Методическая разработка тематического педсовета «Эмоциональное выгорание педагогов»


Методическая разработка тематического педсовета
«Эмоциональное выгорание педагогов»
(обмен опытом на городском семинаре психологов)
Педагоги-психологи
МАОУ ШИЛИ г. Калининграда
Диденко М.В., Земцова С.В.
Пояснительная записка
Тема педсовета очень актуальна. Современная жизнь с ее многочисленными трудностями, как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки т.к., их труд отличается высокой эмоциональной нагруженностью и стрессонасыщенностью. У многих педагогов со временем возникают два взаимосвязанных психологических состояния: «эмоциональное выгорание» и «профессиональная усталость».
На предварительном этапе подготовки к педсовету рекомендуется провести диагностику, чтобы заранее определиться с проблемой СЭВ в педагогическом коллективе.
Цели данного педсовета:
познакомить присутствующих с понятием профессионального выгорания, симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения, способами профилактики;
обратить внимание педагогов на проблему сохранения их психологического здоровья;
выявить наличие или отсутствие этого синдрома у себя и других;
освоить методы и приемы помощи самому себе в ситуациях профессионального стресса;
развить групповую сплоченность;
снять напряжение и получить психологическую поддержку;
стабилизировать эмоциональное состояние.
Данная разработка может быть рекомендована для использования в образовательных учреждениях.
Ход педсовета «Эмоциональное выгорание педагогов»
Слайд 1
Тема педсовета – «Эмоциональное выгорание педагогов»
Слайд 2
Введение.
Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.
«Сгоранию» подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом. Долгое время «вкладываясь» в других, они начинают испытывать разочарование, так как не всегда удается достичь ожидаемого эффекта. Такая работа сопровождается чрезмерной потерей энергии, ведет к психосоматической усталости и эмоциональному истощению, а как результат – беспокойство, раздражение, гнев, пониженная самооценка, нарушение сна.
Тема педсовета очень актуальна. Современная жизнь с ее многочисленными трудностями, как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки т.к., их труд отличается высокой эмоциональной нагруженностью и стрессонасыщенностью. У многих педагогов со временем возникают два взаимосвязанных психологических состояния: «эмоциональное выгорание» и «профессиональная усталость».
Самочувствие педагогов далеко не личное дело, от него напрямую зависят стиль и направленность взаимодействия с детьми, интенсивность, креативность и качество работы.
ЦЕЛЬ:
- познакомится с таким явлением, как профессиональное выгорание в учительской среде;
- вспомнить симптомы его проявления;
- разобраться в себе, понять, насколько велик наш запас прочности в отношении стрессовых факторов;
- найти способы противостоять этим факторам;
Слайд 3
Работа в группах №1
Стадия «Вызов» (30 мин.)
Работа в группах – ответы на вопросы(5-7 мин.), защита (2-3 мин.)
Как вы понимаете, что такое СЭВ, как проявляется?
Каковы факторы инициирующие ЭВ? (на листах по 3 фактора – на доску)
Слайд 4
Термин «эмоциональное выгорание» впервые введен в оборот американским психологом Джоржем Х.Фрейденбергом в 1974 году. Он трактовал его как «угасание мотивации и снижение активности на рабочем месте»Другой основоположник идеи выгорания – Кристина Маслач, определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к другим.
Слайд 5
Синдром «эмоционального выгорания» представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешения стресса на рабочем месте.
Слайд 6
Работа в группах №2
Назвать основные симптомы синдрома «эмоционального выгорания» (как проявляется?)
1. Ухудшение отношений с коллегами и родственниками.
2. Нарастающий негативизм по отношению к другим (коллегам, детям….).
3. Утрата чувства юмора.
4. Постоянное чувство неудачи, вины.
5. Повышенная раздражительность (и на работе и дома).
6. Упорное желание переменить род занятия.
7. То и дело возникающая рассеянность.
8. Нарушение сна.
9. Обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям.
10. Повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении рабочего дня.
