвищами: Альсина, Магдалина (но без эпитета «кающаяся», хотя каяться этой веселой даме было в чем) или просто Фея. Через несколько месяцев поэт уехал из Гельсингфорса в прежнюю свою глухомань – в тихую Кюмень – служить дальше. Но впечатления от встреч с этой необыкновенной женщиной остались в его памяти навсегда. «Хотя я знаю, что мучительно и глядеть на нее, и слушать, я ищу и жажду этого мучительного удовольствия...»«Она – моя героиня, – писал Баратынский своему другу Путяте. – Стихов 200 уже у меня написано... Ты будешь подозревать, что я несколько увлечен... Но я надеюсь, что первые часы уединения возвратят мне рассудок. Напишу несколько элегий и засну спокойно. Поэзия – чудесный талисман: очаровывая сама, она обессиливает чужие вредные чары...» Лермонтов и Варвара ЛопухинаСамые пылкие, нежные и глубокие чувства Лермонтов испытывал к Вареньке Лопухиной, сестре своих хороших друзей – Алексея, Марии и Елизаветы Лопухиных. Михаил обратил внимание на Вареньку только в 1832 году, когда компания молодежи поехала в Симонов монастырь, и он случайно сел рядом с девушкой. Она была замечательной: нежная, мечтательная, переменчивая. На её лице сияли черные глаза. Вареньку любили все. Как раз в 1832 году поэт переехал в Петербург, поэтому их роман не смог развиться. Но Михаил всегда справлялся о Варе – как она поживает, все ли у неё хорошо.Однако в 1835 году Лопухина выходит замуж за человека значительно старше её. Быть может, на её решение повлияли слухи о том, что Михаил ухаживает за Сушковой. Поэт очень страдал, когда до него дошло это известие. Он никогда не называл её по фамилии мужа.Чувства, которые Лермонтов испытывал к Вареньке, сохранились практически до самых последних его дней. Они же нашли отражение во многих произведениях поэта.Она не гордой красотою Прельщает юношей живых, Она не водит за собою Толпу вздыхателей немых...Однако все ее движенья, Улыбки, речи и черты Так полны жизни, вдохновенья, Так полны чудной простоты. Пушкин и Наталья ГончароваНаталья Николаевна Пушкина (1812—1863) была единственной героиней пушкинской лирики последних лет. О ней написано, наверное, больше, чем о какой-либо другой жене русского поэта или писателя: научные исследования и художественные произведения, мемуары и фантазии, яростные обвинения и не менее страстные защитительные речи.Сам Пушкин, словно бы предвидя будущую несправедливость, заранее отвечал на нее: «Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив».Впервые поэт увидел ее на балу у танцмейстера Иогеля. Это было зимой 1828—1829 года. Ей только недавно минуло шестнадцать лет. «Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал предложение,— вспоминал он впоследствии в письме к ее матери.Не множеством картин старинных мастеровУкрасить я всегда желал свою обитель,Чтоб суеверно им дивился посетитель,Внимая важному сужденью знатоков.В простом углу моем, средь медленных трудов,Одной картины я желал быть вечно зритель,Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,Пречистая и наш божественный спаситель -Она с величием, он с разумом в очах -Взирали, кроткие, во славе и в лучах,Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.Исполнились мои желания. ТворецТебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,Чистейшей прелести чистейший образец. Тургенев и Полина ВиардоУтро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые. Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые. Вспомнишь обильные, страстные речи, Взгляды, так жадно, так робко ловимые, Первые встречи, последние встречи, Тихого голоса звуки любимые. Вспомнишь разлуку с улыбкою странной, Многое вспомнишь родное, далекое, Слушая ропот колес непрестанный, Глядя задумчиво в небо широкое. Есть у великого писателя стихотворения в прозе, вдохновленные Полиной Виардо, - «Стой» и «Когда меня не будет». В первом сказано: «Стой! Какой я теперь тебя вижу – останься навсегда такою в моей памяти! С губ сорвался последний вдохновенный звук – глаза не блестят и не сверкают – они меркнут, отягощенные