Презентация методического семинара на тему Развитие профессиональной компетентности педагога


«Развитие профессиональной компетентности педагогов» г. НижнеудинскМКОУ СОШ № 11Педагог – психологТатарко С.А. Цель: развитие эмоциональной устойчивости и активизации интереса педагогов к своей работе. Задачи:Способствовать пониманию педагогами самих себя и окружающих людей 2. Научить различать «профессиональная» и «личностная» позиции педагога3. Поиск индивидуальных смыслов профессиональной деятельности Педагогическая деятельность - это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания школьников в решающей степени зависит от личности учителя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества. Авторитет педагога - это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на учащегося. Авторитетной личности как бы авансируется успех. Личности, признающейся авторитетной, приписывается компетентность и в других областях. Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово Только при правильных взаимоотношениях можно учить и воспитывать. Не устрашать, не льстить, а понять, подобрать особый ключ к каждому. У учителей наиболее часто встречаются следующие виды ложного авторитета: Авторитет подавленияАвторитет расстоянияАвторитет педантизмаАвторитет резонерства. Авторитет мнимой доброты. Педагогический авторитет во многом зависит от общей культуры поведения учителя Знание своего предметаПедагогический тактЭмоциональная устойчивость педагога Напишите в столбик цифры от 1 до 10 и 10 раз ответьте на вопрос «Кто я?». Используйте характеристики, черты, чувства и интересы для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения: «Я - ...». •Посмотрите на соотношение высказываний в каждой графе, сделайте для себя выводы. 1.Собеседник не дает мне высказаться, постоянно прерывает меня.2.Собеседник никогда не смотрит на меня во время разговоа.3.Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова.4.Собеседник никогда не улыбается.5.Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и комментариями.6.Собеседник старается опровергнуть меня.7.Собеседник вкладывает в мои слова другое содержание.8.Собеседник отвечает вопросом на мой вопрос.9.Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.10.Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.11.Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет ручкой, протирает стекла очков и т. д., я твердо уверен, что он при этом невнимателен.12.Собеседник делает выводы за меня.13.Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.14.Собеседник смотрит на меня внимательно, не мигая.15.Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит.16.Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.17.Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой: слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.18.Когда я говорю серьезно, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.19.Собеседник часто смотрит на часы во время разговора.20.Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?». По группам Ситуация «Замечание». В ответ на замечание учителя: «Как ты разговариваешь с учителем?» - ученик говорит: «Человек, который неправильно говорит слово «пиджак» и «коридор», вообще не имеет права быть учителем». Что ответить ученику? Ситуация «Двойка». Получив «двойку» на уроке английского языка, ученик шумно и демонстративно садится и начинает грубо высказываться в адрес учителя. Действия учителя. Ситуация «Нарушитель тишины». На уроке литературы учитель читает ребятам стихотворение. Тишину нарушает какой-то скрип. Учитель замечает, что один из учеников нарочно покачивается на стуле, привлекая внимание всего класса. Ребята уже не слушают учителя, а некоторые следуют его примеру.Ваши действия? Упражнение «Сортировка»- Выберите 10 из 30 личностных качеств педагога, наиболее затрудняющих, на ваш взгляд, педагогическое взаимодействие № п/п Личностное качество    Вы­бор    № п/п Личностное качество Вы­бор 1 Вспыльчивость 16 Придирчивость 2 Прямолинейность 17 Бестактность 3 Торопливость 18 Лживость 4 Резкость 19 Беспринципность 5 Себялюбие 20 Двуличие 6 Упрямство 21 Неискренность 7 Обидчивость 22 Раздражительность 8 Мстительность 23 Благодушие 9 Сухость 24 Амбициозность 10 Педантичность 25 Злобность 11 Медлительность 26 Агрессивность 12 Необязательность 27 Подозрительность 13 Забывчивость 28 Злопамятство 14 Нерешительность 29 Притворство 15 Пристрастность 30 Равнодушие Выберите 10 из 30 личностных качеств педагога, которые имеют решающее значение в преодолении педагогических конфликтов. «Самый дорогой дар природы - веселый, насмешливый и добрый ум» Учитель входит в класс. За последней партой сидит ученик, а на голове у него стул. Класс ждет реакции учителя. Учитель: «Что, уже и этим местом сидят?» Весь класс грохнул от смеха, ученик покраснел. Учитель, как ни в чем не бывало, начал урокРебята из 7 класса решили сорвать урок истории у молодой учительницы. Учащиеся договорились «квакать». Когда учительница вошла в класс, раздался соответствующий звук, но она не реагировала, после повторного «кваканье» она спокойно сказала: «Спасибо, Витя, напомнил. В субботу я со своим классом наметила экскурсию на болотистую местность, для изучения животного мира. Могу взять тебя с собой - поможешь нам в «общении». После этого желающих мешать не оказалось. Урок биологии в 7 классе ведет молодая учительница. Через 5 минут после начала урока с шумом раскрывается дверь, и, нагловато спросив разрешения войти в класс, на пороге останавливаются трое «трудных» учащихся. Учитель требует, чтобы они вошли в класс, как подобает учащимся школы. Они выходят в коридор. Через минуту дверь открывается снова, и они вползают в класс на четвереньках... Учительница обращается к классу: «Ребята, у нас есть возможность пронаблюдать, как передвигались далекие предки первобытных людей. Пожалуй-ста, проползите на свои места». В классе взрыв смеха. Смущенные ученики шутки не выдерживают, встают и занимают свои места. Учитель благодарит их и продолжает урок. Упражнение «Модальность» Типичная фраза Как необходимо говорить «Ты должен хорошо учиться!» «Я уверен, что ты можешь хорошо учиться!» «Ты должен думать о будущем!» «Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?» «Ты должен уважать старших!» «Ты знаешь: уважение к старшим -это элемент общей культуры чело­века!» «Ты должен слушаться учителей и родите­лей!» «Конечно, ты можешь иметь собст­венное мнение, но к мнению стар­ших полезно прислушиваться» Типичная фраза Как необходимо говорить «Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен все­гда иметь дневник!» «Мы в твои годы жили гораздо хуже...» «Ты должен ценить заботу старших!» «Сколько можно бездельни­чать! Ты должен, наконец, за­няться учебой!» «Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спо­койно и внимательно слушать !» «Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!» Компетентность современного педагога - это владение профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее педагогическое развитие, использование приемов личностного самовыражения и саморазвития, средств противостояния профессиональным деформациям личности. Спасибо За внимание