Ведущие на доске записывают ключевые слова + предпосылки (причины ЭВ)
Слайд 7
Поле самодиагностики.
Симптомы СЭВ можно подразделить на:
Поведенческие
Физиологические
Аффективные
Когнитивные
Предлагается самим проверить наличие у себя симптомов СЭВ и сделать вывод о том актуальна ли данная проблема для себя, и какие симптомы преобладают.
Слайд - 8-10.
Сообщается информация о внешних и внутренних факторах эмоционального выгорания, показываются соответствующие схемы на слайдах.
Слайд 11
Сейчас мы познакомим вас с результатами предварительного психологического тестирования по определению уровня ЭВ в лицее (результаты диагностик выводятся на экран).
Диагностика №1 - Методика экспресс-диагностики Невроза К. Хека и X. Хесса
Это - диагностика вероятности невроза у испытуемого. Методика дает лишь предварительную и обобщенную информацию. Окончательные выводы можно делать лишь после подробного изучения личности. Методика  активно  используется  в психотерапевтической практике.ИНТЕРПРИТАЦИЯ
0-23 баллов (85% респондентов) - низкая невротизация и свидетельствует об эмоциональной устойчивости, о положительном фоне переживаний (спокойствие, оптимизм), об инициативности, о чувстве собственного достоинства, независимости, социальной смелости, о легкости в общении.
24 и более баллов(15% респондентов) - соответствует высокой вероятности невроза (невротизации) и свидетельствует о выраженной эмоциональной возбудимости, в результате чего появляются негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, раздражительность, растерянность), о безынициативности, которая формирует переживания, связанные с неудовлетворенностью желаний, об эгоцентрической личностной направленности, что приводит к ипохондрической фиксации на соматических ощущениях и личностных недостатках, о трудностях в общении, о социальной робости и зависимости.
Слайд 12 - 13
Диагностика №2 - Диагностика уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко)
По мнению автора методики (В. В. Бойко), эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Предложенная методика даёт подробную картину синдрома «эмоционального выгорания», позволяет увидеть его ведущие симптомы.
На диаграмме видно, что в целом в лицее вполне благополучная ситуация с эмоциональной сферой педагогов. Преобладает показатель «несложившийся симптом» - от 50 до 85%. «Складывающийся симптом» - от 11 до 28%. И «сложившийся симптом» - от 2 до 22%.
Но анализ результатов по отдельным симптомам свидетельствует о наличии некоторых проблем. У педагогов лицея сильнее всего проявляется симптом «Редукция профессиональных обязанностей» (21,74% + 28,26% = 50%): «упрощение», попытка облегчить или сократить профессиональные обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. По пресловутым "законам редукции" субъектов сферы обучения и воспитания, обделяют элементарным вниманием. Редукция профессиональных обязанностей - привычная спутница бескультурья в деловых контактах.
Можно отметить достаточную выраженность и симптома "личностной отстраненности, или деперсонализации"(8,7% + 21,74% = 30,44%). Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций - с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования. Метастазы "выгорания" проникают в установки, принципы и систему ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах "выгорания" личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию "ненавижу ", "презираю ", "взять бы автомат и всех". В таких случаях "выгорание" смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким личностям противопоказана сия профессиональная деятельность. Но, увы, они ею заняты, поскольку нет психологического подбора кадров и аттестации.
Несколько ниже результаты по симптому "неудовлетворенности собой" (6,52% + 19,57% = 26,09%). В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует механизм "эмоционального переноса" - энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько на себя. По крайней мере, возникает замкнутый энергетический контур "Я и обстоятельства", впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмируюшие элементы профессиональной деятельности. В этой схеме особое значение имеют известные нам внутренние факторы, способствующие появлению эмоционального выгорания интенсивная интериоризация обязанностей, роли, обстоятельства деятельности, повышенная совестливость и чувство ответственности. На начальных этапах "выгорания" они нагнетают напряжение, а на последующих провоцируют психологическую защиту.
Анализируются суммарные результаты диагностики СЭВ по предметным кафедрам (результаты выводятся на экран), определяются кафедры с самой благополучной и самой проблемной ситуацией.
