Та?ырыбы: Н.А. Некрасов «Крестьянские дети», отрывок «Мужичок с ноготок» (6 класс)




Средняя школа №9






Открытый урок
( на районном семинаре)
Н.А. Некрасов отрывок из поэмы
«Крестьянские дети» «Мужичок с ноготок»


Подготовила : Куламанова Б.К




2016-2017 учебный год




Класс:6
Предмет: Русская литература
6 А- 6.12.2016г



Тема урока: Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»,  отрывок «Мужичок с ноготок»
Цель: познакомить с отрывком из поэмы Некрасова «Крестьянские дети», расширить знания  о жизни детей в прошлом.
Задачи:
- формировать навык выразительного чтения стихов;
-создать условия для формирования умений  слушать,  анализировать поэтическое произведение, ориентироваться в тексте, рассуждать;
-способствовать развитию устной речи, обогащению словарного запаса учащихся;
- способствовать развитию умений работать в парах (группах);
- создать условия для воспитания  культуры общения
- развивать позитивную самооценку учащихся.




Ссылка:

Р.Нуртазина, Э.Сулейменова, К.Уразаева Литературное чтение для 6 класса «Білім» 2015,

Ключевые слова:
Н.А.Некрасов, дети, крестьянские дети , стихотворение.

Ресурсы, используемые
на уроке:
Бумаги А-3, А-4 2.Стикер 3. Клей 4.Учебник 5. Маркери, карандаши. 6. Таблица раздаточно-дидактический материал, опорная таблица, портрет Н.А.Некрасова
репродукция картины великого русского художника В. Е. Маковского, презентация «Творчество Некрасова»;

Модули обучения:

ИКТ
Оценивания ( формативное) ,
ритическое мышление. Обучение в соответствии с возрастными особенностями
1. работа в парах
2. Групповая раб
та.

Используемые приемы и методы:
Мозговой  штурм, индивидуальная работа. Работа с деформированным текстом, групповая работа, «Синквейн», «Чтение стихов».





1. Этапы урока
1.Организационный момент
А)Психологический настрой
Создать положительный  эмоциональной настрой, помочь настроиться на работу
Деятельность учителя
Ребята все встали в круг посмотрели и улыбнулись, таким хорошим настроением начинаем наш урок.
А сейчас мы играем в игру «Передай другому». Быстро назовем одним словом или предложением то, что вы помните по литературному чтению , которые изучали до сегодняшнего дня. (передаю флажок)
Вот вы называли русских поэтов и писателей и их произведения, которые изучали до сегодняшнего дня.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством великого русского поэта

Деятельность ученика

Дети называя писателей, поэтов ,или же отрывки из произведения ,передают флажок соседу.


Записать на доске ключевые слова Некрасов, дети, крестьянские дети, стихи



2.
 
 






















 3.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВЫЗОВ.
Актуализация знаний, умений и навыков.























ЭТАП ОСМЫСЛЕНИЯ
1.Открытие новых знаний

(на доске появляется портрет поэта и годы жизни 1821 – 1878)
У вас на партах краткая биография Н.А. Некрасова. Ваша задача прочитать и ответить на вопросы , выбрав один из вариантов ответа.
Работа по картине.
Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н.А. Некрасов, рассмотрим репродукцию картины великого русского художника Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети"
Что вы видите на первом плане?
Что вы можете сказать о материальном положении семьи?  Как вы определили?
- Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через лазейку в заборе к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке. Поэтому ему было известно все о бедном житье крестьянских детей.
Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян. У него есть большая поэма, посвящённая крестьянским детям. Она так и называется "Крестьянские дети". Когда вы будете учиться в старших классах, вы обязательно прочитаете это произведение полностью.
-Посмотрите внимательно на доску. (На  доске надписи: Некрасов, стихотворение, о детях, «Крестьянские дети»)
 Определите тему нашего урока.
 Молодцы! Как вы думаете, кто будет главным героем произведения? Что мы узнаем нового?
А сейчас мы познакомимся с отрывком, который называется «Мужичок с ноготок».
- Ребята я прочту вам стихотворение , а выделите в тексте слова , значение которых вам было непонятно.( учителем читает наизусть)
Словарная работа ( объяснения значения непонятных слов)
В студеную пору – в очень холодную, морозную погоду
В полушубке овчинном – Kой терісінен жасалCан шолаK тонды киіп
Хворост – дрова, сухие ветки
Шествуя важно – идет важно, не торопясь
В спокойствии чинном – спокойно, ж‰й,асыKпай
Под уздцы – шаужайынан aстап
С ноготок – ™те кішкентайПрослушайте аудиозапись . Н.А.Некрасов "Мужичок с ноготок"
  Рассказ ученика о жизни Н.А. Некрасова
Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г. Он был третьим ребенком в семье. Мать Елена Андреевна, дворянка. Отец Алексей Сергеевич, небогатый помещик, бывший армейский офицер.
Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Маленький Николай был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет...
Диалог
Мы видим большую семью у бедного дома.
Это крестьянская семья. Дети одеты бедно, худы. Жилище старое, ветхое .Девочка занята рукоделием. Это крестьянские дети, одетые в просто- в домотканые штаны и рубахи разных цветов , все они босые.
Их жизнь была нелегкой. Они рано начинали помогать взрослым.

