Классный час Детский травматизм и его профилактика


lefttop00МОУ «Октябрьская школа»
Учитель: Нина Ивановна Тернавская


«ДЕТСКИЙ ТРАВМАТИЗМ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА».

Цель: повышение знаний об истоках детского травматизма;
влияние на изменение поведения детей в нужном направлении;
снижение числа травм до полной их ликвидации;
сформировать представления о наиболее распространённых, типичных опасных ситуаций, об альтернативных типах поведения с тем, чтобы в момент опасности ребёнок сам мог сделать выбор, знал, как ему следует вести себя в определённой жизненной ситуации и был готовым к последствиям своего выбора; учить детей быть осторожными и внимательными.
Оборудование:
пословицы и поговорки о здоровье;
плакаты на тему здоровья;
рисунки, где дети пострадали от травм;
правила поведения в школе;
сюжетные картины на темы: а) падение с высоты, б) падение на ровном месте, в) ушибы от упавших предметов, г) ожоги, д) ранения, е) дети и животные, ё) приключения на воде, ж) падения в ямы, з) ушибы от избытка движения, и) инородные тела, й) опасные ситуации в играх

Ход мероприятия:
Учитель: Детский травматизм увеличивается из года в год. Детям младшего школьного возраста присущи подвижность, любопытство, переоценка своих сил, шаловливость, невнимательность, следование не всегда разумным примерам и советам других ребят. Ребята часто попадают в многочисленные опасные ситуации и нередко получают травмы. Больше всего травм дети получают во дворах, на улице, в школе.
А) Получение тяжёлых повреждений обусловлено падением детьми с высоты ( с дерева, забора, качели, велосипеда, с крыши и т. д. ).
-- Кто из вас, ребята, получал травму от падения с высоты? Как это происходило? Что вы чувствовали? Какие были последствия? Ваши действия, (ответы детей). - Как можно было избежать этого? (ответы детей).
Вывод: (дети рассматривают сюжетную картинку «Падение с высоты», описывают ситуацию, делают вывод ).
Б) Учитель: травму можно получить при падении на ровном месте, с разбегу, зацепившись за камень, ветку, поскользнувшись и т. д.. - У кого из вас была такая ситуация? Как это случилось? Ваши действия ( ответы детей ).
- Что можно было сделать, чтобы избежать этого?
Вывод: ( дети рассматривают сюжетную картинку «Падение на ровном месте», описывают ситуацию, делают вывод ).
В) Учитель: Нередко на детей падают тяжёлые предметы ( мебель, книжные полки, колонки и т. д. )
- Была ли у вас такая ситуация? Как это произошло? Ваши действия. ( Ответы детей ).
- Что нужно было сделать, чтобы этого не случилось?
Вывод: ( дети рассматривают сюжетную картинку «ушибы от упавших предметов», описывают ситуацию, делают вывод ).
Г) Учитель: очень часто дети получают ожоги. – Что такое ожог? От чего его можно получить? У кого из вас были ожоги и как это случилось? (ответы детей ). Ваши действия.
- Как вы будете действовать, если получили ожог сами и кто-то другой в вашем присутствии? Что надо делать, чтобы избежать ожогов? ( Ответы детей ).
Вывод: ( дети рассматривают сюжетную картинку «ожоги», описывают ситуацию, делают вывод ).
Д) Учитель: Бывают ранения ( порезы ) острыми предметами ( ножами, лезвием, стеклом, гвоздём и т. д.) . Такие травмы чаще всего происходят из-за невнимательности, неправильного обращения с острыми предметами.
- Были ли у вас такие случаи? Как это случилось? Ваши действия. ( Ответы детей ).
- Что можно было сделать, чтобы такого не случилось? ( Повторить правила пользования ножницами, иглой, ножом, острыми предметами ).
Вывод: (дети рассматривают сюжетную картинку «ранения острыми предметами», описывают ситуацию, делают вывод ).
Е) Учитель: Нередко дети получают укусы от собак, кошек, хомяков, ушибы копытом лошадей или рогами коз, коров, быков и т. д.. Сильные ушибы возникают во время драк или жестоких шуток.
- Приведите примеры из своей жизни: как это было, почему, ваши действия? ( ответы детей).
- Как надо себя вести, чтобы не получать такие травмы? ( ответы детей).
Вывод: (дети рассматривают сюжетную картинку «укусы животных», описывают ситуацию, делают вывод ).
Ё) Учитель: Многие дети не умеют плавать или плохо плавают, из-за этого попадают в опасные ситуации на воде.
- Кто из вас не умеет плавать или плохо плавает, но любит лезть в воду?