счастьем, блаженным сознанием той красоты, которую удалось тебе выразить, той красоты, во след которой ты словно простираешь твои торжествующие, твои изнеможенные руки!.. Тургенев и Виардо встретились впервые в ноябре 1843 года. Встретились в доме Демидова в Петербурге. Полина Виардо вспоминала какой это был богатырь, высокий, могучий седой красавец, с белоснежной бородой, с ослепительно-синими глазами : «Мне его представили со словами: «это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт». Так говорила она с милой улыбкой потом. А сам Иван Сергеевич через семь лет после этой первой встречи писал Виардо: «Я ходил сегодня взглянуть на дом, где я впервые… имел счастье говорить с вами. Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих…»Письма Тургенева к Виардо – потрясающий роман любви, длившийся сорок лет. Друзья писателя вспоминали, что на отношения с Виардо со временем «лег какой-то печальный туман». Тургенев осознавал всю несбыточность и невозможность их отношений несмотря на проходящие годы. Но разве печальный туман не пронизывает все стихотворение «В дороге»? Разве нет в этом стихотворении предощущения той тоски и горечи, которые наполнят душу писателя в его странствиях за певицей по Европе? Вообще на стихи Тургенева написано не очень много романсов. Был, однако, композитор, написавший сразу несколько таких романсов. Звали этого композитора… Полина Виардо. …Вот она – открытая тайна, тайна поэзии, жизни, любви! Вот оно, вот оно, бессмертие! Другого бессмертия нет – и не надо». Ему не издалось «свить гнездо», но судьба подарила Полине Виардо и Ивану Сергеевичу Тургеневу идеальную, роковую, страстную и необъяснимую разумом любовь, о которой можно лишь мечтать... Фет и Мария ЛазичГлубокий след в поэзии Афанасия Фета оставил трагический роман с Марией Лазич.Она — дочь мелкого помещика, обрусевшего серба. Он — романтик, поступивший на военную службу чтобы вернуть фамилию и дворянство. Когда они встретились, ей было 24, ему — 28 лет. В марте 1849 года Фет пишет другу детства, что встретил существо, которое любит и глубоко уважает, «идеал возможного для меня счастья и примирения с гадкой действительностью. Но у ней ничего, и у меня ничего...».В своих воспоминаниях он пишет: «Чтобы разом сжечь корабли наших взаимных надежд, я собрался с духом и высказал громко свои мысли относительно того, насколько считал брак для себя невозможным и эгоистичным». Она ответила: «Я люблю с Вами беседовать без всяких посягательств на Вашу свободу». В благословенный день, когда стремлюсь душою В блаженный мир любви, добра и красоты, Воспоминание выносит предо мною Нерукотворные черты. Пред тенью милою коленопреклоненный, В слезах молитвенных я сердцем оживу И вновь затрепещу, тобою просветленный, Но всё тебя не назову. И тайной сладостной душа моя мятется; Когда ж окончится земное бытие, Мой ангел кротости и грусти отзовется На имя нежное твое. Мария все понимала и не осуждала Фета. Она любила его таким, каким он был, любила бескорыстно, безоглядно и самоотверженно. Чтобы не компрометировать девушку, Фет должен был с ней расстаться. Он пишет он другу. — «Этот несчастный гордиев узел любви, или как хочешь назови, который чем более распутываю, тем туже затягиваю, а разрубить мечом не имею духу и сил». Разрубила жизнь. Вскоре Мария Лазич погибла, она сгорела. До самой смерти поэт помнил о своей несчастной любви, во многих его стихах слышится ее неувядаемое дыхание. Маяковский и Лиля БрикВсё началось с небольшой интрижки Маяковского с сестрой Лили Брик – Эльзой. Поэт некоторое время за ней ухаживал, бывал в её доме, был знаком с её родителями и приводил их в ужас своими футуристическими выходками. Именно эта молодая девушка познакомила Маяковского с семьёй Бриков.Знакомство состоялось летом 1915 года. На тот момент Лили (на самом деле возлюбленную Маяковского звали именно так – Лили, Лилей стал называть её сам поэт) было 24 года. Будучи вполне обеспеченным деловым человеком, Осип Максимович Брик – муж Лили – разглядел в молодом человеке поэтический талант и заинтересовался им. Знакомство переросло в дружбу, и в скором времени Владимир Маяковский стал постоянным гостем в доме Бриков. Они полюбили его творчество, а он… А он полюбил Лилю.