Урок тема Движение тела по инерции


Класс: 9.
Тема: Движение по инерции. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета.
Цели урока: сформировать понятие об ИСО; изучить первый закон Ньютона; показать важность такого раздела физики как «Динамика»; способствовать развитию самостоятельности и внимания обучающихся, продолжить работу по формированию умения выделять причину, влияющую на результат, умение логически мыслить; воспитывать чувство уважения к различным профессиям.
Оборудование: карточки с заданием для игры «Физическое домино», ПК, карта урока.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Форма урока: урок с элементами исследования, интерактивных методов и здоровьесбережения.
Задачи урока:
1.Образовательная:
ознакомить учащихся с понятиями «движение по инерции», «первый закон Ньютона», «инерциальные системы отсчета»;
2. Развивающая:
развивать навыки работы с лабораторным оборудованием;
развивать навыки работ с учебной литературой;
развивать ИКТ компетентность;
развивать логическое мышление и творческое воображение;
сформировать умения пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
3. Воспитательная.
развивать самостоятельность, взаимопомощь.
Материально-техническое оснащение.
Компьютеры, мультимедийный проектор, ЭСО «Наглядная физика», презентация, источник питания, амперметр, вольтметр, ключ, лампочки и соединительные провода.
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Актуализация знаний учащихся. Повторение– 7 мин.
3. Изложение нового материала – 23 мин.
4. Закрепление изученного материала– 10 мин.
5. Домашнее задание -1 мин.
6. Закрепление – 3 мин.
7.Подведение итогов урока.
1. Организационный момент. СЛАЙД 1
- Г. Галилей сказал: «В природе нет ничего древнее движения. Кто не знаком с законами движения, тот не может познать природы».???????????Сегодня на уроке вы узнаете, что такое ИСО , движение по инерции, познакомимся с первым законом Ньютона.
2. Актуализация знаний учащихся. Повторение
- Вспомнить термины и понятия, необходимые для успешного освоения нового материала, вам поможет игра «Мозаика». Установите соответствие между физическими понятиями и их определениями.
Задания игры уже лежат на ваших партах. Их необходимо подписать. Обратите внимание, что есть графа дополнительные баллы.
Запускаю Время 3 мин
Механика - воображаемая линия, по которой движется тело.
Динамика - вектор, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением.
Кинематика - тело, размерами которого можно пренебречь в условиях данной задачи.
Материальная точка - наука о движении тел.
Тело отсчета - раздел механики, изучающий причины движения тела.
Система отсчета - раздел механики, изучающий движение тела, не указывая причины.
Траектория - физическое тело, относительно которого рассматривается движение.
Перемещение - совокупность тела отсчета, системы координат и часов.
- Проверим результаты. (самопроверка)
СЛАЙД 2
Механика - наука о движении тел.
Динамика - раздел механики, изучающий причины движения тела.
Кинематика - раздел механики, изучающий движение тела, не указывая причины.
Материальная точка - тело, размерами которого можно пренебречь в условиях данной задачи.
Тело отсчета - физическое тело, относительно которого рассматривается движение.
Система отсчета - совокупность тела отсчета, системы координат и часов.
Траектория - воображаемая линия, по которой движется тело.
Перемещение - вектор, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением.
Посчитаем баллы
Каждый правильный ответ 0.5 балла
3. Изучение нового материала.
- Изучать новый материал нам поможет «Карта урока». Изучим ее структуру.
. СЛАЙД 2
Карта урока
№ п/п Рассматриваемое понятие Определение, формула Применение
- 1. ИНЕРЦИЯ. Итак, начнем!
ДЕМОНСТРАЦИЯ!!!!!
- Возьмем карандаш в руки и разожмем пальцы: он упадет на пол.
- Какое тело подействовало на карандаш? (Земля).
Рассмотри еще эксперименты (Видиофильм) ИНЕРЦИЯНовый проект231 конец слайда 3
- Эти пример говорят о том, что изменение скорости тела всегда вызывается воздействием на данное тело каких-либо других тел. Если на тело не действуют другие тела, то скорость тела никогда не меняется, т.е. тело будет покоиться или двигаться с постоянной скоростью. Причем для изменения скорости необходимо некоторое время.
Пример с бумагой: ( На партах лежат полоски бумаги, на ее учащиеся ложа любой из предметов и резко дергают за конец бумаги).
Задаю вопрос: Почему так происходит?
Учащиеся высказывают гипотезы.
Продолжение:
(Видеофрагмент) ИНЕРЦИЯНовый проект2322 конец слайда 3 (2), который отвечает на мой вопрос.
Даю определение движения по инерции.
Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называется движением по инерции.
Обратимся к карте урока
СЛАЙД 4№ п/п Рассматриваемое понятие Определение, формула Примеры
1. Движение по инерции - явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел. На основании этого явления, был сформулирован Первый закон механики, или закон инерции. Посмотрим видеофрагмент, как появился данный закон
Конец слайда 4
(Видеофрагмент) Закон НьютонаНовый проект22
Входе фильма задаю вопросы:
1. Какие силы действуют на пружину, находящуюся в состоянии покоя?
2. Какие силы действуют на корабль, находящийся в состоянии покоя?
3. Какие силы действуют на корабль, который движется равномерно?
