Конспект семинара-практикума «Метод проектов, как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ»


Семинар – практикум
для воспитателей дошкольного образовательного учреждения
«Метод проектов, как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ»
Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования, объединить усилия коллектива ДОУ для использования в практике  технологии - метод проектов.
Задачи:
Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.
Повышать методический уровень педагогов в овладении ими технологий проектирования. 
Способствовать творческому поиску.
1. Настрой на работу.
Игра «Давайте поздороваемся»
- Сейчас я попрошу вас встать и походить по залу, здороваясь со всеми, кто встречается вам на пути. Здороваться надо определенным образом:
На хлопок – здороваетесь за руку и произносите любое приветствие
На звон колокольчика – здороваться плечами и произносить «Добрый день»
На звук бубна – молча здороваться за руку.
Упражнение "Ассоциации"
Я сейчас скажу какое-нибудь слово, а задача моего левого соседа - быстро сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло ему на ум.  Его левый сосед дает свою ассоциацию на его слово - ассоциацию, и т. д. В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно разные слова.
Например, цепочка ассоциаций - слов может быть такой: автобус - час-пик - толкучка - джинсы - тысяча рублей - деревянный - Буратино - Папа Карло. Начинать игру нужно по очереди, по кругу.
2.Справка по итогам анкетирования.
Проведя анализ анкет, было выявлено, что у многих педагогов недостаточно сформировано представление о структуре проектов, деятельности детей и родителей. А так же, способах презентации продукта по результатам проектирования.
3. Теоретическая часть.
Организация проектной деятельности в детском саду
Н. Е. Веракса, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии развития МГППУА. Н. Веракса, аспирант факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, преподаватель факультета социальной психологии МГППУ
Тема эта весьма актуальна по целому ряду причин.
Во-первых, человеку нужно как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию. Для этого достаточно будет продолжать оставаться самим собой, содержательно реализуя свое отношение к миру.
Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений людей требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. Мы исходим из того, что креативность является качеством личности и развивается в том случае, если она представляет социальную ценность, т. е. ее проявления приветствуются окружающими.
В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.
Подобное умение необходимо воспитывать с детского возраста. Однако на пути его становления существуют определенные трудности. Одна из них заключается в формальном отношении взрослого к деятельности ребенка. Например, когда малыш чем-то занят, взрослый, видя, что тот ему не мешает, говорит: «Ну, делай, делай, молодец». При этом взрослый не утруждает себя анализом деятельности ребенка. Проектная деятельность выступает именно как проектная только в том случае, если прямое, натуральное действие оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел что-то нарисовать, потом взял карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то это не будет являться проектной деятельностью – все действия ребенка выполнены в рамках традиционной продуктивной деятельности. Отличие проектной деятельности от продуктивной состоит в том, что первая предполагает движение ребенка в пространстве возможного. Дошкольник исследует различные варианты выполнения поставленной задачи, выбирает оптимальный способ по определенным им критериям. Под выбором возможностей подразумевается, что ребенок не просто ищет способ выполнения действия, но исследует несколько вариантов. Поскольку в дошкольном возрасте доминирует образное мышление, то предъявление различных вариантов выполнения поставленной задачи может быть представлено в форме рисунка. Сделав несколько изображений, ребенок удерживает в своем сознании целый ряд вариантов. При наличии нескольких вариантов открывается возможность их анализа путем сопоставления друг с другом, выявления их достоинств и недостатков. Фактически каждый такой вариант позволяет дошкольнику лучше понять то, что он собирается делать и уяснить ту последовательность действий, которая необходима для создания продукта. Для реализации проектной деятельности необходимо участие взрослых, в первую очередь родителей. Именно совместное выполнение замысла позволяет детям и родителям лучше понять друг друга и установить теплые отношения.
Итак, одна из основных черт проектной деятельности состоит в том, что она разворачивается в проблемной ситуации, которая не решается прямым действием. 
Вторая особенность проектной деятельности заключается в том, что ее участники должны быть мотивированы. Но простого интереса недостаточно. Нужно чтобы и педагог, и ребенок реализовывали в проектной деятельности не только свое понимание, но и свои смыслы.
Третьей важной особенностью проектной деятельности является ее адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску, и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.
         Педагогический проект - это система планируемых педагогом и реализуемых в совместной деятельности педагогов, детей и родителей комплекс действий, необходимых условий и средств, для достижения определенных целей, завершающийся созданием творческих работ.
      Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. 
Типология проектов в ДОУ
По количеству индивидуальные
групповые
По содержанию Монопроекты (одна образовательная область)
Интегративные (две и более образовательные области)
По продолжительности Краткосрочные (1-4 недели)
Среднесрочные (до 1 месяца)
Долгосрочные (полугодие, учебный год)
 По доминирующему виду проектной деятельности Информационные
Исследовательские
Творческие
Проектно-ориентированные
Типы проектов в ДОУ (по Л.В. Киселевой)
Тип проекта Содержание Возраст детей
Исследовательско - творческий Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации , детского дизайна 5-8 лет
Ролево - игровой Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы 3-4 года
Информационно – практико  -ориентированный Дети собирают информацию и реализуют ее,ориентируясь на социальные интересы
(оформление и дизайн группы, витражи и др.) 4-5 лет
Творческий Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. 3-5 лет
Способы разработки проектов:
«Модель трёх вопросов»
Образ «Семь мы» (по Е.С. Заир-Бек)
Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)
 