Кроме любви твоей, мне нету солнца, а я и не знаю, где ты и с кем. Если б так поэта измучила, он любимую на деньги б и славу выменял, а мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени. И в пролет не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать. Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа. Стихи Владимира Маяковского наполнены безумством любви и пронизаны отчаянной страстью. Его «Лиличку» знают, любят и декламируют по всему миру. Буйство метафор, нестандартные рифмы и искренние эмоции вызывают у читателей мелкие мурашки. Какой сильной должна быть любовь, чтобы вынудить талант пресмыкаться перед объектом обожания! Чтобы заставить советского поэта-бунтаря орудовать понятиями, несовместимыми с образом. Асадов и Галина Разумовская Со второй женой Асадов познакомился в 1961-ом году. Она читала стихи на вечерах и концертах. Там она познакомилась с творчеством поэта и начала включать его стихи в программу своих выступлений. Они начали общаться, а вскоре поженились. Женой поэта стала Галина Разумовская, которая была мастером художественного слова, артисткой и трудилась в «Москонцерте». На литературных вечерах мужа она непременно присутствовала и была их постоянной участницей.Всю жизнь после ранения и выхода из госпиталя поэт носил на лице чёрную повязку, которая закрывала область глаз. Асадов убежден, что любовь высвечивает в человеке только самое лучшее. В своих стихах о любви он неизменно ратует за большое и неподдельное чувство любви. Любое из его любовных стихотворений — это концентрация светлых, чистых и благородных чувств. Стихи о любви Асадова проникнуты бесконечной нежностью и романтизмом.Ну каким ты владеешь секретом? Чем взяла меня и когда? Но с тобой я всегда, всегда, Днем и ночью, зимой и летом! Когда радуюсь или грущу я  И когда обиды терплю,  И в веселье тебя люблю я,  И в несчастье тебя люблю.  Даже если крепчайше сплю,  Все равно я тебя люблю! Я не знаю последнего дня, Но без громких скажу речей: Смерть, конечно, сильней меня, Но любви моей не сильней. Симонов и Валентина СероваЭтот роман стал достоянием всей страны. А после опубликования в январе 42-го в одной из советских газет стихотворения Симонова «Жди меня», посвященного Серовой, их любовь стала использоваться пропагандистской машиной государства в своих целях. И небезуспешно. Но, увы, любовь Симонова к красавице-актрисе не была взаимной. Да, Валентина принимала его ухаживания, была с ним близка, у них даже впоследствии родится совместная дочь Маша, но полюбить поэта она так и не смогла. Или не захотела…Ты говорила мне "люблю",Но это по ночам, сквозь зубы.А утром горькое "терплю"Едва удерживали губы.Я верил по ночам губам,Рукам лукавым и горячим,Но я не верил по ночамТвоим ночным словам незрячим.Я знал тебя, ты не лгала,Ты полюбить меня хотела,Ты только ночью лгать могла,Когда душою правит тело.Этот любовный роман нельзя назвать счастливым. Он трагичен, но вместе с тем неизмеримо романтичен и возвышен. Ведь пара, которая составляла этот союз, брак и впоследствии развод – была такой блистательной и знаменитой. Она – красавица, женщина-мечта, звезда советского кино 30-40-ых годов, он – поэт, взлелеянный и обласканный эпохой, вождями тех времен и надо признать, поэт, достойный восхищения и отпущенных ему похвал и рукоплесканий, виртуозно владеющий стихотворным слогом, редкостный умница…После трагической гибели мужа Героя Советского Союза Анатолия Серова, Серова переехала с сыном  в другое жилище. Она постаралась с головой уйти в работу. Театр, роли в кино («Сердца четырех») помогли забыться, успокоиться, вновь обрести себя. И вот в этот момент… в ее жизни появился Он. Молодой, начинающий, пока еще никому не известный поэт. Высоцкий и Марина ВладиЭтот удивительный роман начался с момента появления на больших экранах фильма "Колдунья". Шестнадцатилетняя