Программа летней оздоровительной кампании антинаркотического направления Здоровое поколение


Муниципальное казенное учреждение
Детский оздоровительный лагерь «Родничок» имени Савра Галаева
________________
Утверждаю
Заведующий Отделом образования и культуры
Администрации КРМО
Бургуева И.А.
________________
ПРОГРАММА

летней детской
оздоровительной кампании 2014 года
«ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
Авторы:
Педагогический коллектив МКУ ДОЛ «Родничок» им. Савра Галаева
Старший воспитатель
МКУ ДОЛ им. С. Галаева
Бадмаева Г.П.
Сроки реализации –
29.07. 2014 г. – 18.08.2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Информационная карта…………………………………………………………3
1.Актуальность…………………………………………………………………..5
2. Целеполагание…………………………………………………………………7
3. Содержаниепрограммы……………………………………………………….8
3.1.Формы и методы реализации целевых установок…………………………10
3.2. Механизм реализации программы…………………………………………11
3.3. Условия реализации программы…………………………………………...11
4. Ресурсное обеспечение реализации программы…………………………….13
4.1. Кадровое обеспечение……………………………………………………..13
4.2. Методическое обеспечение……………………………………………….15
4.3. Материально-техническое обеспечение………………………………….16
5. Ожидаемые результаты…………………………………………………….....17
6. Система информирования общественности о деятельности лагеря…….....18
7. Система внешних контактов…………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………20
Приложение………………………………………………………………………22
Информационная карта
Полное название программы Программа летней детской оздоровительной кампании 2014года «Здоровое поколение» для детей «группы риска»
Автор программы Старший воспитатель - Бадмаева Г.П.
Учреждение – организатор лагеря (смены) Муниципальное казенное учреждение ДОЛ «Родничок» им. С.Галаева
Адрес организации, телефон 359120 Республика Калмыкия, Кетченеровский район п. Кетченеры, переулок С.Петруева,12
8 (847-35) 9-17-71 8 (847-35)9-13-51
Ф.И.О ответственного за проведение лагеря (смены), должность, телефон Начальник лагеря - Утаджиева З.Л.
89374639955
Место проведения Республика Калмыкия, Кетченеровский район
Муниципальное казенное учреждение
ДОЛ«Родничок» имени Савра Галаева
Сроки проведения 04.07.2014 г. – 24.07.2014 г.
Количество смен 1
Профиль лагеря (смены) Антинаркотическая
Цель программы Развитие системы детского отдыха, организация качественного летнего отдыха для детей и подростков, в систему, которой входит оздоровление, занятость, разностороннее и многофункциональное воспитание детей в современных условиях.
Общее количество детей – участников за сезон 89 человек
География участников Ики-Бурульский – 15
Малодербетовский -19
Черноземельский – 10
Кетченеровский - 45
Условия участия в программе Условия размещения участников Кадровое обеспечение 27
Социальные партнеры в организации и проведение лагеря (смены) Администрация КРМО,ОСЗН Минсоцразвития РК, Отдел образования КРМО
Краткое содержание программы Программа направлена на организацию комфортных условий для оздоровления, социализацию личности ребёнка и подростка, негативного отношения к употреблению наркотиков, пропаганды здорового образа жизни во временном детском коллективе.
Содержание деятельности:
образовательно-досуговая деятельность;
физкультурно–оздоровительная деятельность;
деятельность кружков
социально-психологическое сопровождение.
Особая информация и примечания  
I. АКТУАЛЬНОСТЬ
"Приобрести здоровье - храбрость, сохранить его - мудрость,а умело распорядиться им - искусство".Франсуа Вольтер
Актуальность программы обусловлена важнейшими социально-педагогическими факторами. Поскольку отдыхающие детского оздоровительного лагеря – это ученики школ, то объяснимо, что школа, составляющая социальную среду, в которой дети находятся продолжительное время, нередко создает для них психологические трудности.В современных условиях наркотическое давление среды на подрастающее поколение усиливается, поскольку существует немало каналов (средства массовой информации, интернет, семья, друзья, люди, употребляющие наркотические вещества) влияния на человека, распространяющих наркогенную информацию, предлагающих положительную информацию о наркотиках, замалчивая правду о них и, особенно, о последствиях приема психоактивных веществ (ПАВ).
Учитывая остроту ситуации, Указом Президента Российской Федерации в 2010 году утверждена «Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», в которой подчеркивается, что современная наркоситуация в России представляет серьезную угрозу безопасности государства, экономики страны и здоровью ее населения.