- Прочитайте формулировку закона на странице 87 в учебнике.
- Обратимся к «Карте урока» и запишите ее.
СЛАЙД 5
№ п/п Рассматриваемое понятие Определение, формула Примеры
2.
Первый закон Ньютона.
Закон инерции, сформулированный Ньютоном. Всякое тело находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока на него не подействуют сила. СЛАЙД 6
№ п/п Рассматриваемое понятие Определение, формула Примеры
3.
Свободное тело - это тело, на которое не действуют силы (или действуют, компенсируют друг друга) 3. ИСО.
Рассматривая силы, мы всегда рассматриваем их относительно каких-либо СО.
Опыт с Тележкой (Мультфильм)
Слайд 7
относительно системы отсчета «Земля» шарик движется с постоянной скоростью.
Относительно системы отсчета «тележка»
Слайд 8,9
Во время разгона и торможения тележки скорость свободного тела изменяется.
Так вот
- Системы отсчета, в которых выполняется первый закон Ньютона, то есть в которых свободные тела покоятся или движутся равномерно и прямолинейно, называют ИСО.
СЛАЙД 10
№ п/п Рассматриваемое понятие Определение, формула Примеры
4.
5.
ИСО инерциальные системы отсчета
Первый закон Ньютона
(современная формулировка)
- системы отсчета, в которых выполняется Первый закон Ньютона. ст 88.
СО, относительно которых свободные тела покоятся или движутся равномерно и прямолинейно.
ст 89.
Существуют системы отсчета, относительно которых свободные тела движутся равномерно и прямолинейно.
Систему отсчета, связанную с Землей, можно приближенно считать ИСО, но гораздо точнее брать за ИСО,связанную с Солнцем. Строго говоря, Солнце и Земля не являются ИСО. На самом деле, система, связанная с Землей, неинерциальна. Поэтому на экваторе вес тела меньше, чем на полюсе; снаряд, выпущенный из пушки со строго вертикальным стволом, падая, не попадает обратно в ствол, как это должно было бы случиться в ИСО, а отклонится в сторону и т.д.
СО, относительно которых тела движутся с ускорением, называются неинерциальными.
- Но эффекты, вызванные этой неинерциальностью, незначительны. В ряде случаев ими пренебрегают (но далеко не всегда).
СЛАЙД 11
№ п/п Рассматриваемое понятие Определение, формула Примеры
6. Неинерциальные.
СО, относительно которых тела движутся с ускорением, называются неинерционными.
Обратимся к опыту
Выводы, в виде вопросов: система отсчета, связанная с Землей какая – ИСО; связанная с тележкой какая - ИСО только тогда, СО, относительно которых тела движутся с ускорением, называются НИСО.
СЛАЙД 12
4. Закрепление.
1. Качественные задачи.
Яблоко, лежащее на столике равномерно движущегося поезда, скатывается при резком торможении поезда. Укажите системы отсчета, в которых первый закон Ньютона: а) выполняется; б) нарушается. (В СО, связанной с Землей – выполняется, в СО, связанной с вагоном, – нет).
Может ли шайба, брошенная хоккеистом, двигаться равномерно по льду?
Если схватить Петю и резко встряхнуть – из карманов у него вылетят гвозди, ножик, рогатка, камешки, пробки, кусочки свинца и сорок четыре рубля мелочью. В чем причина такого удивительного явления? (Инерция).
Опыт с колбой, песком и шариком (Движение по инерции)
СЛАЙД 12
Физкультминутка
2. Тест. Игра «Мозаика»
- Проверить успешность усвоения нового материала вам поможет тест.
Запускаю Время 3 мин
№ п/п Вопрос Варианты ответа
1 Система отсчета жестко связано с лифтом. В каких из приведенных ниже случаях систему отсчета можно считать инерциальной? а) лифт свободно падает;
б) лифт движется равномерно вверх;
в) лифт движется ускоренно вверх;
г) лифт движется замедленно вниз.
2 Строго говоря, связанная с Землей система отсчета не является инерциальной. Чем это обусловлено? а) тяготением Земли;
б) вращением Земли вокруг своей оси;
в) движением Земли вокруг Солнца.
3 Кто первым сформулировал закон инерции? а) Г. Галилей;
б) Р.Декарт;
в) И.Ньютон
4 Динамика – это раздел механики, который отвечает на вопрос… а) почему?
б) зачем?
в) как?
г) куда?
5 Поезд движется относительно Земли прямолинейно равномерно, а относительно автомобиля – равноускоренно. Является ли инерциальной системой отсчета «автомобиль»? а) да;
б) нет
- Проверьте (самопроверка). Если вы ни разу не ошиблись – ставьте пять, четыре верных ответа – четыре, и т.д. У кого все ответы правильные?
Ключ:
СЛАЙД 14
1 2 3 4 5
б а б а б
Итоги урока в виде основных определений.
СЛАЙД 15
6. Домашнее задание: §18, дописать примеры в «Карте урока».
7. Подведение итогов урока.
На карточках (там, где тест) дописывают предложения:
Я понял…………Мне показалось сложным …Хотелось бы изучить ………Я буду применять в своей практике…………….
Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущали вы себя. Оцените это 10-й шкале.