Рабочая программа по внеурочной деятельности «Социальное направление «Знатоки правил дорожного движения»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шумаковская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Рассмотрена Принята Утверждена
на заседании МС на заседании ПС приказом №___
Протокол № ___ Протокол №____
от «___»________ 2015г. от «___»____2015г. от «___»______2015г.
Председатель МС Председатель ПС Директор школы
_________ Алябьева Г.А. ________Грибовская И. В. _______ / Шошина Л.М. /


Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Социальное направление
«Знатоки правил дорожного движения»»
за курс основного общего образования
для 5 класса.

Срок реализации 2015 – 2016 учебный год.
Программа разработана на основе
Примерных программ по внеурочной деятельности
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составил:
Толстошеева Людмила Анатольевна

Д. Большое Шумаково
2015г.
Структура программы по внеурочной деятельности
«Знатоки правил дорожного движения»
I. Пояснительная записка ………………………………………… 3 - 6
II. Содержание программы …………………………………..........6-8
III. Тематическое планирование …………………………….......... 8
IV. Календарно-тематическое планирование ……………………9-11

Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа «Знатоки правил дорожного движения» разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности основного общего образования под редакцией: В.А.Лобашкина, Д.Е.Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов (под редакцией П.В.Ижевского). Москва «Просвещение» 2009г., Л.И Тошева Москва «ВАКО» 2011г.
Рабочая программа составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования и предусматривает развитие у обучающихся способность привычного и естественного соблюдения правил безопасного поведения на дороге.
В рабочей программе по внеурочной деятельности произведена корректировка примерной программы в плане введения дополнительных тем и увеличения количества часов, способствующих преемственности урочной и внеурочной деятельности обучающихся, а также с учётом материально-технической базы кабинета и регионального компонента.
Цели и задачи программы.
Основная цель программы:
формирование знаний у обучающихся закона «О безопасности дорожного движения» и ПДД, способных обеспечить ребенку привычность и естественность соблюдения правил безопасного поведения на дороге. Предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
Основные задачи программы:
Образовательными задачами изучения ПДД и безопасного поведения детей на дорогах являются:
повысить у обучающихся уровень знаний по ПДД РФ;
формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих детям школьного возраста безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;
формирование культуры поведения в общественном транспорте;
формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка как основы безопасности в условиях общения с дорогой.
помочь обучающимся усвоить требования разделов ПДД РФ для пешеходов и велосипедистов;
оказать содействие обучающимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.
Развивающие:
развивать у обучающихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
способствовать развитию у обучающихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные:
воспитать у обучающихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
выработать у обучающихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
сформировать у обучающихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Общая характеристика курса
Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности. Новизна: - воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.
Автомобилизация страны, развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.
Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная.. Основными причинами ДТП, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность обучающихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к ПДД, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков. ПДД являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований ПДД создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Правительство РФ обращается ко всем участникам дорожного движения – «сконцентрировать свое внимание на неукоснительном соблюдении ПДД, на уважении друг к другу, помня при этом, что от нашего поведения на дорогах и улицах зависит как наша собственная жизнь, так жизнь и здоровье любого человека». Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека. Перед нами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры.
Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.
Программа «Знатоки правил дорожного движения» имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться школьнику в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Программа составлена по трем основным видам деятельности:
обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;
творческие работы обучающихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Методы и средства обучения.
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстративных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов.Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по району с целью изучения программного материала.
На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.
4. Особенности рабочей программы.
Срок реализации рабочей программы: 2015 - 2016 учебный год.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
В результате освоения программы факультатива «Знатоки правил дорожного движения» формируются следующие предметные умения:
Личностные результаты:
выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
объяснять значение и функции конкретного знака;
находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Регулятивные результаты:
умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения;
Познавательные универсальные учебные действия:
научатся осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
строить речевые высказывания в устной форме;
оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
включаться в познавательную деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
6.Планируемые результаты изучения учебного курса
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи, самостоятельности в принятии правильных решений.
Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;
Формирование у детей желания вести работу по профилактике ДДТТ;
Формирование убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
Внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
Здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.
Формирование интереса к регулярным  занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;
Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.
Формы и виды контроля
Соревнования
Конкурсы
 Форма подведения итогов: тестирование, праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».
7. Место курса в учебном плане.
Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время.
8. Научно-методическое обеспечение.
Государственный образовательный стандарт.Учебный план и учебные программы школы.Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.Учебники по ОБЖ, ПДД.Литература
Воронова Е.А. Красный! Желтый! Зеленый! ПДД во внеклассной работе. - Ростов — н/Д, 2009.
Ижевский Л.В. Безопасное поведение на улицах и дорогах: пособие для уч-ся образоват. учреждений. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2008.Ижевский Л.В. Безопасность дорожного движения: учебно-наглядное пособие для учащихся образоват. учреждений (12 плакатов) - М.: Просвещение, 2008.
Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу. - М., 2004.
Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция).
Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: метод. пособие — М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А.Л. Безопасность в дорожно-транспортных ситуациях: пособие для учащихся.— М.: Просвещение, 2008.
Сборник сценариев по ОБЖ: начальная школа. - М., 2006
II. Содержание программы (34ч)
Тема 1. Вводное занятие.
Введение в образовательную программу кружка (2 часа).
Теория.
Цели, задачи занятий. Организационные вопросы.
Практика.
Оформление уголка «Добрая дорога детства».
История правил дорожного движения (2 часа).
Теория.
История Правил дорожного движения. Развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках.
Практика.
Составление викторины по истории ПДД .Проведение конкурса презентаций «История создания транспортных средств»
Изучение правил дорожного движения (14 часов).
Теория.
Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.
ПДД для пешеходов – правостороннее движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.
ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.
ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.
Дорожные знаки и их группы: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, приоритета, дополнительной информации. Значение отдельных дорожных знаков.
Практика.
Решение задач, карточек по ПДД. Практические занятия на улице (переход дороги). Проведение школьного конкурса «Памятка пешеходу». Участие в конкурсах по правилам ДД.
Основы оказания первой доврачебной помощи (5 часов).
Теория.
Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи.
Вывихи и оказание первой медицинской помощи.
Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
Виды повязок и способы их наложения.
Обморок, оказание помощи.
Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.
Оказание первой медицинской помощи при сотрясении мозга.
Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.
Обморожение. Оказание первой помощи.
Сердечный приступ, первая помощь.
Практика.
Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.
Транспортировка пострадавшего.
Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.
Фигурное вождение велосипеда (4 часа).
Теория.
Изучение схемы расположения препятствий.
Препятствия:
- змейка;
- восьмерка;
- качели;
- перестановка предмета
- слалом;
- рельсы «Желоб»;
- ворота с подвижными стойками;
- скачок;
- коридор из коротких досок.
Практика.
Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.
Фигурное вождение велосипеда .
Традиционно-массовые мероприятия (5 часов).
Практика.
Профессия -инспектор ГИБДД. «Регулировщик на перекрестке». Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.
Проведение семейного конкурса «Мой папа (моя мама) – водитель и я»
Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.
Выступление по пропаганде ПДД. Конкурс плакатов по Безопасности дорожного движения.
Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе.
Выбор безопасных маршрутов. Этика и культура транспортного поведения (закрепление пройденного материала) (2 часа)
Выбор наиболее безопасного маршрута в школу и домой.
Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте. Подведение итогов работы кружка.
III. Тематическое планирование