Слайд 14
Поле самодиагностики
Опросник СЭВ (К. Маслач и С. Джексон) (Приложение 1 – в распечатке)
Выдаются вопросы теста и бланки для ответов. Участники педсовета индивидуально проходят диагностику.
Подсчет баллов. Интерпретация результатов.
«Эмоциональное истощение» - 1 столбик
«Деперсонализация» - 2 столбик
«Редукция личных достижений» - 3 столбик
Слайд 15
Для лучшего осмысления результатов выдаются глоссарии.
Глоссарий
Эмоциональное истощение  - основная составляющая "выгорания" и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.
Деперсонализация — проявляется в деформации отношений с другими людьми.
Редукция личных достижений — может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим. 
Слайд 16
Методика К. Маслач требует определенного времени, поэтому ее можно использовать для предварительной диагностики наряду с диагностикой В. Бойко и экспресс-диагностикой невроза К. Хека и X. Хесса и др..А в ходе педсовета возможно применить
«Экспресс-оценку выгорания (по В.Каппони, Т.Новак») (Приложение 2) .
Слайд 17
Оценка результатов.
Слайд 18
Работа в группах №3
Самоанализ – «Тип личности, которым угрожает СЭВ»
Каждый увидел свои результаты. Они у всех разные, хотя мы все работаем в одном учебном заведении, взаимодействуем с одними и теми же участниками образовательного процесса (администрацией, коллегами, учениками, их родителями), у всех один режим работы, один функционал, одна система оплаты труда и т.д. Но «выгораем» по – разному. Значит, мы еще раз убеждаемся, что много зависит от наших личностных особенностей. Обратите внимание на слайд и соотнесите свойства этих типов личности с собой. Теперь вы можете сделать вывод относительно вашей предрасположенности к СЭВ. Если можно, озвучьте результаты, сколько и какие типы личности преобладают в вашей группе.
Слайд 19 - 20
Работа в группах №4
На данных слайдах приведена еще одна типология личностей, наиболее склонных к СЭВ. Проанализируйте и ее.
Озвучьте результаты. Результаты вносятся в таблицу.
Тип/кафедра Воспи
татели Ин. яз Р. яз. История ФМ Е Физ-ра
Педантичный Демонстративный Эмотивный Гиперответственный  Однонаправленный Авторитарный Самоуверенный Трудоголик  Слайд 21
Выводы:
Заботьтесь о своём психическом здоровье.
Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.
Не залезайте в "долгосрочный кредит" ваших внутренних резервов и возможностей.
Не забывайте о том, что не только ваши ученики, но и вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению вашего здоровья и психоэмоционального ресурса.
Слайд 22
Работа в группах №5
Ответить на этот вопрос: Как заботиться о себе? Где человеку черпать ресурсы, чтобы избежать СЭВ? (используйте ватман, маркеры).
Представление результата работы группами.
Ведущие резюмируют и подводят итоги работы.
Итак: все то, что вы назвали, можно разделить на четыре группы ресурсов:
близкие значимые люди (семья),
интересы, увлечения, хобби,
работа,
друзья.
И не секрет, что если что-то преобладает или отсутствует, то мы получаем дисбаланс, следовательно, мы не можем полноценно восстановиться и становимся более подвержены СЭВ.
Слайд 23
Работа в группах №6
Упражнение «Баланс реальный и желаемый»./ + доска
Ведущий: Следующее упражнение заставит нас задуматься вот над чем, - какое место в вашей жизни занимают работа, дом и личная жизнь, друзья.
Участникам раздаются листы, на которых нарисованы два круга. В первом - предлагается, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения). В другом круге - их желаемое соотношение.
Вопросы: Есть ли различия? В чем они заключаются? Довольны ли вы положением дел? «Напрягает» ли вас это? Есть ли внутренние противоречия по этому поводу?
Слайд 24
Резюме по балансу
Каждый из нас стремится к обретению своего жизненного баланса:
стремиться к балансу в своей профессиональной жизни в пределах каждого рабочего дня
стремиться к балансу между работой, семьей, общением с людьми, игрой и отдыхом.
