Тренинговое занятие для подростков Что такое конфликт и пути его решения


Тема урока: Что такое конфликт и пути его решения.
В споре рождается истина.
Пословица
Цель урока:
дать определение понятию «конфликт»;
расширить знания о природе конфликта;
развивать способности адекватного реагирования на появление конфликтов.
Задачи урока:
проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на развитие личности;
показать значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние на конфликт;
развивать навыки работы в группе.
Оборудование: флипчарты, маркеры
План урока:
№ Упражнения Время
1 Организационный момент. Разминка «Трамвайчики» 5 мин.
2 Вводная часть. Упражнение «Три позиции» 10 мин.
3 Основная часть:
Определение понятия «конфликт»;
Упражнение «Положительные и отрицательные стороны конфликта»;
Общение как метод регулирования конфликта 25 мин.
4 Подведение итогов 3 мин.
5 Ритуал прощания. Упражнение «Ритм». 2 мин.
45 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент. Разминка (5 мин.)
Цель: концентрировать внимание учащихся, создать свободную обстановку для обсуждений.
Учитель: - Ребята, давайте поиграем в игру.
Все садятся в круг. Один стул свободный. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я еду». Следующий участник, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже». Третий участник говорит: «А я зайцем» и пересаживается. А четвертый заявляет: «А я с …» (называет имя любого участника). Тот, чье имя назвали, торопится сесть на пустой стул, и все по аналогии повторяется сначала.
2. Вводная часть. Упражнение «Три позиции» (10 мин.)
Цель: фокусировать внимание учащихся на тему и цель урока.
Учитель: - Как вы себя чувствуете? Эта разминка была очень позитивной, но она напомнила мне эпизоды из жизни людей, когда занятое место служило разногласием, спором. В классе, в маршрутке, в кинотеатре место может стать причиной конфликта. Итак, темой нашего урока сегодня будет «Место и роль конфликтов в развитии личности».
Прошу всех встать в один ряд по периметру класса. Посмотрите вокруг - в разных местах класса размещены таблички с надписью:
Положительно
Не знаю
Отрицательно
Пожалуйста, займите место рядом с карточкой в зависимости от того, как вы относитесь к обсуждаемому нами явлению социальной жизни - конфликту. Если вы относитесь положительно, встаньте рядом с карточкой «положительно», если отрицательно - встаньте рядом с карточкой «отрицательно», если не знаете - встаньте рядом с карточкой «не знаю».
Ученики двигаются по комнате и занимают места согласно своему отношению к этому явлению.
Учитель: - Прошу группу, которая положительно относится к этому явлению, прокомментировать, почему они встали именно на это место.
Далее учитель просит каждую группу по очереди прокомментировать выбор своего места. Если ученики не встали под карточкой «положительно», то обсуждение можно делать только с теми, кто стоит на позиции «отрицательно».
Учитель: - Какой вывод можно сделать из этого упражнения?
Возможные ответы:
«У каждого человека есть свое понимание конфликта, которое зависит от его личного опыта».
3. Основная часть (25 мин.)
Цель: дать определения понятий «конфликт», «положительные стороны» и «отрицательные стороны» конфликта; обсудить, каким должно быть поведение человека, чтобы результат конфликта не стал деструктивным.3.1. Определение понятия «конфликт» (5 мин.)
Учитель зачитывает определение, которое висит на доске.
Конфликт – это столкновение отдельных людей или групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды.
Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Английский словарь синонимов предлагает такие похожие по смыслу слова для термина «конфликт»: борьба, столкновение, несогласие, враждебность, оппозиция и др.
Причиной конфликта могут быть:
различие в целях;
недостаточная информация;
низкая культура поведения;
недостаток ресурсов.
3.2. Упражнение «Положительные и отрицательные стороны конфликта» (15 мин.)
Учитель: - На конфликт, как, наверное, и на любое другое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои положительные и отрицательные стороны.
Учитель делит участников на две группы. Первой команде нужно будет в режиме мозгового штурма записать на флипчарте как можно больше положительных сторон конфликтных ситуаций, второй команде, соответственно, – отрицательные последствия конфликтов. На данную работу дается 5-7 мин.
Ученики презентуют свои работы.
Учитель: - Посмотрите дополнения к вашим презентациям.
Открывает заранее приготовленные листы флипчарта.
Положительные стороны конфликта
Отрицательные стороны конфликта
Конфликт вскрывает «слабое» звено во взаимоотношениях.
Отрицательные эмоциональные переживания могут привести к различным заболеваниям.
Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.
Ухудшение качества учебы. Сложное восстановление отношений.
Конфликт позволяет выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.
Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.
Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное. Представление о победителях или побежденных как о врагах.
Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие личности. Учитель: - У конфликтов есть как положительные, так и отрицательные стороны. Хотелось бы, чтобы вы понимали, что конфликты - это необходимое явление социальной жизни. Не бывает жизни без конфликтов.
Учитель зачитывает высказывание Чарльза Ликсона, написанное заранее на доске: «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс?». Проводит небольшую дискуссию.
Возможные ответы:
«У каждого человека есть пульс, и, по мнению Ликсона, конфликты, как и пульс, есть в жизни каждого человека».
«Пока человек живет, его сопровождают конфликты».
Учитель: - Конфликты бывают в жизни каждого человека. Но конфликтов не надо бояться. Нужно уметь правильно выходить из конфликтов, уважая при этом себя и других людей.
3.3. Методы регулирования конфликта: понижение эмоционального накала и умение общаться.
Учитель: - Существуют разные методы регулирования конфликтов.
Как вы знаете, основной «движущей силой» в конфликте являются негативные эмоции. Когда человеком движет не рассудок, а негативные эмоции, ущерб может быть огромным. Поэтому первой задачей в урегулировании конфликта является понижение эмоционального накала. Прежде всего, необходимо начать с себя - изменить собственное поведение и отношение к ситуации.
Другой метод регулирования конфликтов - это общение. Однако в конфликтной ситуации общение становится сложным и неприятным. Нам бывает трудно выразить свои настоящие чувства или же нас раздражает, что другие не понимают наших чувств.
Для эффективного общения важно быть открытым и слушать то, что говорят другие. Часто конфликты возникают из-за того, что мы думаем, будто мы знаем точку зрения других. Но не вступая в диалог, мы не сможем понять, что наши предположения были ошибочными.
Например, молчание может означать самые разные состояния: гнев, усталость, недовольство, смущение и даже то, что у человека болит горло. Поэтому причину того, почему человек молчит, мы можем узнать, только спросив его об этом.
Таким образом, чтобы было меньше конфликтов, надо учиться общаться друг с другом, уметь правильно говорить и уметь внимательно слушать.
Если вы научитесь этим двум приемам - управлению своими эмоциями и эффективному общению - вы сумеете «позитивно» выходить из конфликтной ситуации.
4. Подведение итогов (3 мин.)
Цель: проверить полученные знания.
Учитель: - Я буду зачитывать начало предложения, а вы его закончите.
Конфликт – это…
Конструктивные стороны конфликта – это…
Деструктивные стороны конфликта – это…
Общение помогает…
Чтобы конструктивно решать конфликты, надо уметь…
5. Ритуал прощания. Упражнение «Ритм» (2 мин.)
Цель: дать возможность классу ощутить единение, снять возбуждение, позитивно завершить занятие.
Учитель: Встаньте все в круг. Выберите ведущего. Ведущий задает ритм хлопками, а все остальные подражают ему. Он может менять ритм хлопков, и все должны следовать за ним. Потом можно поменять ведущего.