- Были ли случаи, когда вы видели, чтобы кто-то тонул? Расскажите, что вы наблюдали? Какие действия предпринимались? (ответы детей). Вывод: (дети рассматривают сюжетную картинку «опасность на воде», описывают ситуацию, делают вывод ).
Ж) Учитель: По невнимательности дети часто попадают в ямы, колодцы, проруби и т.д..- Были ли у вас такие случаи с вами или вашими знакомыми? Как это произошло? Ваши действия? Что надо делать, чтобы избежать такой опасности? (ответы детей).
Вывод: (дети рассматривают сюжетную картинку «падения в ямы, колодцы», описывают ситуацию, делают вывод ).
З) Учитель: Дети могут получить травмы и в школе, бегая на переменах по лестницам, коридорах, ушибаясь об углы мебели или стены, сталкиваясь друг с другом.
- Приведите примеры из своей жизни. Как этого избежать? (ответы детей).
Повторить правила поведения в школе.
Вывод: (дети рассматривают сюжетную картинку «травмы в школе», описывают ситуацию, делают вывод ).
И) Учитель: У некоторых детей имеются дурные привычки грызть ногти, что-то постоянно сосать во рту (ручку, карандаш и т. д.), засовывать в нос или ухо какие-то предметы. С такими детьми часто случаются несчастные случаи. Их срочно привозят к врачам по поводу инородных тел в носу, ухе, проглоченных монет, булавок, пуговиц ( и т. д. ). Врачам надо потрудиться, чтобы помочь этим детям. А любители обкусывать ногти часто страдают воспалительными заболеваниями ногтевых фаланг пальцев, слизистой оболочки рта, воспаление кишечника.
- Были ли на вашей памяти такие случаи? С кем они произошли? Почему? Какие меры были приняты7 Чем закончился такой случай? (ответы детей).
Вывод: (дети рассматривают сюжетную картинку «инородные тела», описывают ситуацию, делают вывод ).
Й) Учитель: Дети очень любят играть в подвижные игры. Для игр они часто выбирают неподходящие места: заброшенные старые дома или стройки, чердаки, крыши домов, сараев, колодцы, проезжую часть улиц и т. д.. В азарте игры они не замечают опасности: наступают на гвозди, битое стекло, куски ржавого железа и нанося своему здоровью вред.
- Расскажите, как и где вы любите играть, в какие игры. Подумайте, может ли произойти несчастный случай во время вашей игры на вашем месте? Что надо делать, чтобы этого не случилось? Приходилось ли вам видеть такую ситуацию? Как вы действовали? (ответы детей).
Вывод: (дети рассматривают сюжетную картинку «опасные ситуации в играх», описывают ситуацию, делают вывод ).
Учитель: Где бы не была получена ребёнком травма, он вынужден терпеть боль, переживать страх, а в тяжёлых случаях расплачиваться инвалидностью, своим здоровьем за свою невнимательность, непоседливость, шаловливость. В таких случаях родители перестают ходить на работу, водя ребёнка в больницу на уколы, перевязки, прививки. По несколько дней, недель, а то и месяцев дети не посещают школу, болеют и не всегда все повреждения излечиваются. Иногда остаются неизлечимые увечья: отсутствие руки, ноги, глаза, шрамы и т. д.. После черепно- мозговых травм бывают частые головные боли, неуравновешенность, снижение внимания, нарушение сна, ослабление памяти , зрения.
В результате дети отстают от учёбы, снижается волевая активность, порой остаётся постоянный страх: боятся собак, кошек, воды, электрических резеток. Во время прогулок боятся лягушек, насекомых после того, как их однажды «шутя» напугали ими. Ситуаций, в которых неизбежны травмы, очень много. На первый взгляд кажется, что несчастный случай происходит неожиданно, случайно среди полного спокойствия, весёлой игры, праздника, детской шутки. Но это не так! Во всём есть своя причина, где-то, кто-то нарушил правила поведения.
Так давайте же будем стараться не нарушать правила безопасного поведения в школе, дома, на улице, во дворе, на воде, во время игр, на уроке, на дорогах и т. д., чтобы быть здоровыми. Ведь здоровье – это самое ценное, что есть на ЗЕМЛЕ.
Вспомним пословицы и поговорки на тему «Здоровье». (дети читают или говорят наизусть)
1. В здоровом теле – здоровый дух.
2. Здоровому всё здорово.
3. Здоровье – это наибольшее богатство.
4. Береги платье снову, а здоровье смолоду.
5. Без здоровья нет счастья.
6. Когда нет силы, то и свет не милый.
Учитель: В добрый час, дорогие дети, и доброго вам здоровья! Делайте всё для того, чтобы расти здоровыми, жизнерадостными, добрыми, сильными, счастливыми. А для того, чтобы стать такими, надо соблюдать правила поведения ВСЕГДА и ВЕЗДЕ.