И действительно, в настоящее время перед Россией стоит огромная, невиданная в прошлом по значимости и сложности проблема вредных привычек среди детей и подростков, связанная с употреблением наркотиков, несущая в себе существенную угрозу здоровью нации. Увеличивается не только число потребителей психоактивных веществ, но и изменяется набор этих веществ – происходит сдвиг в сторону химических препаратов, быстро вызывающих психическую и физическую зависимость.
В сложившейся ситуации наряду с органами наркоконтроля, работой наркологических диспансеров, молодёжных организаций, имеет немалое значение разъяснительная антинаркотическая работа с детьми и подростками в общеобразовательных школах и школах дополнительного образования, а также в детских оздоровительных лагерях как один из разделов медицинской профилактики.
Проблема подросткового пьянства возникла не сегодня и не вчера. Но если еще 10-15 лет назад подростки выпивали, так сказать, нелегально, то в нынешнее время молодой человек с бутылкой – обычный персонаж рекламных клипов и плакатов. Подростки беспрепятственно покупают в магазинах и палатках пиво, хотя по закону до 18 лет в нашей стране подросткам не имеют право продавать спиртные напитки. Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях установил административную ответственность за продажу пива несовершеннолетним, за потребление его в общественных местах и вовлечение несовершеннолетних в употребление слабоалкогольных напитков.
Подростки, чаще всего, не задумываются и о вреде курения. Отмахиваются, отшучиваются, убеждают себя, что все это пустяки, но смертельная опасность близка и реальна. Курение в десятки раз увеличивает риск преждевременной смерти от рака легких, полости рта, гортани, пищевода, мочевого пузыря и поджелудочной железы. И еще, если подросток не курит сам, то находясь в компании с курящими сверстниками, он является «пассивным курильщиком». При курении 25% ядовитых веществ поступает в организм курильщика, а 50% вместе с выдыхаемым дымом оказывается в воздухе, которым вынуждены дышать все, кто рядом.
Наркомания, алкоголизм, курение – это болезнь без обратного хода.
Человечество до сих пор находится в плену опасных заблуждений в отношении профилактики и предупреждения этих заболеваний. Самое главное из них состоит в том, что многим кажется: со мной и моими близкими этого случиться не может. Увы, опыт многих благополучных семей и респектабельных школ показывает, что зло достаточно изобретательно в своем стремлении захватывать новые и новые пространства.
Эта проблема давно превратилась в глобальную проблему, грозящую гибелью для человечества. Как всякая глобальная проблема она не может не стать содержанием современных образовательных программ.
Перед опасностью вовлечения в употребление наркотиков и других психо-активных веществ, сопровождающихся безнадзорностью и беспризорностью ребенка, отходят на второй план многие педагогические заботы. Даже самая счастливая школьная семья не может существовать в отрыве от социальной действительности, для которой распространение наркотиков, алкоголя, сигарет  в среде молодежи все более и более становится нормой.
Безусловно, этой проблемой охвачена больше та категория детей и подростков, которых принято называть трудными. Особую категорию относящихся к «группе повышенного риска» в плане правонарушений, составляют дети из неблагополучных семей. Современный подход к решению проблемы злоупотребления ПАВ предполагает приоритет профилактической работы с детьми, подростками и их родителями.
Что же такое профилактика – это целостная, организуемая в рамках единой государственной программы система мер, которая имеет свое содержание, этапность и динамику развития, определенный конечный результат и реализуется государственными и общественными структурами.
Одним из приоритетов государственных интересов в отношении молодежи, является воспитание нравственного и физически развитого гражданина, ведущего здоровый образ жизни.
 Основные направления деятельности, начатые в 2007 году, сводились к разработке основных технологических моделей по привлечению детей и
подростков к занятиям физической культурой и спортом с использованием элементов обратной связи.
Дети, выбравшие детские оздоровительные лагеря, как правило, находят себя в интересной для них деятельности, получая позитивные результаты, они становятся участниками ситуации успеха, которая, в свою очередь, способствует повышению самооценки и мотивации достижения. Но в спортивной школе есть свои трудности для учащихся, такие как страх публичного выступления, тревожность соревновательного участия, переводные испытания. Эти факторы часто становятся помехой на пути креативности, спортивного проявления учащихся.
II. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Цель:Развитие системы детского отдыха, организация качественного летнего отдыха для детей и подростков, в систему которой входит оздоровление, занятость, разностороннее и многофункциональное воспитание детей в современных условиях.
Задачи:
Формирование культуры здорового образа жизни детей и подростков, определение социальной значимости ведения здорового образа жизни, а также занятий физической культурой и спортом.
Воспитание ребенка на основе принципа общечеловеческих ценностей, развитие стремления к способности осознать себя личностью, понять свои возможности, достоинства, недостатки.
