«Формирование языковой компетентности младших школьников с ОВЗ с нарушениями письменной речи

«Формирование языковой компетентности младших школьников с ОВЗ с нарушениями письменной речи через профилактику и коррекцию фонетического принципа орфографии»

Вводная часть. Соотношение и взаимосвязь коррекционной логопедической работы с реализацией ФГОС по предмету «Русский язык» в начальной школе: цели, задачи, коррекционные этапы.

Сегодня обучение языку происходит в сложных условиях: снижается общая культура населения, речевое развитие детей имеет тенденцию к ухудшению от года к году (по результатам диагностики речевой готовности дошкольников к школе). В логопедических пунктах образовательных учреждений увеличивается количество детей с ТНР, детей-билингвов, детей с ОВЗ.
Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не даёт возможности ребёнку свободно участвовать в жизни общества. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому.
Язык и речь в школе – это инструмент познания, мышления, развития. Развитие языковой компетенции должно отталкиваться от субъектного опыта ребенка. Необходимо учитывать индивидуальность и самоценность ребёнка, как активного носителя субъектного речевого опыта. Особенно актуален этот вывод для детей с ОВЗ.
Эта работа будет более эффективной, если коррекция обучающихся будет идти в системе коррекционных занятий с опорой на индивидуальный опыт ребенка и зону его ближайшего развития.
Диапазон опыта охватывает
- систему показателей развития личности: обученность и обучаемость, развитость и развиваемость(диагностика речевого развития)
- систему коррекционной работы по принципу нарушений и дальнейшего планирования логопедических занятий по этапам коррекции.
Поэтому в стандарте начальной школы Формированию языковой компетенции придается особое значение. Именно в ней совершенно справедливо видится залог успешного формирования социально активной личности. Важность исследования проблемы развития языковой компетенции заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает школьник.
В коррекционной работе учитель-логопед решает ряд тех задач, которые отвечают требованиям ФГОС: - пробуждение познавательного интереса к родному слову; - стремление научиться выразительно и правильно говорить по-русски; -обогащение словаря и грамматического строя речи; - формирование знаний о системе русского языка и элементарных способов анализа изучаемых явлений языка; - отбор таких методов и форм коррекции, которые позволили бы вовлечь обучающихся с речевыми нарушениями в «живой, как жизнь» язык; - профилактика, коррекция и развитие письменной и устной речи обучающихся; - стимулирование творческого отношения к изучению русского языка.
Для эффективной работы по формированию языковой компетенции обучающихся начальных классов с нарушениями устной и письменной речи выделяют три основных условия:
1.Потребность в высказывании; повышение речевой мотивации, желание выразить свои мысли и чувства. 2.Наличие содержательной основы для высказывания, когда ребёнок не только хочет говорить, но и может о чём-то сказать. 3.Освоение детьми-логопатами языковых средств, необходимых для создания конкретного текста; выработка у них умения отбирать и использовать эти средства в зависимости от ситуации общения.
Для реализации названных условий в коррекционной работе необходим деятельностный подход:
- знания приобретаются и проявляются только в деятельности; - за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика стоит действие.
Деятельность, в данном случае, рассматривается в двух аспектах: 1. Учебная (познавательная деятельность), в ходе которой усваиваются знания о структуре языка. 2. Речевая деятельность, в ходе которой обучающиеся используют язык в различных речевых функциях, в том числе и в функции общения. Обе эти деятельности неразрывно связаны между собой на всех этапах коррекции. Единство учебной и речевой деятельности создаёт основу для активизации процесса коррекции и развития речи обучающихся начальных классов.
Деятельностный подход является основным в коррекционной работе учителя-логопеда с обучающимися со сниженным уровнем познавательной деятельности (классы VII вида). На первый уровень выводится не репродуктивный способ обучения и коррекции, а деятельностный способ между субъектом и объектом, который и позволяет сформировать через активизацию языковых знаний, сформированнность языковых средств, интерес к предмету «Русский язык», языковые компетенции и познавательную активность к ним.
Языковая компетентность – многоаспектная составляющая.
Учитель-логопед в современных образовательных условиях строит коррекционную работу, реализуя содержание предмета Русский язык на основе ФГОС, которое направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Так, одной из важнейших целей изучения предмета «Русский язык» в начальной школе является формирование навыков грамотного безошибочного письма, развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи – что и составляет коммуникативные компетентности.