француженка Марина Влади, исполняющая главную роль, поистине околдовала всех, кто смотрел этот фильм, - в том числе и Владимира Высоцкого. Встретились они лишь в 1967 году, когда Марину пригласили в театр на Таганке. Марина еще не знала, что эти минуты определят ее судьбу на много лет. Высоцкий встретился со своей мечтой и понял, что не ошибался в предчувствии - это была любовь, и любовь, за которую он готов бороться. У них начался совершенно сумасшедший роман, и в 1969 году они поженились. Это была самая романтичная история любви тех лет, хотя совместной жизни в прямом смысле у супругов не было: Марина часто уезжала на съемки в разные страны, Владимир много гастролировал. Но в те редкие дни, месяцы, которые им удавалось провести вместе, они были по-настоящему счастливы. Даже расставаясь на очень короткий срок, они и дня не могли обойтись без телефонных разговоров. Они летали друг к другу так же часто, как некоторые люди ездят на трамвае. Он писал ей почти каждый день. Это одна сторона медали.Люблю тебя сейчасНе тайно - напоказ.Не "после" и не "до", в лучах твоих сгораю.Навзрыд или смеясь,Но я люблю сейчас,А в прошлом - не хочу, а в будущем - не знаю.Но есть и вторая. Звезда мирового экрана варила Высоцкому обеды, наводила порядок в квартире. Ее он будил по ночам, чтобы спеть только что написанную песню... Она выхаживала его, когда он попадал в очередную аварию. Именно благодаря ей он имел возможность часто бывать за границей – неслыханная роскошь для советского человека!Двенадцать лет она была рядом с Высоцким. «Я жив, двенадцать лет тобой и Господом храним...» – успеет написать он на обратной стороне телеграфного бланка. И все эти годы Марина Влади пыталась оградить Высоцкого от опасностей, замедлить бешеный ритм его жизни.Марина Влади до сих пор считает себя вдовой Высоцкого. «Прошло столько лет, – рассказывает она, – а я не могу спокойно говорить Володе, спокойно смотреть его фотографии... и не могу слышать его голос, когда его уже нет в живых. Для меня это невыносимо». Окуджава и Ольга АрцимовичУ Булата Окуджавы и Ольги Арцимович поначалу не было ничего общего … кроме любви с первого взгляда.Ольга воспитывалась в семье ученых и сама по образованию была физиком. Эта женщина, признанная красавица, мало чем интересовалась, кроме науки. Среди ее друзей не было литераторов – в основном ученые. Про Булата Окуджаву, который тогда уже прославился своими песнями под гитару, она ничего не слышала.Однажды дядя, известный физик Лев Арцимович, пригласил Ольгу в гости на дачу. У него собирались не только профессора, но и люди творческие. Пригласил он и Булата Окуджаву – попеть. Для молодой девушки это стало откровением. Сама Ольга рассказывала о той знаменательной встрече так: «Вот тогда я Булата увидела впервые. Вошел гений, и все. Жена не имеет права говорить о муже в таких выражениях. Но я тогда в самом деле понятия не имела, кто он такой, и потому с полным правом подумала: вот гений. И никогда с тех пор этой точки зрения не изменила».Господи, мой Боже, Зеленоглазый мой. Пока Земля еще вертится, И это ей странно самой. Пока ей еще хватает Времени и огня, Дай же ты всего понемногу И не забудь про меня.38-летний Окуджава сразу был очарован молодой красавицей, не отрывающей от него взгляда. Он задавал ей какие-то вопросы, а смущенная таким вниманием девушка постоянно говорила «да». И оба понимали: какие бы слова ни произносил Булат, спрашивал он о другом. Ольга и Булат Окуджава прожили в браке почти 35 лет, до самой смерти барда. После его смерти СМИ стали перечислять женщин, с которыми певец и композитор заводил романы. Однако сама Ольга отрицает, что подобное случалось после их свадьбы с Булатом. Его похождения были возможны до нее – но не после. И многочисленные стихи, посвященные Ольге, выступают лучшими свидетелями сильной любви Булата Окуджавы к жене.