Формирование патриотических чувств и гражданского сознания детей, ориентирование детей и подростков на получение знаний об этической и эстетической культуре.
Организация физкультурно-оздоровительной и досуговой работы с максимальным использованием природно-климатических факторов.
Обеспечение активного, интеллектуального и эмоционально-насыщенного отдыха подростков;
Развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творческой деятельности;
Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, развитии социальной и гражданской ответственности за себя и окружающих.
III.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания работает по следующим направлениям:
спортивно-оздоровительное,
организация активного досуга,
профилактическое,
нравственное,
краеведческо-патриотическое.
Спортивно – оздоровительное направление
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
Проведение утренней гимнастики на свежем воздухе
Проведение спортивных мероприятий
Проведение С-витаминизации питания детей.
Осуществление соблюдения охранительного режима и правил техники безопасности
Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Используются природные факторы: чистый воздух, лес, река. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
ежедневная утренняя гимнастика на свежем воздухе различной тематики;
ежедневный осмотр детей медицинским работником;
принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере)
организация здорового питания детей;
организация спортивно-массовых мероприятий: спортивный праздник «Малые олимпийские игры», спортивный праздник «День здоровья», соревнование по квадрату, «Игра по станциям»
участие в летней спартакиаде лагерей: Легкоатлетический кросс, «Весёлые старты», соревнования по шашкам и шахматам.
подвижные спортивные игры.
Организация активного досуга
Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.
Задачи:
Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.
Организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Виды досуговой деятельности:
развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревновании, представлений, прогулки, путешествия;
отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
Общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:
Добровольности включения ребенка в досуговую деятельность;
Альтернативного провождения времени
Свободного времени
Совместного планирования досуговой деятельности.
Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях:
Уровень целостного детского коллектива смены;
Уровень отряда;
Уровень организации досуга в группах по интересам;
Уровень конкретного ребенка, который по тем или иным причинам не хочет участвовать в совместной деятельности.
Профилактическое направление
Виды профилактических работ
Профилактическая работа по противопожарной безопасности
Беседы в отрядах по противопожарной безопасности.
Создание отрядных уголков безопасности.
Викторина «Юные пожарные»
Краеведческо-патриотическое направление
Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины, знающего историю своего края
Формы:
Конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия»;
Экскурсия – игра «Знаешь ли ты свою республику?»;
Мастер-классы "Город мастеров!".
3.1. Формы и методы реализации целевых установок
Созданная в лагере система повышения профессионального мастерства педагогов позволяет целенаправленно подходить к вопросам воспитания, развития и оздоровления личности ребенка. Учет возрастных особенностей, знания об индивидуальном уровне физического и психического развития, анализ интересов и потребностей детей разных категорий позволяет целесообразно использовать в практической деятельности педагогические технологии, способствующие самопознанию и самоопределению детей и подростков:
методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю отдыхающих (беседа, диспут, убеждение и т.п.);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, поручение, создание воспитывающей ситуации, общественное мнение);
методы регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, оценка);
методы формирования сознания личности (идеалы, убеждения, моральные принципы и ценности).
метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
методы коллективно-творческой деятельности (КТД).
3.2. Механизм реализации программы
Учитывая возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста, воспитание творчески активной личности будет проходить через сюжетно - игру, как ведущий тип деятельности.
Сюжетно - ролевая игра представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Сценарий игры служит лишь канвой для импровизации. Эти игры проходят без зрителей, все-участники! Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.
Сюжетно-ролевая игра «» - это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.
Игра предполагает:
- большую двигательную активность;
- разнообразие видов деятельности;
- признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых;
- релаксационные занятия.
3.3. Условия реализации программы
1.  Нормативно-правовое обеспечение:
 Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:   – Конвенцией ООН о правах ребенка;   – Конституцией РФ;   – Законом РФ «Об образовании»;   – Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;   – Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;  - приказа департамента образования и науки «Об организации летней оздоровительной кампании в 2012г.» в целях совершенствования организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков»;
-распоряжение главы муниципального образования «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей»;
-постановление главы муниципального образования «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей» и др.
2. Приказы:
Об открытии смены.
О мероприятиях по охране жизни и здоровья детей.
О порядке обеспечения пожарной безопасности.
О проведении инструктажа по технике безопасности с педагогическим коллективом и детьми.
О формировании отрядов.
О режиме дня.
О режиме дня педагогического коллектива.
О медицинских списках детей.
О мерах безопасности при проведении мероприятия (спортивного, культурно-массового и т.д.).
О проведении экскурсии. 
Об отчислении ребенка из лагеря.
Об увольнении.
О замене воспитателя (вожатого).