«Модель трёх вопросов»
ЧТО ЗНАЮ?  ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?  КАК УЗНАТЬ? 
Содержание, то что дети уже знают План (тема проекта) Источники новых знаний, т. е. средства
Воспитатель фиксирует высказывания каждого ребёнка, подписывая под ним имя автора высказывания. Воспитатель записывает идеи и факты о которых им было бы интересно узнать. Из полученной информации создают «проектную паутинку» - карту проекта, где показана взаимосвязь дополняющих друг друга тем. «Проектная паутинка» представляет собой схему развития будущего проекта. Пишем все возможные пути решения

Образ "Семь мы" (по Е.С. Заир-Бек)
Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).
Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).
Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).
Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).
Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен)
Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга! Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
Последовательность действий по составлению мыслительных карт 
Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально.
От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова.
Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.
От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т.д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.
Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.
4. Практическая часть.
     Предложить всем участникам разбиться на 3 группы и разработать проект «Моя семья», разными способами:
1 группа – способом «Модель трёх вопросов»
2 группа - способом «Метод мыслительных карт»
3 группа – способом «Образ «Семь мы»
Презентация разработанных проектов.
5. Шесть "П" проекта
Таким образом проект можно представить как "Шесть П"
Проблема
Проектирование проекта
Поиск информации
Продукт
Презентация
Портфолио проекта.
6. Рефлексия
Упражнение  «Мишень»


Заключение.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Но самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут, - покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.
Какое же значение имеет использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении:
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
Происходит смена  стиль общения взрослого с ребенком.
Родители становятся  активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в единой команде педагогам и воспитанникам, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию педагога.
6.Итоги проведенного конкурса «Лучший проект группы»
Литература. 
Методическая поддержка старшего воспитателя. Рыба-диск "Проектная деятельность в ДОУ", МЦФЭР, ресурсы образования.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.// Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.
Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ. / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - № 9, 2009г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета
«Выявление уровня владения педагогами проектным методом»
Уважаемые коллеги!
Чтобы оценить значимость проектной деятельности, хотелось изучить ваши затруднения и резервы профессионального роста в аспекте проектной деятельности с помощью данной анкеты. Заполните ее, пожалуйста.
Считаете ли Вы проектный метод показателем высокого профессионального мастерства?
ДА   НЕТ  ЧАСТИЧНО
В достаточной ли мере Вы осведомлены о типах и структуре проектов? ДА   НЕТ
Ваше профессиональное мастерство позволяет Вам:
Разработать и реализовать проект самостоятельно
С помощью старшего воспитателя, коллег
Какие профессиональные умения по внедрению проектного метода в опыт своей работы Вам необходимо корректировать?
Выделение проблемы, для решения которой требуется исследовательский опыт
Постановка цели проекта
Выдвижение гипотезы
Определение задач
Прогнозирование конечного результата, поэтапного выполнения проектных мероприятий
Мониторинг проектной деятельности и определение его значимости для детей, родителей, педагогов
Презентация проекта
На основе анализа полученных результатов определение дальнейших форм и методов решения рассматриваемой в проекте проблемы
Какому уровню соответствует Ваше профессиональное мастерство в аспекте осуществления педагогической деятельности на основе проектного метода?
Высокий  - владею всеми критериями
Средний - владею подконтрольно
Низкий - испытываю затруднения в понимании и организации
   Для каждого возраста детей  существуют свои проектные действия:
Дети 4-5 лет
1.     Обозначение взрослым проблемы (интригующее начало с учетом интересов детей).
2.     Определение взрослым цели проекта, его мотивация.
3.     Привлечение детей к участию в планировании деятельности.
4.     Совместная деятельность взрослых и детей для получения результата («деление вместе»), выполнение детьми определенных несложных поручений.
5.     Совместный анализ выполнения проекта, общая оценка результата.
Дети 5-6 лет
 1.     Обозначение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей интересам обеих сторон.
2.     Совместное определение цели проекта, характера предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
3.     Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых; определение средств и способов реализации проекта.
4.     Выполнение детьми проектных действий, дифференцированная помощь взрослых.
5.     Обсуждение результатов работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
6.     Совместное с детьми определение перспективы развития проектирования.
 Дети 6-7 лет
1.     Обозначение (детьми или взрослым) проблемы, отвечающей  потребностям детей или интересам обеих сторон.
2.     Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
3.     Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера); определение средств реализации проекта.
4.     Выполнение детьми проектных действий: творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение, взаимопомощь.
5.     Обсуждение результатов работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
6.     Определение детьми перспективы развития проектирования.