Конспект урока в 5 классе на тему География- наука о Земле.

1
ТЕМА; ГЕОГРАФИЯ – ОДНА ИЗ НАУК О ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ.
Цель урока: Создание условий для формирования представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека.
Планированные образовательные результаты:
предметные – 1. Выявлять и узнать объекты изучения естественных наук, в том числе географии.
2. Знать основные правила работы в кабинете географии.
метапредметные – Умение работать с текстом, выделять в нем главное.
личностные – Проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.
Тип урока – урок «открытия» новых знаний.
Формы работы учащихся – фронтальная, индивидуальная.
Необходимые технические средства
1. Интерактивная доска
2. Учебник
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА:
Этап 1. Мотивация к учебной деятельности.
Слайд 1. Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все- и млад , и стар,
Что она- большущий шар.
1. Вопрос учителя: О чем идет речь в этой загадке?
2. Ответ учащихся: О земле.
Слайд 2. Фото Земли из космоса.
3.Вопросы учителя:
Вот вид Земли из космоса. Какая она?
Кто впервые увидел Землю из космоса?
4. Учащиеся отвечают.
5. Учитель читает стихотворение.
Я Землю сравнил бы с моей Головой: Как наша планета – лесами, Покрыта местами она бородой, Усами и волосами. Мой взгляд называют бездонным не зря: Глаза, как озера, И даже – моря... Бывает, что слезы щекою Оттуда сбегают рекою. А гордый мой нос – он подобен хребту, И тянется горною цепью ко рту. А эти чудесные уши – Как часть неизвестная суши! Все части лица моего не пусты: Его поднесешь к микроскопу – И Азии где-то заметишь черты, А где-то увидишь Европу! Кругла, как земля, голова у меня,
И так же она хорошеет, И так же меняется день ото дня, И вертится. Только на шее... Ну, в общем, всем ясно, Что наша планета Сходство имеет.
С портретом поэта.
Слайд 3. Во время стихотворения появляются фотографии леса, озера, моря, хребты, Азия, Европа, глобус.
6. Вопрос учителя: Что это за урок, подскажите ребята?
7. Ответ учащихся.
Этап 2. Формирование темы цель урока.
1. Учитель: Может быть, для изучения географии достаточно, например, учить и писать? Как вы думаете, достаточно ли знания и умения, которые Вы, ребята, накопили и усвоили в школе, для изучения географии? Для того, чтобы не только читали, что уже написано о Земле, а научились самостоятельно действовать, познать мир, мы должны вооружиться общими правилами, по которым можно открывать неизвестное.
2. Групповая работа.
Вспомните, ребята, как вы действовали, когда Вам в руки попадал новый для вас предмет, например игрушка – робот?
Задание 1. Попытайтесь самостоятельно сформулировать это правило познания.
Слайд 4. «Изучи предмет в целом, дай его общее описание»
Учитель: Что Вам очень хотелось сделать, после того, как Вы осмотрели игрушку и поиграли?
Задание 2. Сформулируйте второе правило познания.
Слайд 5. «Раздели предмет на части, изучи каждую отдельно».
Учитель: Действительно, если игрушка разделена на части, и они изучены, то, конечно следует эти части собрать.
Задание 3. Сформулируйте третье правило.
Слайд 6. «Соедини изученные части, рассмотри, как они «взаимодействуют».
Учащиеся делают вывод, формулируют тему и цели урока.
Этап 3. Организация и самообразование учащихся дальнейшее го усвоения материала.
1. Учитель:
Ребята, мы с Вами начинаем изучать географию. Что является главным объектом изучения географии?
Что означает «география» в переводе древнегреческого?
Какие задачи стоять перед географией?
Чем занимается современная география?
Слайд 7. Ветви географии.
2. Учащиеся, используя текст учебника, отвечают на вопросы.
3. ФИЗМИНУТКА.
3 Учитель: Что называют географической оболочкой?
4. Учащиеся дают определение географической оболочки.
5. Работа в парах. Задание. Учащиеся составляют схему «Строение географической оболочки»
Географическая оболочка



Слайд 8. Географическая оболочка Земли.
6. Учитель: Какие объекты называют географическими?
7. Ответ учащихся.
8. Задание. Используя текст учебника постараться выделить географические объекты мира, России и Астраханской области.
Слайд 9. Географические объекты – памятники Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.
9. Учитель: География – наука древняя. Знания о Земле накапливались тысячелетием. Кого называют «отцом географии?»
10. . Ответ учащихся.
11. Просмотр видеофильма «Эратосфен»
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция.
1. Задание. Попробуй отыскать слова, составными частями которых являются либо «гео», либо «графия». Например: география, биография.
2. Задание. Хорошо подумай и приведи примеры профессий, где знания географии особо необходимы. Свой ответ аргументируйте.
3. Сегодня на уроке: я узнал я научился я не понял
Этап 5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1. Слайд 10.Стало быть, так и выходит:
Всё, что мы делаем – нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно!
2. Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»: красный–я работал отлично, мне всё понятно желтый–я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось синий – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось
3. Составить «Синквэйн».
Этап 6. Домашнее задание.
1. Подумай, как могут пригодиться знания географии в обыденной жизни. Свой ответ аргументируй. – Базовый уровень 2. Найди интересные статьи в географических энциклопедиях, подготовь небольшое выступление, продумав его таким образом, чтобы оно заинтересовало твоих одноклассников. – Повышенный уровень
3. Подготовить презентацию «География – наука интересная» - Высокий уровень.






















13PAGE 15







15