3. Инструкции:
Инструкция по правилам проведения противопожарных мероприятий и соблюдения требований пожарной безопасности (типовые требования).
Инструкция по правилам поведения при посещении культурно-массовых и спортивных мероприятий.
Инструкция по правилам поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях.
4.  Должностные инструкции работников:
Начальника смены.
Воспитателя (вожатого).
Инструктора по физической культуре.

5. Иные документы:
Заявление родителей об отсутствии.
Акт о несчастном случае.
IV.РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение
Подбор кадров осуществляется начальником ДОЛ «Родничок» совместно с Отделом Образования Администрации Кетченеровского РМО РК.
На штатные должности принимаются лица, достигшие 18 лет. При приеме на работу требуется медицинское заключение о состоянии здоровья. Каждый работник лагеря знакомится с условиями труда, правилами внутреннего распорядка и своими должностными обязанностями. Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах возложенных на них обязанностей.
Основные этапы работы с кадрами
Этап Содержание деятельности
1 этап Профессиональная подготовка воспитателей и вожатых посредством организации курсов воспитателей
2 этап Подбор и комплектование групп для работы в ДОЛ «Родничок» им. С. Галаева
3 этап Собеседование и диагностика профессионально-педагогических способностей у педагогов, изъявивших желание работать в ДОЛ «Родничок»
4 этап Методическое обеспечение деятельности педагогических кадров. Контроль и анализ результатов деятельности.
Начальник лагеря – обеспечивает общее руководство лагерем, издает приказы и распоряжения по лагерю, проводит инструктаж персонала лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма, создает условия для проведения воспитательной и оздоровительной работы.
Старший воспитатель – осуществляет контроль за соблюдением режимных моментов в лагере, санитарным состоянием корпусов, организацией дежурства отрядов по столовой и приема пищи детьми;
Организует методическую помощь воспитателям.
Старший вожатый является организатором досуговой деятельности детей в лагере, проводит консультации для вожатых по проблемам подготовки детей КТД, осуществляет программное обеспечение лагеря. Проводит методические планерки, консультации для вожатых и воспитателей, организует создание методической продукции.
Воспитатель – организует оздоровительно - досуговую деятельность в отряде, является руководителем и организатором отрядных творческих дел, осуществляет учебу актива отряда, несет ответственность за жизнь и здоровье детей.
Вожатый – осуществляет контроль за соблюдением детьми режимных моментов, организует дежурство отряда по столовой, посещение душа, медицинского кабинета. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей. Проводит с детьми и беседы по правилам техники безопасности, личной гигиены.
Инструктор по спорту – организует всю спортивную работу лагеря. Решает проблемы физического воспитания детей: укрепление здоровья, физическое развитие детей и т.д. Отвечает за жизнь и здоровье детей во время проведения спортивных и игровых мероприятий.
Инструктор по плаванию - осуществляет купание детей в плавательном бассейне (согласно положению); проводит инструктаж воспитателей, вожатых и детей по технике безопасности в плавательном бассейне, обучает детей плаванию, проводит спортивные соревнования п плаванию.
Медицинский персонал – проводит оздоровительную работу с детьми на основе дифференцированного подхода; осуществляет контроль за санитарно-гигиеническими нормами в лагере, питание детей, соблюдение режимных моментов, своевременно оказывает необходимую медицинскую помощь детям работникам лагеря.
Основными показателями результативности работы коллектива детского лагеря мы определили следующее:
улучшение состояния здоровья детей, осознание ими значимости здорового образа жизни и физического совершенствования;
комфортность личности ребенка;
увеличение спроса со стороны воспитанников на услуги педагогов, кружков, объединений, повышения уровня удовлетворенности детей и их родителей от разнообразных видов творческой деятельности и работы лагеря в целом;
развитие индивидуальных творческих способностей детей.
Методическое обеспечение
Методическое обеспечение профильной программы обеспечивает старший воспитатель совместно с административным аппаратом. В лагере ведется целенаправленная работа по подбору, приобретению и накоплению разработок передового отечественного и международного опыта выписывается периодическая печать. В кабинете старшего воспитателя имеются энциклопедии, методическая литература, разработки для проведения общелагерных мероприятий и отрядной работы.
Методическая работа осуществляется посредством следующих форм:
 
 
 
Совещания  
 
 
1 раз в неделю 1. Организация досуговой деятельности детей в лагере.
2. Организация питания.
3. Организация оздоровительной деятельности.
4. Работа с активом лагеря.
5. Работа с родителями.
6. Подготовка КТД.
7. Чередование творческих поручений.
8. Работа в отряде.
9. Мониторинговая деятельность в лагере.
