Материалы семинара-практикума для педагогов дошкольных учреждений на тему Патриотическое воспитание в МДОУ


Семинар - практикум
Тема «Патриотическое воспитание в МДОУ»
Проблема: создание предметно-пространственной среды по патриотическому воспитанию детей МДОУ.
Цель: развитие и совершенствование профессионализма педагогов в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
Проанализировать предпосылки успешной работы по патриотическому воспитанию с детьми и их родителями;
повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам   патриотического воспитания;
обобщить знания педагогов об этапах, формах, средствах и методах патриотического воспитания дошкольников;
опробовать дидактические игры, стимулируя творческий потенциал, инициативность;
развивать самоконтроль и самокорекцию у педагогов; дружеские диалоги в социогруппах;
вызвать интерес педагогов к данной проблеме;
воспитывать потребность в самообразовании.
Форма проведения: семинар-практикум
Категория: воспитатели, учителя-логопеды, педагог-психолог
Форма работы: доклад, рекомендация, обыгрывание, презентация,
аналитическая информация, обмен опытом
Ресурсы: дидактические игры, пословицы, мультимидийная
информация, картотека, иллюстрации по
достопримечательностям ДНР,
Срок проведения: 16 декабря 2016 г.
Место проведения: МДОУ «Ясли-сад № 316 г. Донецка»
План работы
№ п/п Содержание работы Форма проведения
І
1.1. Организационно-мотивационный модуль
Сообщение темы и цели семинара-практикума, обоснование ее актуальности Сообщение
1.2. Игра «Пожелания» Упражнение
ІІ.
2.1. Информационный модуль
Содержание и психолого-педагогическое области
познавательное развитие «Ознакомление с социальным миром»
Информация
ІІІ.
3.1. Креативно-поисковый модуль
Практикум:
Д/И «Разрезная картинка», «Назови правильно», Практические упражнения
«Продолжи пословицу», «Объясни высказывание»
3.2. Презентация картотеки по патриотическому воспитанию Презентация
3.3. Итоги анкетирования «Система работы по патриотическому воспитанию в МДОУ» Анализ
ІV.
4.1. Итоговый модуль
Подведение итога семинара- практикума Анализ
Ход мероприятия
Старший воспитатель: Уважаемые коллеги! Тема семинара-практикума «Патриотическое воспитание в МДОУ». Этот вопрос актуален в настоящее время. Для организации и проведения работы необходима надлежащая предметно-пространственная среда, повышение как теоретических, так и практических знаний педагогов по вопросам патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Сегодня мы с вами проанализируем предпосылки успешной работы по патриотическому воспитанию, рассмотрим моменты психолого-педагогического сопровождения. Предлагаю настроиться на работу, выполнить упражнение «Пожелания»
Упражнение «Пожелания»
Цель: формирование доверительного стиля общения; создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.
Материал: цветок
Правила упражнения: принимают участие все педагоги
Ход: Начнем работу с высказывания пожелания друг другу на сегодняшнее мероприятие. Пожелание должно быть коротким – желательно одно слово. Вы передаете цветок тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому передали цветок, в свою очередь отдает его следующему со своим пожеланием. Будем следить, чтобы цветок побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.
Информация
«Содержание и психолого-педагогическое сопровождение области познавательное развитие «Ознакомление с социальным миром».
Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом
С. Михалков
Актуальность и значимость патриотического воспитания обозначена в
основных нормативно-правовых актах: Законе ДНР «Об образовании», ГОС
ДО на 2015-2017гг., Типовом положении о дошкольных образовательных организациях, Типовой образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», рекомендованной Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ №409 от 18.08.2015г.), Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР (утверждено МОН ДНР 17.07.2015).
Так, согласно ГОС ДО «…содержание образовательной программы дошкольного образования должно включать ознакомление детей с понятиями малой родины, Отечества, представлениями о социокультурных ценностях нашего народа, отечественными традициями и праздниками, планетой Земля как общим домом людей, особенностями природы и многообразием стран и народов мира» [ 2 ].