Основные составляющие языковой компетентности. Их взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога начальной школы.
1.Важная роль в программе отводится формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка, так как чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Такая коррекция проводится на 1 этапе логопедической работы: восполнение пробелов и коррекция развития звуковой стороны речи.
2.Программа также предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка, пополнению обогащению словарного запаса как показателя интеллектуального и речевого развития личности, что также включено в 1этап коррекционной работы.
3.Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Грамматические представления формируются на всех этапах коррекционной работы.
4.Содержание программы Русский язык является основой для овладения обучающимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств, различий, дедукций и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию, и является главной составляющей всей коррекционной работы учителя-логопеда. Данная работа планируется логопедом в разделе: «Содержание коррекционно-воспитательной работы на всех этапах логопедической работы». Что особенно актуально для детей с ОВЗ (ЗПР), когда речевые нарушения вторичны.
Содержание курса логопедической коррекционной работы имеет также как и курс русского языка концентрическое строение. Такая структура программы позволяет и учителю, и логопеду учитывать степень подготовки обучающихся о тех или иных сведениях о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи на всех этапах коррекционной работы.
Особенности профилактики и коррекции нарушений фонетического принципа орфографии в работе учителя-логопеда
Фонетический принцип орфографии формируется через коррекцию дисграфии, т.е. стойких специфических нарушения письма

В основе фонетического принципа правописания лежит звуковой (фонематический) анализ речи. Пишущий анализирует звуковой состав слова и обозначает звуки определёнными буквами (сравни: формирование фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка по ФГОС).Слова записываются так как они слышатся произносятся(дом, трав, лисица, горка, жук).При специфических нарушения речи и письма логопат напишет: зук, том,гойка, исиса,пуплик, трва,) Таким образом, для реализации фонематического принципа письма необходима сформированность дифференциации фонем и фонематического анализа.
В коррекционной работе учитывается разграничение нарушений «дисграфия» и «дизорфография» с учётом тех критериев, на основе которых выделяются ошибки при дисграфии и дизорфографии. Таким основным критерием является тот принцип правописания, который преимущественно нарушается. Известно, что в русской орфографии выделяются основные принципы: фонетический (фонематический), морфологический, традиционный.
Особенности нарушения фонетического принципа орфографии проявляются в таких специфических нарушениях
1.акустическая дисграфия (фонемное распознавание) не различаются парные и оппозиционные звуки на письме
2.Акустико-артикуляторная дисграфия (дефекты произношения отражаются на письме
3.Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза ( конкретнее нарушении фонематический анализ и синтез):
- пропуск согласных на письме
-пропуск гласных на письме
- перестановка букв
-добавление букв
-пропуски, перестановки, добавление слогов
Профилактика и коррекция фонетического принципа письма включена в I этап коррекции (восполнение пробелов и коррекция развития звуковой стороны речи), так как на данном этапе проводится работа по основным направлениям языковой компетентности: повышение речевой мотивации, освоение детьми-логопатами языковых средств, необходимых для создания конкретного текста; выработка умения отбирать и использовать эти средства в зависимости от ситуации общения, формирование не только желания говорить, но и возможности сказать.
ВЫВОД
Коррекция различных видов дисграфий, лежащих в основе нарушений фонетического принципа орфографии, как и Содержание программы Русский язык в начальной школе, базируется на основных психологических составляющих, и является основой для овладения обучающимися приёмами активного анализа и синтеза
·(применительно к изучаемым единицам языка и речи).
Данный вид коррекции и профилактики, являясь I этапом логопедической работы, полностью соответствует целям и задачам реализации программы ФГОС предмета «Русский язык».
Формирование языковой компетентности младших школьников с ОВЗ с нарушениями письменной речи осуществляется через профилактику и коррекцию фонетического принципа орфографии
Фонетический принцип орфографии формируется через коррекцию дисграфии, т.е. стойких специфических нарушения письма
Учитель-логопед проводит коррекционную и профилактическую работу на основе диагностики речевых нарушений детей с ОВЗ (ОНР, ФФНР, ЗПР и др.) с использованием нейропсихологических методов Т.А.Фотековой, выбирает программу коррекционных занятий для формирования фонетического принципа письма.









































Выступление на районной педагогической конференции по теме


«Формирование языковой компетентности младших школьников с ОВЗ с нарушениями письменной речи через профилактику и коррекцию фонетического принципа орфографии»

Секция педагогов- психологов и учителей-логопедов






Учитель-логопед МБОУ ТСОШ
Мусина Наталья Викторовна






п.Тазовский
11 сентября 2015 года

Соотношение и взаимосвязь коррекционной логопедической работы с реализацией ФГОС по предмету «Русский язык» в начальной школе: цели, задачи, коррекционные этапы.