И на это «другое», которое Ольга чувствовала сердцем, она и отвечала согласием. Выйти за него замуж Окуджава предложил уже на следующий день. Влюбленная Ольга не могла отказать… Образ современной женщиныОбраз современной женщины! Какой представляет современную женщину нынешнее поколение? Какое место занимает женщина в современном обществе? Современная женщина может выглядеть по-разному: утром она одна, днем — другая, а вечером — третья. Сегодняшний ритм жизни предъявляет к современной женщине высокие требования, которым она должна соответствовать. Легко ли ей живется? На дворе 21 век. Современная женщина легко справляется со всеми достижениями цивилизации, начиная с автомобиля и микроволновки и заканчивая компьютером и супернавороченным кухонным комбайном. Она легко переживает стрессы городской жизни, но при этом остается женственной и романтичной! Современная женщина не будет сидеть и ждать у окна, когда ей на голову посыплются все богатства мира, она будет добиваться всего сама. Голова современной женщины полна разных идей! Она готова делиться ими и воплощать их в жизнь. Итак. Женщина перестала быть только лишь обычной, ничем не занятой домохозяйкой, теперь она занимается наукой, спортом, бизнесом, политикой, женщина села за руль, занялась самбо, футболом, бильярдом, начала баллотироваться в президенты. …список можно продолжать бесконечно. Женщина пахнет ядом,Риском опасных встреч.Женщина пахнет наградой,Если её беречь.Пахнут ванилью руки,Солёной слезой иногда,Если рекой разлукиГоды и города.Женщина пахнет шлейфомСплетен, интриг, духов,Песней волшебной флейтыИз лабиринта снов.Пахнет едва уловимоПряным букетом вина.Женщина пахнет мужчиной,Если она влюблена.Светлана Никитина Образ современной женщиныЖенщина – тайна небес,Ни одним знатоком не разгадана,Женщина – темный лес,Где прохлада мягкая спрятана.Женщина – это жара,Что натуру мужскую расплавила,Женщина – это игра.Что идет всегда против правила.Женщина – это стихи,От которых в бессоннице маешься,Женщина – это грехи,В них порою всю жизнь не раскаешься.Женщина – это дождь,Очищающий и долгожданный.Женщина – это дрожь,Сладкий трепет минуты желанной.Женщина – белый цвет,Майских яблонь густое кипение,Женщина – это свет,Богородицы животворение     Источник: http://www.vampodarok.com/stihi.php?stih=880Но не смотря ни на что, современная женщина остается все той же тургеневской девушкой, полной любви и романтики, которая заботится о себе и о своей семье, не забывая, уделять время работе… Такое под силу не всякому. Жизнь современности заключается в том, что молодое поколение в душе всегда будет оставаться «Ярославнами», готовыми всегда прийти на помощь к своему любимому, поддержать в трудную минуту, не забывая о своих интересах и увлечениях… В истории русской литературы сохранилось множество интересных образов, воплотивших идеал русской женщины. Писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой. Только в русской литературе обращается так много внимания на изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души. Образ современной женщиныМилые девушки и дамы, попробуйте забыть все те советы, которые вам когда-либо давали, и просто следуйте своему внутреннему импульсу. Такое решение сделает ваш образ самым неповторимым и привлекательным не только для окружающих людей, но и для самих себя. Все женщины прекрасны для мужчины,И в этом, право, истина видна.Но есть среди прекрасной половины,У каждого мужчины, лишь ОДНА!Которой, он прощает все капризы,Которая пьянит хмельней вина.И пусть она всегда ларец с сюрпризом,Прекрасней всех прекрасных, лишь ОНА!Она его утешит и согреет,Она всегда во всем его поймёт.И за собой увлечь его сумеет,И безрассудно вслед ЗА НИМ ПОЙДЕТ!Все женщины прекрасны для мужчины,Все женщины прекрасны, но ОНА.Среди прекрасной женской половины,У каждого мужчины, лишь ОДНА! Источник: http://www.vampodarok.com/stihi.php?stih=888Женский образ Андрей АнтошенкоРабота художника Andrius Kovelinas.Женский образ Дарья ЧегодаеваКартины на картонных яичных лотках от Enno de KroonХудожник Gordon King Библиотека рекомендует:Презентацию подготовила библиотекарь О.В.Матвеева. «Мурманский колледж экономики и информационных технологий»