В Концепции патриотического воспитания указаны направления работы: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, историко-патриотическое (краеведческое), культурно-патриотическое, спортивно-патриотическое. Указано на то, что нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с помощью определенных средств и методов: художественных (худ. Литература, ИЗО, музыка, кино); природы родного края; собственной деятельности детей (игра, труд, учение, художественная деятельность); общения; окружающей ребенка обстановки.
«Выбор средств зависит от задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственно-патриотических качеств в соответствии с адекватными методами и приемами воспитания» [ 3 ].
Содержание патриотического воспитания в МДОУ включает: приобщение ребенка к традициям своего народа, устному народному творчеству, играм, культурному наследию, искусству, праздникам и фольклору. Составление родословной ребенка, его глубокое знание истории своей семьи, своих родственников, семейных традиций. Знакомство ребенка с традициями МДОУ, города, где он живет, с историей города, его гербом, знаменитыми горожанами, с достопримечательностями города. Следует обратить внимание на то, какие значимые исторические события происходи-
ли в родном городе, рассказать о подвигах земляков в прошлом и настоящем. Рекомендуется показывать детям конкретные примеры достойной жизни на пользу своей Родины. Организация посильного труда детей на природе, посадка овощей, цветов, кустарников, наблюдение за городом в разное время года. Продуктивная, творческая, игровая деятельность, в которой детям предоставляется возможность заботиться о людях, природе и животных в разные сезоны.
Воспитатели МДОУ и родители должны тесно сотрудничать в вопросах патриотического воспитания детей, в организации предметно-пространственной среды на территории МДОУ и в семье. Готовый к нравственно-патриотическому воспитанию педагог – человек с должным уровнем профессионального мастерства и компетентности, способный самостоятельно решать поставленные перед ним задачи.
Этапы патриотического    воспитания детей дошкольного возраста: -базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств); 
-художественно-ознакомительный  (знакомство с народными традициями, национальным искусством);
-когнитивно —эмоциональный  (развитие интереса к своей стране, к родному краю);
-эмоционально —действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).
Средства патриотического воспитания: окружающая среда; художествен-
ная литература и искусство;  фольклор; практическая деятельность.
Методы патриотического воспитания: повышение познавательной активности; эмоциональное восприятие дошкольников.
Формы патриотического воспитания: образовательная деятельность;  игры; беседы.
Литература:
1. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на
2015-2017гг.;
2.Донбасс - мой край родной. Воспитательно-образовательная программа для
детей дошкольного возраста.- Д., 2015г., ст. 4-5;
3. Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР
(утверждено МОН ДНР 17.07.2015).
4.Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» рекомендованная Министерством образования и
науки Донецкой Народной Республики (приказ №409 от 18.08.2015г.).
Практикум
Цель: Обобщить знания  педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы.  Вызвать интерес педагогов к историко-патриотическому (краеведческому) направлению работы.
Старший воспитатель: Уважаемые педагоги! Предлагаю вам распределиться на две подгруппы для выполнения практических упражнений. Необходимо соблюдать правила: придерживаться регламента, выслушивать все мнения, дополнять.
I.Д/И «Разрезная картинка»
Цель: собрать разрезную картинку, с изображением природно-климатической зоны и назвать ее.
Материал: иллюстрации – лесостепь, степь, Азовское море, смешанный лес.
Ход игры: Командам дают разрезанные на 4 – 6 ч. картинки. Предлагают собрать и ответить на вопросы.
1.В какой природной зоне находится Донбасс?  (расположен на Восточно-Европейской равнине).
2.Перечислите природно-климатическую зону, изображенную на картинке
(лесостепи, степи и смешанных лесов, побережье Азовского моря).
3.Назовите отличия. Все природные зоны региона одновременно схожи и в то ж время имеют ярко выраженные отличия.