11. Подведение итогов
Планерки Ежедневно Подведение итогов прошедшего дня, планирование деятельности на следующий день
Творческие мастерские для помощников организаторов досуга 2 раза в неделю 1. Банк идей и предложений
2. Заповеди вожатого.
3. Общие правила поведения детей в лагере.
4. Работа вожатых в летнем пришкольном лагере.
5. Анализ работы. Итоговые занятия. Заполнение анкет.
Совещание при начальнике лагеря 2 раза в неделю О планировании оздоровительной работы в лагере
 
Инструктажи:
  Ответственный
Инструктажи с отдыхающими и пед.составом по плану
  Старший воспитатель
Материально-техническое обеспечение
Материально техническая база для решения данной программы должна предусматривать:
достаточное количество оборудованных отрядных мест, площадок для проведения культурно-массовых мероприятий, занятий спортом, мест для плавания и купания;
обеспечение спортивным инвентарем;
обеспечение театральными костюмами;
наличие радиоаппаратуры, фонотеки, светомузыку для проведения общелагерных и отрядных мероприятий;
наличие достаточного количества канцелярских товаров и оформительского материала, поощрительных грамот, дипломов, призов с символикой лагеря, стимулирующих деятельность детей.
VIII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Повышение эффективности социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также совершающими противоправные действия.
Создание условий для снижения числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
Снижение количества безнадзорных детей и подростков.
Повышение творческой активности у детей.
Развитие чувства коллективизма, ответственности.
Усиление чувства патриотизма и любви к России и Мало Родине.
Мониторинг эффективности реализации программы.
№ Методы
  Ответственный Дата
1 Медицинский осмотр детей
  Медицинский работник 1 и 3 неделя смены
2 Входное анкетирование детей
  Воспитатели 1 неделя смены
3 Рефлексия мероприятий Воспитатели В течение смены
4 Мониторинговое исследование «Выбор»
  Воспитатели 2 неделя смены
5 Тест « Я в круге»
  Воспитатели 2 неделя смены
6 Методика опросника
  Воспитатели 1 неделя смены
7 Итоговое анкетирование детей и родителей
Воспитатели 3 неделя смены
8 Тест «Здоровье. Как я его понимаю»
  Воспитатели 3 неделя смены
9 Наблюдение Воспитатели В течение смены
10 Анкета для помощников организаторов досуга «Твои планы на смену»
  Воспитатели 1 неделя смены
6. Система информирования общественности о деятельности лагеря
 Работа оздоровительного лагеря освещается в средствах массовой информации в районной газете «АлтнБулг».В лагере существует доска информации, на которой представлен разнообразный материал о лагере «Родничок»: положение о лагере, кадровый состав, режим дня, памятка о здоровом образе жизни и профилактике заболеваний. Также в лагере оформлен стенд с фотографиями участия детей в общелагерных мероприятиях, план-сетка, экран чистоты, дежурство отрядов, радуга настроения
 7. Система внешних контактов лагеря

Список литературы
1. Безруких М. М., Макеева А. Г., Филиппова Т. А. Все цвета, кроме чёрного: Книга для родителей. – М.: Вентана-Граф, 2002. – 32 с.
В книге рассматриваются проблемы профилактики вредных привычек и формирования ценностного отношения к здоровью  у детей младшего школьного возраста. Даются методические рекомендации, которые помогут родителям организовать занятия с ребёнком дома.
2. Безруких М. М., Макеева А. Г., Филиппова Т. А. Все цвета, кроме чёрного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших: пособие  для педагогов.– М.: Вентана-Граф, 2002. – 64 с.
В  пособии рассматриваются проблемы профилактики вредных привычек и формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников. Раскрывается система работы с тетрадями для учащихся: «Учусь понимать себя» (2 кл.), «Учусь понимать других» (3 кл.), «Учусь общаться» (4 кл.). Предлагаются подробные методические рекомендации,  которые помогут педагогам организовать занятия с детьми;
3. Информационно-методический сборник по итогам областного конкурса профильных         лагерей по организации отдыха детей в государственных учреждениях социального обслуживания населения в каникулярный период 2008 года.- Нижний Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2008.
4. Лобачёва В.И. «Загородный летний лагерь», Москва, 2006 г.
4. Макеева А. Г. Не допустить беды. 15 ответов на трудные вопросы: Пособие для работы с учащимися 10-11 классов. - М.: Просвещение, 2003. – 48 с.       (В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами).
Основу книги составляют ответы на вопросы, которые чаще всего задают юноши и девушки о наркотиках.
5. Макеева А. Г. Не допустить беды. Разумный выбор: Пособие для работы с учащимися 8-9 классов. - М.: Просвещение, 2003. – 48 с. (В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами).