№ Наименование разделов, блоков, тем Всего час Количество часов
Аудиторные Внеуадиторные1. Вводные занятия 2 2 2. История ПДД 2 2 3. Изучение ПДД 14 10 4
4. Основы оказания первой доврачебной помощи 5 2 3
5. Фигурное вождение велосипеда 4 1 3
6. Традиционно-массовые мероприятия
5 2 3
7. Выбор безопасных маршрутов. Этика и культура транспортного поведения. 2 1 1
Итого: 34 20 14
Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности
«Знатоки правил дорожного движения» (34 часа)
№ п/п Название темы Кол-во часов Дата
План Факт
Раздел 1
Вводные занятия. 2 часа    
1 Цели , задачи курса ПДД. 1 час    
2 Дорога, транспорт, пешеход (практическое занятие, оформление уголка) 1 час    
Раздел 2
История правил дорожного движения. 2 часа    
3 История ПДД. Развитие ПДД. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках. 1час    
4 Составление викторины по истории ПДД. Проведение конкурса, история создания транспортных средств. 1час    
Раздел 3.
Изучение правил дорожного движения. 14 часов    
5 ПДД в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов, пассажиров. 1час    
6 Проблемы безопасности движения и причины ДТП. 1час    
7 ПДД для пешеходов. Правостороннее движение, места и правила перехода проезжей части дороги. 1 час    
8 Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки. 1 час    
9 ПДД для пассажиров. Виды общественного транспорта. Посадочные площадки и дорожные знаки. 1 час    
10 Правила поведения в салоне транспорта. Взаимовежливое отношение пассажиров и водителя. 1 час    
11 ПДД для велосипедистов. Дорожные знаки. Техническое состояние велосипеда. Движение групп велосипедистов. 1 час    
12 Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. 1 час    
13 Влияние погодных условий на движение транспортных средств. 1 час    
14 Дорожные знаки и их группы. Предупреждающие знаки. 1 час    
15 Предписывающие и информационно-указательные знаки. 1 час    
16 Знаки сервиса ,приоритета и дополнительной информации. 1 час    
17 Памятка пешеходу. (Решение задач карточек по ПДД). 1 час    
18 Переход дороги. (Практические занятия на площадке). 1 час    
Раздел 4.
Основы оказания первой доврачебной помощи. 5 часов    
19 Основы оказания доврачебной помощи. Первая помощь при ДТП. 1 час    
20 Аптечка авто и ее содержание. Информация свидетеля при ДТП. 1 час    
21 Оказание первой помощи. (Занятие по ответам на вопросы) 22 Раны, их виды. (Выполнение практического задания по оказанию первой доврачебной помощи при ДТП). 1 час    
23 Виды повязок и способы их наложения. (Практическое занятие). 1 час    
Раздел 5.
Фигурное вождение велосипеда. 4 часа    
24 Фигурное вождение велосипеда. 1 час    
25 Виды препятствий и способы их преодоления на велосипеде. 1 час    
26 Изучение схемы расположения препятствий. Прохождение отдельных препятствий на велосипеде. 1 час    
27 Безопасное колесо (Практическое занятие, фигурное вождение велосипеда). 1 час    
Раздел 6.
Традиционно-массовые мероприятия. 5 часов    
28 Профессия -инспектор ГИБДД. 1 час    
29 «Регулировщик на перекрестке». Подготовка и проведение игр по ПДД в классах. 1 час    
30 «Сами не видят, а другим показывают». Конкурс плакатов по безопасности дорожного движения. 1 час    
31 «Мой папа (моя мама) – водитель и я». Составление и решение кроссворда по ПДД. 1 час    
32. Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе. 1 час Раздел 7.
Выбор безопасных маршрутов. Этика и культура транспортного поведения (закрепление пройденного материала) 2 часа 33 Выбор наиболее безопасного маршрута в школу и домой. 1 час    
34 Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте.
Подведение итогов работы кружка. 1 час   ВСЕГО :34 часа