Поэтому:
Перестаньте искать в работе спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
«Сверхактивность» вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой нуждаетесь вы сами.
Находите время для себя, выделяйте достаточно времени для сна и отдыха.
Слайд 25
Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!
Важно самим быть в хорошей психологической форме.
В педагогической профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, важным условием сохранения и укрепления психического здоровья педагога выступает его умение вовремя "сбрасывать" напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. В течение небольшого времени, затраченного на выполнение психотехнических упражнений, можно снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе.
Слайд 26 -28
Не будем останавливаться на различных способах релаксации и снятия рабочего стресса (кинесиология!)
Слайд 29
Для усиления эффекта упражнений-релаксаций можно рекомендовать использование цвета:
если Вы ощущаете, что Вам недостает жизненной энергии - смело используйте красный цвет;
если Вам не хватает чувства психологической свободы и умения приспосабливаться к внешним обстоятельствам - работайте с оранжевым цветом;
желтый цвет поможет Вам, если Вы чувствуете упадок сил и хотели бы получить заряд активности, если Вы находитесь в конфликте с самим собой;
при равнодушии и чувстве апатии, при желании быть более открытым и более спокойным Вам поможет зеленый цвет;
голубой цвет следует использовать, если Вас тяготят ваши обязанности, если Вы действуете, не задумываясь о последствиях своих поступков;
если Вы проявляете излишнюю эмоциональность и не контролируете свои реакции, используйте синий цвет;
фиолетовый цвет оказывает большое влияние на область чувств, именно его надо использовать, если Вы часто по необъяснимым причинам испытываете горечь, чувствуете себя обманутым, вас мучают сомнения, и Вы впадаете в состояние депрессии.
Слайд 30
ЗВУКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Поём следующие звуки:
А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.
Слайд 31
Бороться стрессом не только можно, а необходимо. Надо только включать всю свою волю и решимость. Иначе вы будете не только плохо чувствовать себя психологически, но станете потенциальной мишенью для всех самых неприятных заболеваний. Боритесь и стресс сдастся на милость победителю.
Учитесь управлять собой.
Во всем ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала,
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!
/из «Заповеди психотерапевта»
Слайд 32
Любите жизнь, и она обязательно ответит вам тем же !
************************************
А теперь поможем друг другу и передадим заряд положительной энергии.
Упражнение «Приветствие по кругу».Ведущий: Я предлагаю Вам закрыть глаза и мысленно сформулировать позитивное послание. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит слева от меня. Он примет мое приветствие и с закрытыми глазами точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется, только уже с другой стороны.
Ведущий: Каждый из вас получил заряд положительной энергии и я предлагаю перейти к выполнению следующему задания.
Упражнение «Дружественная ладошка».
Участникам раздаются листки бумаги.
Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам.
Выполнение задания участниками.
Ведущий: Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а, может быть, и помогают в какой-то сложный момент.
Упражнение “Аплодисменты” (цель: повышение самооценки, сплочение педагогов)
(В этом замечательном и неординарном ритуале все происходит по парадоксальной логике. Последние становятся первыми. Игра построена таким образом, что интенсивность аплодисментов постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда последний участник получает аплодисменты всей группы.)Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем телом, всеми фибрами своей души, как приятное всеобъемлющее волнение.
У нас сложилась очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я предлагаю всем встать в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из коллег, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего коллегу, который также получает свою порцию аплодисментов, – они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.
Упражнение «Рыбка»
Левая рука на уровне груди параллельно полу – линия «вода – воздух». Правая рука – рыбка. Рыбка плавает и когда выпрыгивает из воды – надо аплодировать.
Упражнение «Шумомер»
Левая рука на уровне груди параллельно полу. Правая – стрелка шумомера. Чем дальше отклоняется, тем больше шума (хлопать, топать и т.д.)
Слайд 28
Рекомендации
Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижает эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушают психическое здоровье.