II.Игровое упражнение «Назови правильно»
Цель: закрепить названия достопримечательностей родного города
Материал: 12 иллюстраций, информация-расшифровка
Ход игры: Командам показывают по 6 иллюстраций, на которых изображены достопримечательности города Донецка. Участники должны назвать то, что изображено с информацией о данной достопримечательности.


Информация-расшифровка к д/игре «Назови правильно»
I команда
1.Пальма Мерцалова - творение украинского мастера-кузнеца Алексея Мерцалова, рабочего Юзовского металлургического завода, который выковал ее в 1896 году специально для Всероссийской промышленно-художественной выставки в Нижнем Новгороде, на которой «Пальма» получила награду - Гран-при выставки. «Пальма Мерцалова» весит 350 кг, ее высота 3,5 м, диаметр листков - 2,5 м.
2. Точная копия московской Царь-пушки, самого большого по калибру орудия в мире, установлена в Донецке на площади перед горсоветом. Это подарок жителей Москвы жителям Донецка. Чугунная пушка отлита на заводе «Ижсталь» в Ижевске в 2001г. Установлена на декоративном чугунном лафете, рядом лежат декоративные чугунные ядра.
3. Памятник Н.С. Бубке. Наш земляк, Сергей Назарович Бубка, является 10-ти кратным рекордсменом мира и чемпионом Олимпийских игр. Ему был воздвигнут прижизненный памятник около одного из самых крупных спортивных комплексов “Олимпийский” г. Донецка в 1999 году, под руководством архитектора В.С. Бучка и скульптора Н.В. Ясиненко. Это бронзовая скульптура спортсмена с шестом в руках, который готовится к выполнению прыжка. У правого колена скульптуры – пролетающая ласточка. Высота самого памятника – 3,5 метра. Длина постамента, на котором стоит скульптура, составляет 6 метров 15 сантиметров.
4.  Этот памятник называется «Твоим освободителям, Донбасс». Монумент посвящен памяти всех защитников и освободителей города во время ВОВ. Самый большой памятник в Донецке.
5. Донецкий национальный академический театр оперы и балета был назван в честь А.Б. Соловьяненко и начал свою театральную деятельность в 1941 году. Возведение здания для театра было начато в 1936 году. Ответственным за строительство был назначен Кроль С.Д., а проектом здания занимался главный архитектор Котовский Л.И. Здание театра возведено в классическом стиле. С трёх сторон продуманы подходы к театру. Зрительный зал, а также и фойе украшены лепными рисунками. В настоящее время зрительный зал рассчитан на 976 посадочных мест. Бюсты некоторых театральных деятелей и поэтов и декоративные вазы установлены в нишах фойе и в зрительном зале. Механизированная сцена занимает площадь 560 м². Её круг выдерживает нагрузку до 75 тонн.
6. Монумент жертвам фашизма в Донецкерасположен в Ленинском районе у Дворца культуры металлургов. Во время оккупации Донецка (г. Сталино) германскими войсками на этой территории был организован концлагерь для советских военнопленных, в нем содержалось около 25 тысяч человек. Погибших хоронили в парке. После войны на месте могил был установлен небольшой скульптурный монумент.
II команда
1.Памятник «Слава шахтерскому труду» Скульптура шахтера, изготовленная для памятника, первоначально была выполнена в виде статуэтки для подарка Никите Сергеевичу Хрущеву. На заводе точного машиностроения были отлиты одна бронзовая и две чугунных статуэтки. Однако подарок не стали делать и статуэтки остались у секретаря горкома Шульгина и главы Совета народного хозяйства Владимира Ивановича Дегтярева. По инициативе Дегтярева на основе этой скульптуры и сделали памятник. Скульптор К.Е. Ракитянский, О.В. Олейник
2.Скульптура олицетворяет прославленных меценатов прошлого и настоящего. На монументе золотыми буквами написано: «Добрый Ангел Мира». Олицетворяет слияние разных сфер нашей жизни на основе высшего человеческого закона – Закона Милосердия и Добра. Это уникальный символ единения людей разных национальностей разных конфессий, представителей разных государств. Авторы П.Т. Стронский, О.В. Олейник.
3.Детская железная дорога в Донецке, расположенная в парке отдыха Ленинского комсомола, впервые была открыта в 1936 году. На тот момент она состояла всего из двух станций: Орленок и Счастливое детство. Паровозы же больше напоминали трамваи.
4.В парке Щербакова посреди искусственных озер установлена беседка и лавочки, которые очень популярны среди отдыхающих. Здесь так приятно созерцать и размышлять о бесконечном и нетленном. А хаотичное нагромождений живописных камней, увитых зеленью и настоящие японские растения - сакура, спирея и айва усиливают ощущение аутентичности этого уголка парка.
5. 6 сентября 1939 года в Сталино открылся один из лучших кинотеатров Советского Союза, первый в Украине двухзальный кинотеатр - кинотеатр имени Т. Г. Шевченко. Здание было возведено по проекту талантливейшего архитектора Теплицкого. Находится: г. Донецк, Ворошиловский район, ул. Артема, 123.
6. Ботанический сад основан в 1964 году по инициативе талантливого ученого Е.Н. Кондратюка. На территории этого живописного уголка растет около 5000 видов экзотических растений, а также насчитывается пять уникальных оранжерей, в которых созданы климатические условия субтропиков и тропиков. В коллекцию сада входят более 300 видов растений, охраняемых на международном и региональном уровне. 
III.Упражнение «Продолжи пословицу»
Цель: расширить знания педагогов о художественном слове по патриотизму.
Материал: лист бумаги с началом пословиц.
Тот герой, кто за … (Родину горой)
Храбрый побеждает, …(трус погибает)
За правое дело… (стой смело!)
Родная сторона — мать, а…(чужая — мачеха)
Человек без Родины — что… (соловей без песни)
Береги землю любимую, …(как мать родимую).
IV. Упражнение «Объясни высказывание»
Высказывания выдающихся людей о патриотизме
1.Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное
воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чув-
ствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычках. В. Г. Белинский.
2.Любовь к Отечеству должна исходить из любви к человечеству.
3. Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
В.А.Сухомлинский
4. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству.
Д.С.Лихачев5.В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин
А.С.Макаренко6. Любовь к родине начинается с семьи.
Фрэнсис Бэкон
7.Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может.
Джордж Байрон
8. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Презентация картотеки по патриотическому воспитанию

Картотека «Малые фольклорные Картотека «Произведения на военнуюжанры» тематику»

Картотека игр по патриотическому воспитанию
Заключение. Подведение итогов семинара-практикума. Принятие решений