В книге рассматриваются наиболее типичные ситуации, в которых может оказаться школьник (предложение попробовать наркотик, закурить, выпить алкогольный напиток).
6. Подростковая наркомания: Комплект наглядно-методических пособий. – М.: Центр Планетариум, 2002. (В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами).
7. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами: Сборник методических материалов по проблеме профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодёжи. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 270 с.
В сборник вошли научно-методические материалы, подготовленные Министерством образования РФ, имеющие стратегическое значение в осуществлении антинаркотической профилактической и реабилитационной работы среди несовершеннолетних и молодёжи.
8. Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей /под ред.     Шипицыной Л. М. и Казаковой Е. И. – 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: «Образование-Культура», 2002. – 160 с., прил. (В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами).                                                                                                                В книге представлены современные проблемы развития наркомании у подростков в России, их профилактики в образовательных учреждениях и в семье с помощью целевой комплексной программы «Без наркотиков
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 
Сценарий мероприятия "Мы против наркотиков !", посвященного проблемам наркомании
Цели:
Обучение практическим навыкам, противостояние вредным привычкам.
Воспитание нравственных качеств – стремление к здоровому образу жизни.
Развитие сотрудничества воспитателя и воспитанников, развитие творческих способностей детей.
Создание условия для саморазвития и самореализации детей.
Задача воспитательного часа заключается в развитии практических навыков противостояния вредным привычкам и познавательного интереса, повышение индивидуального уровня учащихся.
Оборудование: конкурс рисунков воспитанников, костюмы героев, музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер.
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит музыка. Демонстрация слайда 1: «Мы хотим жить!» (Презентация)
1 ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами поговорим о любви. О любви в разных ее проявлениях. О любви прекрасной, возносящей нас к небесам и низвергающей в бездны ада. Да, такова она любовь, даже тогда, когда вы любимы, здоровы, красивы. И невозможно найти слова, чтобы выразить любовь к жизни, когда возникает угроза смерти.
2 ведущий: Сегодня всем известна фраза: «СПИД – чума нашего века». (Демонстрация слайда 2). А что мы скажем завтра? Пока у нас есть это «сегодня», давайте поговорим, пообщаемся.
1 ведущий:  Каждый может сказать: «Моя жизнь принадлежит мне». Да, все мы разные и по-разному относимся к одной и той же проблеме. Поэтому давайте вместе обсудим ее.
2 ведущий: В 1983 году ученые Франции, затем США делают открытие. Они обнаруживают под микроскопом неизвестный вирус, вызывающий смертельное заболевание – СПИД (демонстрация слайда 3). Слово «вирус» латинское. А что оно означает в переводе на русский язык? (Спрашивает у зрителей) (Яд)
1 ведущий:  Можно ли заразиться СПИДом бытовым путем? (Спрашивает у зрителей. Демонстрация слайдов 4, 5)
2 ведущий: Объясните, пожалуйста, что такое «ВИЧ-инфекция» и «СПИД». Это одно и то же или речь идет о разных вещах? (Демонстрация слайда 6).
1 ведущий: Мы часто слышим слова: «группа риска». Ответьте мне, пожалуйста, что означают эти слова и кто относится к так называемой «группе риска»?  (демонстрация слайда 7).
2 ведущий читает стадии заболевания ВИЧ на сладе (Демонстрация слайда 8).
1 ведущий:
В тебе прокиснет кровь твоих отцов и дедов,Стать сильным, как они, тебе не суждено.На жизнь, ее скорбей и счастья не изведав,Ты будешь, как больной, смотреть через окно.И кожа ссохнется, и мышцы ослабеют,И скука въестся в плоть, желания губя,И в черепе твоем мечты окостенеют,И ужас из зеркал посмотрит на тебя.Себя преодолеть!
1 ведущий: …Источенная, с исколотыми венами рука. Отрешенный взгляд ничего не выражающих глаз. Бессвязная речь, ответы невпопад на, казалось бы, самые обычные вопросы. А главное, полное безразличие к происходящему вокруг, отсутствие интереса к жизни… и все это не в глубокой старости, а в наши 14-16 лет! Это страшная болезнь слабых, безвольных и недальновидных людей, ее название – наркомания.
2 ведущий:
Вот он тащился, почти что умирая,Через минуту ж –Где достал, бог весть!О радостях искусственного раяМир может на лице его прочесть!А сколько их сейчас бредет по свету.Чья участь то сладка, а то тяжка!И, видимо, уже спасенья нетуОт этого простого порошка.
