Рабочая программа «Клуб юных краеведов» для учащихся 4 класса.

Пояснительная записка
Рабочая программа «Клуб юных краеведов» разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО, требованиями Примерной основной образовательной программы лицея, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования и предназначена для учащихся 4 класса.
Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. К этому возрасту, ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации краеведческой информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в обсуждение краеведческих тем, не просят помощи в ориентировке по населенному пункту, даже на территории школы любые гости обращаются с вопросами к старшим школьникам.
Программа «Клуб юных краеведов» реализуется во внеурочной деятельности, ориентирована на детей от 7 до 10 лет.
Программа имеет краеведческую, социальную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира: развитием познавательной активности, творческими способностями в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовкой к написанию проектных работ.
Цель: способствовать воспитанию у детей нравственности и духовности посредством изучения родного края, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа.
Задачи:
- углубление и расширение знаний учащихся по истории Воронежской области, города Воронежа.
- развитие навыков исследовательской работы школьников;
- получение дополнительных знаний по гуманитарным предметам;
- воспитание волевых качеств, гражданского отношения к истории родного края.
Программа рассчитана на 34 часа в год, в неделю 1 час.
Принципы построения программы:
- принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
- принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;
- принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй;
- принцип системности в организации жизнедеятельности детей;
- принцип ценностного подхода;
- принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).
Основные методы обучения: беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, мастер-классы, исследовательская и проектная деятельность.
Планируемые результаты.
Личностные результаты: формирование позитивного отношения к семье и семейным ценностям, личного(эмоционального) отношения к классному коллективу, одноклассникам, к школе, к малой родине и родному краю.
Метапредметные результаты: осмысление понятий, связанных с темой «Семья»; осознание своей роли в семье; знакомство с позитивными способами взаимодействия в семье; освоение способов позитивного отношения к семье и семейным ценностям; осознание важности школы в процессе познания окружающего мира; формирование способов позитивного взаимодействия со сверстниками и учителями; овладение навыками монологической и диалоговой речи; умение выполнять задание в соответствии с целью; Целенаправленный поиск на поставленный вопрос; осмысление взаимосвязи человека и места, где он родился и живёт; формирование способов существования в городе и селе.
Предметные результаты: осмысление представлений о доме и семье как о мире, в котором есть природа, культура, близкие и дорогие люди; осмысление представлений о школе и классе как части целого мира и об отношения в нём; осмысление представлений о родном крае, которые неразрывно связаны с его историей, культурой, людьми.
Формы контроля и учёта достижений обучающихся: викторины, выставки, защита проектов, праздники.

Тематический план


№ п/п



Тема занятия

Кол-во часов



теория

практика

1
Вводное занятие.
1



Раздел 1. Что и как изучает история

2-3
Как люди узнают о прошлом
2


4-5
Лента времени.
1
1

6-7
История на карте
1
1


Раздел 2. Путешествие в глубь времён.

8-9
Город чудный, город древний.
1
1

10
Воронеж – колыбель русского флота.
1
1

11-12
Петровский парус.
1


13-14
Петровская эпоха.
1
1


Раздел 3. Дворянско-купеческий город

15-16
Прогулка по старинному городу.
1
1

17-18
Традиции русского дворянства.
1
1

19-20
На русской ярмарке.
1
1


Раздел 4. Истории немеркнущая слава

21
Свидетель суворовских походов.
1


22-23

«России верные сыны»: подвиги воронежцев в Отечествен-
ной войне 1812 года.
2



Раздел 5. Суровые голы Великой Отечественной войны.

24-25
«Край родной, войною спалённый».
1
1

26
«Их подвиг бессмертен».
1


27-28
«Никто не забыт, ничто не забыто»
1
1



Раздел 6. Наш край сегодня.

29-30
Воронеж - столица Центрального Черноземья.
1
1

31-33
Символика родного края.
2
1


Раздел 7. Люби и знай родной край.

34
Проверь себя.
1


Итого: 34 ч
22
12



Содержание курса


Тема занятия
Вид учебного занятия


1
Вводное занятие (1 ч)

Беседа «Что такое краеведение?
Вспоминаем всё, что знаем.


Раздел 1. Что и как изучает история (6 ч)

2-3
Как люди узнают о прошлом
Создание слайдов: «Тайны прошлого». Занимательные и творческие задания.

4-5
Лента времени.
Создание слайдов: «Пословицы, поговорки о времени». Работа с книгой Л. Талимановой «Путешествие во времени». Поисковое задание.

