Методическая разработка урока изобразительного искусства в 7 классе на тему Иллюстрирование стихотворения

Тема урока: «Иллюстрирование стихотворения».
Цели урока:
Проанализировать лучшие полотна выдающихся русских художников;
учить детей воспринимать произведения искусства, находить в них поэтические образы природы;
научить выполнять иллюстрацию стихотворения (изображать впечатления, полученные от прослушивания стихотворений о весне, правильно строить композицию, используя средства выразительности: композицию, колорит);
Развитие воображения, образного мышления, способностей к анализу выразительных средств пейзажной живописи и композиционного построения картины.
Воспитывать бережное отношение к родной природе, художественный вкус.

Задача: выполнить простым карандашом иллюстрацию стихотворения, начать работу в цвете.

Оборудование:
а) учителя: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, слайдовая презентация, этапы выполнения рисунка;
б) обучающихся: листы бумаги, карандаши, стёрки, кисти.

Эпиграф:
У каждого времени года
Особенный запах и цвет.
Но так совершенна природа,
Что в целом её краше нет.
О. Рязанова

Содержание урока:
1. Организационный момент (2 мин.).
Проверка организации рабочего места, готовности к уроку.
Отмечание отсутствующих.
Установление тишины.
Приветствие.
Создание эмоционального настроя.

(В течение 30 сек. звучит концерт веницианского композитора Антонио Вивальди «Времена года. Весна»)

Учитель:
Весна
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то;
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!..

Алексей Николаевич Плещеев

2. Сообщение темы, постановка цели и задачи урока (1 - 2 мин.).

Учитель:
Тема урока: «Иллюстрирование стихотворения» (слайд 1).
Человек неразрывно связан с природой, он часть ее. Красота природы, её состояние в различное время года всегда были источником вдохновения для творчества писателей, композиторов, художников. Весна – время пробуждения природы, её цветения.

Цель урока (слайд 2):
Проанализировать лучшие полотна выдающихся русских художников;
учить детей воспринимать произведения искусства, находить в них поэтические образы природы;
научить выполнять иллюстрацию стихотворения (изображать впечатления, полученные от прослушивания стихотворений о весне, правильно строить композицию, используя средства выразительности: композицию, колорит);
Развитие воображения, образного мышления, способностей к анализу выразительных средств пейзажной живописи и композиционного построения картины.
Воспитывать бережное отношение к родной природе, художественный вкус.

Задача (слайд 3): выполнить простым карандашом иллюстрацию стихотворения (изобразить впечатления, полученные от прослушивания стихотворений о весне, правильно построить композицию, используя средства выразительности: композицию, характер штриха или мазка, колорит), начать работу в цвете.

3. Объяснение нового материала (10 мин.).
Учитель:
Жанр, в котором предметом изображения является природа, дикая или преображенная человеком, называется пейзажем.
В 60-70-е годы 19 в. возникает и утверждается русский национальный пейзаж, опирающийся на завоевание художников предшествующих эпох. Основоположником его по праву является Алексей Кондратьевич Саврасов(1830-1897г.г.). (Слайд 4).
Скромная по размеру и незамысловатая по мотиву картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1872 г. по праву считается одной из самых прославленных в истории русского пейзажа. (Слайд 5).
Давайте внимательно рассмотрим репродукцию этой картины.
(Дети рассматривают в течение 10 сек. В это время звучит музыкальное сопровождение: «Времена года» Антонио Вивальди».)
Учитель:
Что изобразил Алексей Кондратьевич на картине «Грачи прилетели»? Расскажите о композиции полотна.
Расскажите о колорите картины.
Какие средства изобразительного искусства помогли художнику выразить настроение произведения?
Какие оттенки красок использовал художник, чтобы написать небо, снег, землю?
Ученики:
Незатейливый пейзаж обычного русского села. Старая церковь с колокольней, длинный дощатый забор, крыши деревянных домов, несколько тонких, неказистых, искривленных берез на первом плане, на которых прилетевшие грачи вьют свои гнезда – все на полотне кажется необыкновенно простым и знакомым. И как в тоже время все это чудесно! По-весеннему чист и прозрачен воздух, он как будто бы напоен влагой. Снег стал уже рыхлым, появляются проталины. В одной из них (справа) отражаются голубое небо, белые облака, кусты, тонкие деревья. Пейзаж написан нежнейшими перламутровыми сочетаниями красок, светлых, легких, прозрачных. А если долго и внимательно смотреть на картину, она покажется звучащей: можно услышать негромкий перезвон колоколов, весенний гомон суетливых птиц.
Учитель:
Художник Иван Николаевич Крамской назвал пейзаж «лучшим и действительно прекрасным», так как в нем есть «душа» русской природы, ее лиричность и задушевность.
Пейзаж небольшого селения превратился в образ Родины, в образ всей России.
Посмотрите внимательно на картину, художник не изобразил солнца, но оно светит.
1. Почему можно сделать такой вывод?
2. Какими красками художник написал снег, воду, небо?
3. Какие вы знаете стихи о весне? Прочитайте наизусть любое из них.
(Слайд 6)
Например, двое учеников читают стихотворения:
* * *
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

А.С.Пушкин (Отрывок из романа «Евгений Онегин»)

* * *
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шелестит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась...