Сегодня обучение языку происходит в сложных условиях: снижается общая культура населения, по результатам диагностики речевой готовности дошкольников к школе речевое развитие детей имеет тенденцию к ухудшению от года к году. В логопедических пунктах образовательных учреждений увеличивается количество детей с ТНР, детей-билингвов, детей с ОВЗ. Известно, что недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не даёт возможности свободно участвовать в жизни общества. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. В школе Язык и Речь– это инструмент познания, мышления, развития. Поэтому в стандарте основной школы Формированию языковой компетенции придается особое значение, так как в ней совершенно чётко обозначен залог успешного формирования социально активной личности. Важность исследования проблемы развития языковой компетенции заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает школьник. Активная языковая подготовка младших школьников поможет развитию языковой компетенции и обозначит цели учителю по её развитию. ФГОС расширяют практику преподавания русского языка в соответствии с требованиями нового государственного стандарта к уровню языковой компетенции выпускников начальной школы. В коррекционной работе учитель-логопед решает ряд тех задач, которые отвечают требованиям ФГОС: - пробуждение познавательного интереса к родному слову; - стремление научиться выразительно и правильно говорить по-русски; -обогащение словаря и грамматического строя речи; - формирование знаний о системе русского языка и элементарных способов анализа изучаемых явлений языка; - отбор таких методов и форм коррекции, которые позволили бы вовлечь обучающихся с речевыми нарушениями в «живой, как жизнь» язык; - профилактика, коррекция и развитие письменной и устной речи обучающихся; - стимулирование творческого отношения к изучению русского языка.
Для эффективной работы по формированию языковой компетенции обучающихся начальных классов с нарушениями устной и письменной речи выделяют три основных условия:
1.Потребность в высказывании; повышение речевой мотивации, желание выразить свои мысли и чувства. 2.Наличие содержательной основы для высказывания, когда ребёнок не только хочет говорить, но и может о чём-то сказать. 3.Освоение детьми-логопатами языковых средств, необходимых для создания конкретного текста; выработка у них умения отбирать и использовать эти средства в зависимости от ситуации общения.
Для реализации названных условий в коррекционной работе необходим деятельностный подход:
- знания приобретаются и проявляются только в деятельности; - за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика стоит действие.
Деятельность, в данном случае, рассматривается в двух аспектах: 1. Учебная (познавательная деятельность), в ходе которой усваиваются знания о структуре языка. 2. Речевая деятельность, в ходе которой обучающиеся используют язык в различных речевых функциях, в том числе и в функции общения. Обе эти деятельности неразрывно связаны между собой на всех этапах коррекции. Единство учебной и речевой деятельности создаёт основу для активизации процесса коррекции и развития речи обучающихся начальных классов.
Деятельностный подход является основным в коррекционной работе учителя-логопеда с обучающимися со сниженным уровнем познавательной деятельности (классы VII вида). На первый уровень выводится не репродуктивный способ обучения и коррекции, а деятельностный способ между субъектом и объектом, который и позволяет сформировать через активизацию языковых знаний, сформированнность языковых средств, интерес к предмету «Русский язык», языковые компетенции и познавательную активность к ним.

Развитие языковой компетенции должно отталкиваться от субъектного опыта ребенка. Необходимо учитывать индивидуальность и самоценность ребёнка, как активного носителя субъектного речевого опыта.

Эта работа будет более эффективной, если коррекция обучающихся будет идти в системе коррекционных занятий с опорой на индивидуальный опыт ребенка и зону его ближайшего развития.
Диапазон опыта охватывает
систему показателей развития личности: обученность и обучаемость, развитость и развиваемость(диагностика речевого развития)
систему коррекционной работы по принципу нарушений и планирования логопедических занятий по этапам коррекции.
Учитель-логопед строит коррекционную работу, реализуя содержание предмета Русский язык на основе ФГОС, которое направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Одной из важнейших целей изучения предмета «Русский язык» в начальной школе является формирование навыков грамотного безошибочного письма, развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи – это и есть формирование коммуникативных компетентностей.

Важная роль в программе отводится формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка, так как чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Это входит в 1 этап коррекционной логопедической работы: восполнение пробелов и коррекция развития звуковой стороны речи.
Программа также предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка, пополнение и обогащение словарного запаса как показателя интеллектуального и речевого развития личности, что также включено в 1этап коррекционной работы.
Содержание программы является основой для овладения обучающимися приёмами активного анализа и синтеза ( применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств, различий, дедукций и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что несомненно, способствует умственному и речевому развитию, и является главной составляющей всей коррекционной работы учителя-логопеда.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических.
Содержание курса коррекционной работы имеет также как и курс русского языка концентрическое строение. Такая структура программы позволяет и учителю, и логопеду учитывать степень подготовки обучающихся тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи на всех этапах коррекционной работы.
В коррекционной работе учитывается разграничение нарушений «дисграфия» и «дизорфография» с учётом тех критериев, на основе которых выделяются ошибки при дисграфии и дизорфографии. Таким основным критерием является тот принцип правописания, который преимущественно нарушается. Известно, что в русской орфографии выделяются основные принципы: фонетический (фонематический), морфологический, традиционный.
В основе фонетического принципа правописания лежит звуковой (фонематический) анализ речи. Пишущий анализирует звуковой состав слова и обозначает звуки определёнными буквами (сравни:формирование фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка по ФГОС).Слова записываются так как они слышатся произносятся(дом, трав, лисица, горка, жук).При специфических нарушения речи и письма логопат напишет: зук, том,гойка, исиса,пуплик, трва,) Таким образом, для реализации фонематического принципа письма необходима сформированность дифференциации фонем и фонематического анализ. Данный вид коррекции является I этапом логопедической работы, что соответствует целям и задачам реализации программы ФГОС предмета «Русский язык».


Формирование языковой компетентности младших школьников с ОВЗ с нарушениями письменной речи через профилактику и коррекцию фонетического принципа орфографии


Профилактика и коррекция фонетического принципа орфографии -это I этап восполнения пробелов и коррекция развития звуковой стороны речи.
Как реализуется активизация лексико-грамматического строя речи.




15