6-7
История на карте
Тест «Что ты знаешь о картах». Памятка «Как читать историческую карту». Творческое и поисковое задание.


Раздел 2. Путешествие в глубь времён (7 ч)

8-9
Город чудный, город древний.
Поисковое задание. Выполнение в группе творческой работы на тему «Древний Воронеж». Сочинение-миниатюра.

10
Воронеж – колыбель русского флота.
Создание слайдов о строительстве флота в Воронеже.

11-12
Петровский парус.
Создание слайдов с названиями Воронежских кораблей. Шарады.

13-14
Петровская эпоха.
Тест. Поисковые, занимательные и творческие задания.


Раздел 3 . Дворянско-купеческий город (6 ч)

15-16
Прогулка по старинному городу.
Создание слайдов «Достопримечательности старинного города». Творческое задание.

17-18
Традиции русского дворянства.
Занимательные и творческие задания. Правила светского этикета XIX века.

19-

20
На русской ярмарке.
Головоломки. Занимательные, поисковые и творческие задания.


Раздел 4. Истории немеркнущая слава (3 ч)

21
Свидетель суворовских походов.
Работа с книгой «Рассказы старого воина» Я. М. Старкова.

22-23
«России верные сыны»: подвиги воронежцев в Отечественной войне 1812 года.
Рефераты о героях прошлых дней.
Творческое задание.


Раздел 5. Суровые голы Великой Отечественной войны. (5 ч)

24-25
«Край родной, войною спалённый».
Просмотр видеофильма.
Письмо участнику ВО войны.

26
«Их подвиг бессмертен».
Устный журнал.

27-28
«Никто не забыт, ничто не забыто»
Праздник. Фотовыставка. Сочинение «Война в истории моей семьи»


Раздел 6. Наш край сегодня. (5 ч)

29-30
Воронеж - столица Центрального Черноземья.
Викторина: «Знаешь ли ты свой город?»
Письмо другу о Воронеже.

31-33
Символика родного края.
Знакомство с символикой родного края. Беседа, презентация. Проект.


Раздел 7. Люби и знай родной край. (1 ч)

34
Проверь себя.
Тест. Рисунок о родном крае.


Итого: 34 ч





Методическое обеспечение программы
Интернет-ресурсы, информационно-коммуникативные средства, технические средства (компьютер, проектор, экран проекционный), наглядные пособия:
1. натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2.гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты, микропрепараты;
3.коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4.изобразительные наглядные пособия – таблицы, муляжи;
5.географические и исторические карты.



Список литературы для учителя
1.Краеведческая работа в начальных классах / Сост. И.В.Соколов. – М.: Просвещение, 1977.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя – М; Просвещение, 2010 г.
3. Колтаков Н.С. Века над Доном – Воронеж: ООО «Центрально – Черноземное книжное издательство», 2010 г.
4. Смирнов С.В., Смирнов С.С. Вся Воронежская земля - Воронеж: 2009 г.
5. Заповедная природа Воронежского края / сост. Попова Л.И. Центр духовного возрождения Черноземного края, 2009 г.
6. Есть город в России. Стихи о Воронеже – Воронеж: ГУК Журнал «Подъем», 2011 г.
7. Воронеж. История края в его музеях. Воронеж: Издательство «Полярис» - 2007 г.

Список литературы для учащихся

1. Л.А. Обухова, Н.С. Махина, Г.В.Онегина Краеведение Рабочая тетрадь Четвёртый год обучения, 2013г.
2. В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.
3. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.
4. Атлас для школьников. Воронежская область: издательство «Просвещение», 2003г





Календарно-тематическое планирование 


№ п/п



Дата


Тема занятия

Кол-во часов







1


Вводное занятие.
1

2


Как люди узнают о прошлом
2

3


Лента времени.
2

4


История на карте
2

5


Город чудный, город древний.
2

6


Воронеж – колыбель русского флота.
1

7


Петровский парус.
2

8


Петровская эпоха.
2

9


Прогулка по старинному городу.
2

10


Традиции русского дворянства.
2

11


На русской ярмарке.
2

12


Свидетель суворовских походов.
1

13




«России верные сыны»: подвиги воронежцев в Отечественной войне 1812 года.
2

14


«Край родной, войною спалённый».
2

15


«Их подвиг бессмертен».
1

16


«Никто не забыт, ничто не забыто»
2

17


Воронеж - столица Центрального Черноземья.
2

18


Символика родного края.
3

19


Проверь себя.
1

Итого: 34 ч











13PAGE \* MERGEFORMAT14215




15