Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи «Беседа о детях-героях Великой Отечественной войны».













Конспект непосредственно-образовательной деятельности
в подготовительной группе по развитию речи
«Беседа о детях-героях Великой Отечественной войны».







Тема: Беседа о детях-героях Великой Отечественной войны.

Цель:Познакомить детей с участием подростков в борьбе с нацистами в годы Великой Отечественной войны пионерами-героями СССР;
Задачи:
1. Рассказать о биографии Марата Казея.
2. Воспитывать чувства благодарности и признательности к детям-героям войны, отдавшим свои жизни в борьбе с захватчиками.

Активизировать словарь:
десант, диверсионное пионерская организация, подполье, партизан, разведчик-разведовать, маскировка, подвиг, посмертно, медаль «Золотая Звезда», орден «Отечественной войны»

Предварительная работа:
Чтение книги В.Н.Морозова «Марат Казей» (М., 1980), рассматривание и обсуждение иллюстраций. Чтение глав книги Г.А.Юрмина «Служу Советскому Союзу» (Пермь, 1990): «Десант» (стр. 18-19), «Разведчики» (стр.42-43). Прослушивание песни «Священная война» (А.В.Александров, В.И.Лебедев-Кумач). Демонстрация портрета и памятника М.Казея, изображения линкора «Марат». Знакомство с медалью «Золотая Звезда» и орденом «Отечественной войны».

Приёмы:
Вступительное слово, рассказ, вопросы, художественное слово, показ портретов и различных изображений, объяснение значений новых слов и названий.

Ход занятия:

1.Вступительное слово (воспитатель):

22 июня 1941 года немецкие захватчики вероломно вторглись в пределы нашей Родины. Началась Великая Отечественная война. Послушаем песню «Священная война»! (звучит песня или воспитатель читает отрывок:
«Вставай, страна огромная,
Вставай, на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, -
Идёт война народная,
Священная война!»)
Никогда не исчезнут из памяти людей имена тех, кто своим подвигом ковали победу над фашистским зверьём.
Кого из героев вы знаете?
Рядом со старшими товарищами с оружием в руках сражались юные патриоты. Они были отважными разведчиками и связными, боролись в подполье и партизанских отрядах. Ребята, прослушайте отрывок из стихотворения:
«...Война...
Она сказала им пора!
И, песню взяв с собой,
От пионерского костра
Они шагнули в бой.
Они шагнули, чтобы нам
Свободными расти
И знамя нашей родины
Со славою нести»
- Как понять эти строчки?
Среди юных патриотов-подростков пионеры-герои Советского Союза: Лёня Голиков, Зина Портнова, Валя Котик и Марат Казей. О жизни и подвиге Марата Казея я расскажу вам сейчас.

2. Беседа.

Воспитатель: Марат Казей родился в белорусской деревне, ему было 10 лет когда началась война. Боевые дела Марата начались в первый день войны Великой Отечественной войны.

- Когда началась война?

Дети: 22 июня 1941 года.

Воспитатель: 22 июня 1941 года гитлеровцы сбросили недалеко от его родной деревни воздушный десант. Немецкие парашютисты были переодеты в форму советских красноармейцев. Марат распознал врагов и сообщил нашим бойцам. Весь вражеский десант был уничтожен.
«Спасибо, мамаша, смелого сына вырастили, хорошего бойца», - говорили советские воины маме Марата Анне Александровне. А вскоре фашисты схватили мать Марата и повесили за связь с партизанами. Тогда Марат со своей старшей сестрой Ариадной ушел в лес к партизанам и стал разведчиком. Марат ходил в разведку и на боевые задания один и с опытными бойцами. Наряжался пастушком или нищим и пробирался в расположение вражеских войск, забыв про отдых и сон, про боль в натёртых до крови ногах.
Пионер-разведчик всегда приносил важные сведения. Он запоминал расположение вражеских частей, примечал и считал вражескую технику, высматривал засады и посты. За участие в боевых операциях юный партизан Марат Казей был награждён медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу».
При выполнении очередного боевого задания он чуть не попал к немцам в плен. Вскочив на коня он устремился в лес. Вдогонку летели вражеские пули. Конь Марата Орлик погиб. Отстреливаясь из автомата, Марат уложил немало фашистов, а когда кончились патроны, он метнул одну гранату в гущу врагов, а другой подорвал себя, когда гитлеровцы его окружили. Так погиб юный партизан. Это было 11 мая 1944 года. Вот как описал его подвиг поэт В. Алексеев:

«Навстречу им в свое бессмертье
Он сделал несколько шагов.
И грохнул взрыв.
И грозным смерчем
Смело озлобленных врагов»

Советское правительство наградило посмертно юного героя орденом «Отечественной войны» 1-й степени и медалью «Золотой Звезды» и присвоило звание героя Советского Союза.
В столице Белоруссии городе Минске - стоит памятник юному герою: на бронзовой гимнастёрке бронзовые ордена и медали (показать памятник).

- Посмотрите, в какой момент запечатлел скульптор Марата?

Дети: В момент совершения подвига.

Воспитатель: Как он его изобразил?

Дети: Встал над городом мальчишка с гордо поднятой головой и гранатой в руке.

3.Заключительное слово (воспитатель).

За нас с вами юные герои войны отдали свои жизни. Но они живы потому, что их именами названы улицы городов, школы, суда, им поставлены памятники и о них написаны книги. Они все были храбрыми и отважными, верными своей родине. Вот почему память о них будет жить в сердцах народа вечно. В 1945 году враг был окончательно добит в собственной берлоге в Берлине.

«... Помните, какой ценой завоёвано счастье.
- Помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
- Помните!»
(Рождественский Р.И. «Реквием»)


Костюковский Б. «Жизнь как она есть». Москва, «Детская литература», 1973.






















15