1 ведущий: Наркомания, наркотик, что это? Молниеносное счастье пьянящего дурмана, оцепенение, мания, восторг? Но верно говорят, что дерево познается по плодам его…
2 ведущий: Не только восторга, даже слабого отблеска радости, теплоты счастья не увидим мы в глазах тех, кто оказался во власти наркотиков. В разрушающемся сознании наркомана меркнет прошлое и теряет очертание будущее. Путь туда, в страну миражей, легок и прост, но вернуться оттуда порой не возможно! Это начало конца. Лет через пять у любителя наркотических грез происходит деградация личности и крушение семьи…
Читает стих воспитанник:
Цвет лица землист. А он не старый…В доме холод, грязь…И тишина.Дети – в школе умственно отсталых,И в психиатрической – жена…Слаб и вял он, словно из мочалаСотворен… А он при все при том,Человеком тоже был сначала,Тенью человека стал потом.
1 ведущий: Почти ничего в мире не бывает абсолютно плохим или безоговорочно хорошим. Но наркомания – это стопроцентное зло. Никому еще зло не приносило счастья. Здесь зло приняло изощренный вид: быть наркоманом сегодня, завтра – быть ВИЧ-инфицированным. У наркомана два пути: или передозировка, или СПИД. Но в конце обоих – только смерть.
2 ведущий: Проблемы наркомании и СПИДа неразделимы. По статистике 80% всех выявленных ВИЧ-инфицированных – наркоманы. Скажите, пожалуйста, какие виды наркотиков вы знаете? (демонстрация слайда 9).
Демонстрация слайдов 10, 11 «Уголовная ответственность».
1 ведущий: Наркотик – отрава, ведущая к болезням, преступлениям, смерти. Но, может быть, это судьба, которой не избежать, рок?
Читает стих воспитанник:
Становится страшно год от года сильней,Уже входит в привычку терять старых друзей.И хочется плакать, даже не плакать, а выть,Ты понимаешь, что не в силах ничего изменить.Тебя не трогают чужие слезы и боль,Не надо тебе ничего, ты занят только собой.Задача твоя необычна, но предельно проста:Как можно быстрей уничтожить себя.Не остается любви, проходят страхи и боль.Неужели ты действительно доволен собой,Когда рвотные массы из горла рекой,Когда на следующий день ломит каждый сустав,Когда желание кайфа душит, словно удав.Тебе нужны твои руки, чтобы только звонить,И голос нужен для того, чтобы об этом говорить,И ноги нужны, чтоб за этим бежать,И деньги только для того, чтобы отдать.Ты говоришь, что ты свободен,Ты об этом кричишь,Но ты зависишь от того, на чем ты торчишь.Вы, вроде бы, вместе и, вроде, друзья.И ты делишься с ним всем тем, что есть у тебя.Ты сейчас ему отсыплешь, а он это возьмет,А через месяц или год твой лучший друг умрет.И ты будешь убиваться: почему случилось так?А просто был еще третий – ваш общий враг.Тебе надо решать, что ты будешь делать с ним:Или ты, или он – ОДИН НА ОДИН.
2 ведущий: Как хочется, чтобы это для вас для всех оставалось лишь только призраком, миражом. А теперь вашему вниманию предлагается не большая сценка в исполнении воспитанников пришкольного интерната.
«Музей восковых фигур»
(Демонстрация слайда 12)
Голос из-за кулис: Здравствуйте, дорогие друзья! В эфире радио. Если вы хотите узнать последние новости, то оставайтесь с нами. Сегодня в нашем селе состоялось торжественное открытие нового музея. Желающие могут посетить светлые залы, в которых размещаются необычные экспозиции. Одна из них посвящена вредным привычкам, пагубно влияющим на здоровье человека. Особенно интересны для посетителей такие экспонаты, как застывшие фигуры, способные оживать от обычного прикосновения.
Вывеска: «Музей восковых фигур», под ней размещены застывшие фигуры: Никотин, Алкоголь, Наркомания, СПИД. На сцену выходят экскурсовод и группа подростков.
Экскурсовод:
А в этом зале собраны исчадья ада,Стоят здесь те, кому не может быть пощады.Экспонаты руками не трогать!Вот Никотин и Алкоголь. Здоровье губят,А большинство людей их очень любит.Вот Наркомания. Дурманит разум.А это СПИД. Болезнь страшна, заразна.
1-й подросток:
Ребята, посмотрите! (Читает.)«Минздрав предупреждает…»Как будто бы Минздрав не знает,Что сигареты нынче в моде:Все курят, при любой погоде!
2-й подросток:
Если курить ты не привык,Какой же ты тогда мужик!