Фёдор Иванович Тютчев

Учитель каждому ученику задаёт вопросы:
О каких весенних явлениях говорит поэт?
Какие слова и словосочетания использует автор, описывая весеннюю природу?
Какие из представленных репродукций, на ваш взгляд, могли бы стать иллюстрацией к прочитанному вами стихотворению и почему?
Ученики:
Учитель:
Иллюстрация (от лат.) – наглядное изображение, описание текста.
На иллюстрациях можно увидеть героев произведения, места, где происходят события. Художника, который выполняет иллюстрации в книге, называют художником-иллюстратором. Его задача: изобразить содержание какого-либо текста, передав его характерные особенности, изобразить впечатления, полученные от прочитанного произведения, используя средства художественной выразительности.
У вас на партах лежит текст стихотворения, которое, мы как художники-иллюстраторы, должны будем иллюстрировать. Внимательно его прочитайте.
Что вы изобразите на своих рисунках? Устно опишите будущий рисунок, используя поэтические строки.
Ученики (3-4 человека) выполняют устные зарисовки, рассказывают, что у них будет главным в рисунке, подтверждая свои слова строками и словосочетаниями из стихотворения.
Учитель:
А теперь давайте вместе с вами ответим на такой вопрос: В какой последовательности необходимо, на ваш взгляд, выполнять иллюстрацию стихотворения?
Ученики отвечают, а учитель записывает на доске:
Этапы выполнения иллюстрации (слайд 7).:
Прочитать стихотворение.
Ответить на вопрос: о чём рассказывает автор стихотворения?
Определить, что стало источником вдохновения для поэта.
Продумать сюжет будущей композиции.
Определить положение листа бумаги.
Выполнить набросок переднего, среднего и дальнего плана.
Нарисовать основные части композиции.
Нарисовать второстепенные детали рисунка.
Уточнить все детали композиции, их пропорции.
Выполнить работу в цвете: а) подобрать цветовую гамму изображаемого пейзажа, соответствующую времени года, погоде, настроению природы о котором говорит автор; использовать те цвета и оттенки, которые поэт упоминает в своём произведении, используя разные по характеру мазки, штрихи, линии, пятна, силуэт и фактуру, наиболее подходящие для создания образа.
Учитель: Напомню вам, что применение контраста в композиции усиливает состояние напряжения, а использование цветов, сближенных по цветовому кругу, не контрастных и по цвету, и по светлоте, создает ощущение комфорта, успокоения. Подбираем цветовую гамму, характер линии, штриха, мазка, а также технику, наиболее подходящую для создания образа.

Физкультминутка.
А сейчас мы отправимся на прогулку в лес. Все дружно встали.
Ветер дует нам в лицо,
(Дети машут руками на себя)
Закачалось деревцо.
(Дети делают наклоны)
Ветер тише, тише, тише,
(Дети приседают)
Деревцо всё выше, выше.
(Дети встают на носочки, тянутся вверх).
4. Практическая работа (21 - 22 мин.).
Учитель повторяет задачу: выполнить простым карандашом иллюстрацию стихотворения, начать работу в цвете. Есть какие-нибудь вопросы? (Если возникли вопросы, то учитель отвечает на них.)
Приступаем к работе.
(Дети рисуют пейзаж, учитель помогает тем, кто испытывает затруднения, с целью самостоятельного исправления ошибок в детских работах учитель задаёт наводящие вопросы, выполняет педагогический рисунок в альбомах или на доске.)
Во время практической работы на экране появляются репродукции картин художников по теме. (Слайд 8 – 11)
5. Подведение итогов урока, задание на дом (5 мин.).
Какие новые знания получили на уроке?
Какие трудности испытали?
Где будете применять новые знания?
Анализирование работ обучающихся.
Учитель. Кисточки промойте, закройте краски. (В то время, когда дети убирают свои рабочие места, учитель организует выставку выполненных работ.)
А сейчас мы отправимся на вернисаж (фр. – лакировка) – торжественное открытие художественной выставки. (Звучит муз. фрагмент. Экспресс-просмотр выполненных иллюстраций. Двум-трём школьникам учитель предлагает рассказать о замысле своих рисунков, всё ли запланированное удалось выполнить, над чем, по мнению автора работы, ещё необходимо поработать дома.
Учитель отмечает разнообразие рисунков, их достоинства, над чем ещё необходимо детям поработать.
Самооценка работ обучающимися.
Задание на дом: На прогулке наблюдать и охарактеризовать окраску снега, деревьев в зависимости от погоды, времени дня; доработать рисунки простым карандашом, закончить иллюстрации стихотворений в цвете.

У каждого времени года
Особенный запах и цвет.
Но так совершенна природа,
Что в целом её краше нет.
О. Рязанова
Берегите природу, наслаждайтесь её красотой в любое время года, создавайте на бумаге свой уникальный образ русской природы.
Урок окончен. До свидания!








13PAGE 15


13PAGE 14615




Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415