Дети выделяют непонятные слова

Фронтальная работа
Мы познакомимся со стихотворением Некрасова о крестьянских  детях.
Мы узнаем, как крестьянским детям жилось в то историческое время.
Научимся выразительно читать
 




 Фронтальная работа


















Физкульт минут:

-О чем говорит заголовок стихотворения?
- Кого встретил Н. А. Некрасов?
- Как зовут мальчика?-
-Сколько ему лет?
- Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание.
- Как вы думаете, почему вся одежда велика Власу?
- Где встретил Н.А .Некрасов мальчика?
- В какое время года произошла встреча?
- Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события.
- Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз?


- Что узнали о семье, в которой рос мальчик? - Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье.

- Как идёт мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки

- Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует. Почему?
-Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном? 

Групповая работа
Б) Для выполнения следующих заданий нам потребуется сила коллективной мысли. Мы с вами будем работать в группах.
1 группа( Исследователи)
Составит коллективное описание  героя Власа.
 2 группа ( Артисты) Готовить инсценировку .
3 группа (Поэты) сочиняют синквейн по теме «Влас») С опорой на синквейн составляют описание героя
4 группа (Художники) Покажите каким вы представляете героя стихотворения и расскажите по рисунку.
Выступление групп  ( Оцените работу группы по часовой стрелке смайликом, а лидеры группы оценивает работу каждого члена своей группы )
- О том, что мальчик очень маленький в одежде мужской, а не детский.
-маленького мальчика
-Власом
-шестой миновал
В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах
-В бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому, или от отца сыну.
-в лесу
-зимой
Однажды, в студёную зимнюю пору, Я из лесу вышел, был сильный мороз.
-с отцом пришёл в лес за дровами. Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым.
-большая семья
Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой да я.
-Он идёт гордо, важно. Ему некогда разговаривать с Некрасовым. Ему нужно работать.
-Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим.)
-Не суетится, не резвится, не шалит. Он во всём подражает взрослым. Делает всё неторопливо, уверенно, без лишних движений.
Групповая работа.
1 группа-составляет постер.
2-группа.- инсценировка
3-группа.- синквейн.
4-группа-иллюстрация к стихотворению.

 

5
Закрепление учебного материала

 Повторное аналитическое чтение стихотворения по частям.
Найдите в  стихотворении диалог автора и мальчика
1)Как разговаривает мальчик с незнакомцем?
2)Как разговаривает герой-рассказчик с мальчиком?
3) Почему мальчика называют «Малюточка», «Мужичок», «Парнище»?
Вывод: Что хотел автор донести до нас текстом произведения?
-Почему стихотворение называется "Мужичок с ноготок"?
- Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение?
- Прочитайте слова, записанные на доске:
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
- Как вы понимаете эти слова Н.А.Некрасова?


Выборочное чтение.
 (Парная работа)
Читают диалог автора и мальчика.
Жизнь крестьянских детей в России 19 века была нелегка.
-Влас - маленький труженик.
-Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми.

(-В этих словах надежда на лучшее будущее русских детей!)

6
Итог урока Домашнее задание

Выучить стихотворение   наизусть
Нарисовать иллюстрацию к произведению

Ответы на поставленные вопросы.
отрывок «Мужичок с ноготок» выучить  наизусть

7.
РЕФЛЕКСИЯ

Оцените свою работу на уроке. . Покажите своё настроение. Спасибо всем за урок.

Индивидуальная работа: У каждого ученика есть цветок настроения: лепестки разного цвета отражают настроение.



15