Подросток дотрагивается до сигареты.  Экспонат Никотин оживает, поет на мелодию песни «Я Водяной, я Водяной».
Никотин:
Я – Никотин, я – Никотин.Давай с тобою подымим.Ведь у меня подружки – Все пьянки да пирушки.Фу, какая гадость!Эх, жизнь моя жестянка!А ну ее в болото!Живу я, как поганка,А мне курить, а мне курить,А мне курить охота!
Экскурсовод: Никотин – самый ядовитый компонент табака. Он вызывает резкое суждение кровеносных сосудов, спазмы которых могут быть причиной паралича. Астма, туберкулез, рак легких, сердечно-сосудистые заболевания – вот результат курения.
3-й подросток:
Да ладно, испугали…Вот интересный экспонат:Любой бутылке будет рад!Улыбка, на лице блаженство – Не экспонат, а совершенство!
1-й подросток:
А что? Я пиво очень пить люблю,А в праздник и вина налью!
Подросток дотрагивается до экспоната. Алкоголь оживает.
Алкоголь:
На заре ты выпей сто грамм,На заре ты выпей, братан…
Экскурсовод: Опьянение – главная причина бытового и уличного травматизма. Большинство преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения. Цирроз печени и алкогольный психоз, деградация личности – вы этого хотите?
2-й подросток:
Вы нас не убедили!Принять немножко можно:Все в меру, осторожно –И ничего не будет.Живут же как-то люди!
3-й подросток:
А этот тащится, смотрите!Здесь что угодно говорите,Но этот точно кайф словил.И я за ним бы повторил!
Подросток дотрагивается до экспоната. Наркомания  оживает и поет на мелодию песни «Александра».
Наркомания:
Наркоманчик, наркоманчик!Этот шприц для нас с тобою,Мы живем одной иглою,Ты вглядись в мое лицо.Не пугайся, не пугайся!Поскорее ты ширяйся,Чтобы стала эта доза Твоим сладостным концом!
Экскурсовод: Наркомания – опаснейшее заболевание, при котором глубоко поражаются внутренние органы, возникают неврологические и психические расстройства. Употребление наркотиков внутривенно приводит к заражению СПИДом.
1-й подросток:
Про СПИД мы в школе проходили,О нем нам много говорили.
2-й подросток:
Ну, кто здесь СПИДа устрашился?Он к нам еще не докатился!
Подросток дотрагивается до экспоната. СПИД оживает и поет на мелодию песни «Как много девушек хороших».
СПИД:
Как много девушек хороших,Не помню даже их имен.Но лишь одно меня тревожит,Унося покой и сон, - я заражен!А СПИД нечаянно нагрянет,Когда его совсем не ждешь.И каждый день и вечер станетНа ужас и кошмар похож.И ты умрешь…
Экскурсовод: угроза заражения ВИЧ представляет большую опасность для всех. Современная медицина не располагает ни лекарствами, ни вакциной против ВИЧ. Единственная мера защиты – профилактика!
Участники (по очереди):
–  Как страшно жить в кромешной тьме!Свой путь ты правильно найди.– Чтобы всегда тебе и мнеБыл свет надежды впереди.– У всех есть выбор: быть или не быть –Земля в цветах или огонь в потемках.– Нельзя нам так бездушно хоронитьТо, что на свете вверено потомкам!– И мы повторяем на всех языках:«Тревога! Проснитесь, люди!– Спасенье планеты в наших руках – Другого шанса не будет!»
1 ведущий: Давайте жить интересно, ведь сколько удовольствия можно получать от занятий спортом, танцами, а самое главное, от общения друг с другом. Ведь жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и, случается, меньше всего берегут.
2 ведущий: Закончить наше мероприятие хочется словами:
Не хочу я смириться с судьбойИ скажу всем девчонкам,Мальчишкам: «Постой!Эти игры со смертьюК беде приведутИ для жизни, для счастьяНичего не дадут».И совет мой, наверное,Очень простой,Скажем дружное «НЕТ»Этой смерти пустой.Будет счастлив по-своемуКаждый из ВАС,Чтоб костер этой жизниНикогда не погас!
(Демонстрация слайда 13).
1 ведущий: На этом наше мероприятие подошло к концу. Спасибо за внимание!

Анкета
1.    Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?__________________________
2.    Если тебе интересно в лагере, то что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.    Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и др.?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.    Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.    Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если не пойдёшь, то почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Тебе хотелось бы остаться на вторую смену?___________________________________
8. Что ты рассказываешь дома о лагере?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Хочется ли тебе идти домой после лагеря?____________________________________
11.Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?________________________________
12.Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?
___________________________________________________________________________
13.Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, туристическая эстафета, праздники, экскурсии, походы)?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________