Всем участникам педсовета выдаются буклеты с рекомендациями и памятками по предупреждению и снятию СЭВ.
Рекомендации
1. Сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой нуждаетесь вы сами.
“Расплата за сочувствие” проявится в расстройствах нервной системы, ощущении загнанности и пр.
2. Будьте внимательны к себе: это поможет вам заметить первые симптомы усталости.
3. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
4. Перестаньте искать в работе спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
5. Находите время для себя, выделяйте достаточно времени для сна и отдыха.
6. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за кого-то его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может быть, он справится сам? Если можно не делать — не делайте!
7. Позволяйте себе проявлять эмоции, иногда полезно просто выговориться.
8. Хвалите себя, позволяйте себе маленькие радости...
9. Перестаньте жить за других их жизнью, живите своей!
10. Любите жизнь, и она обязательно ответит вам тем же.
ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ
НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.
Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.
Стремитесь побороть страх.
Найдите время, чтобы побыть наедине с собой.
Не позволяйте окружающим требовать от Вас слишком многого.
Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам на самом деле неприятно.
Не оказывайте слишком большое давление на своих детей.
Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать».
Используйте возможность выступить с речью.
Следите за питанием и фигурой.
Позволяйте себе «маленькие женские радости».
Не забывайте, что Вы красивы!!!
Слайд 29-30
Приемы антистрессовой защиты:
1. Отвлекайтесь:
•Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.
•Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.
•Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.
•Обращайте внимание на мельчайшие детали.
•Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: "Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п. "
2. Снижайте значимость событий:
• Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то, как вы к этому относитесь.
• Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:
•"не очень-то и хотелось", "главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе", и т.;
•"нечего себя накручивать", "хватит драматизировать";
•кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.
3. Действуйте:
Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.
Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:
•наведите порядок дома или на рабочем месте;
•устройте прогулку или быструю ходьбу;
•пробегитесь;
•побейте мяч или подушку и т. п.
4. Творите:
Любая творческая работа может исцелять от переживаний:
•рисуйте;
•танцуйте;
•пойте;
•лепите;
•шейте;
•конструируйте и т. п.
5. Выражайте эмоции:
Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!
Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих.
Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического),
Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
•изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;
•мните, рвите бумагу;
•кидайте предметы в мишень на стене;
•попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;
•поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства ("Я расстроен..", "Меня это обидело..").
Задание: напишите письмо человеку, который вас когда-то обидел, но по каким-то причинам вы не сказали ему о своих чувствах
6. Рефрейминг (Слово "рефрейминг" происходит от английского слова "фрейм"(рамка), так что буквально его можно перевести как переобрамление. Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации):Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг:
•постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.
Литература
Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб., 2005.
Ефремов К. Эмоциональное выгорание и как с ним бороться / Народное образование. - 2005. - №3.
Майстренко В.И. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и степени удовлетворенности профессиональных потребностей учителей // Психологическая наука и образование. 2010. №1.
Осухова Н.Г. Не думай о клиенте свысока // Школьный психолог, 2003, № 3.
Осухова Н.Г. Сгоревшие на работе // Здоровье, 2003, № 9.
Пряжников Н. С., Ожогова Е. Г. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога // Психологическая наука и образование. 2008. № 2.
Синдром профессионального сгорания у педагогов. http://www.psy-tlt.ru/statyi/sindrom_profsgoraniya_pedagogov.htm
Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности // Школьный психолог, 2003, № 7.
Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, № 6.
Приложение 1
Опросник на выгорание (MBI)
(Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой)Инструкция
Ответьте, пожалуйста, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте Ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день».
Текст опросника
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным
2.После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон»
3.Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу
4.Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела
5.Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами без теплоты и расположения к ним
6.После работы мне на некоторое время хочется уединиться
7.Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами
8.Я чувствую угнетенность и апатию
9. Я уверена, что моя работа нужна людям
10.В последнее время я стала более черствой по отношению к тем, с кем я работаю
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление
13.Моя работа все больше меня разочаровывает
14. Мне кажется, что я слишком много работаю
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегам
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех 17.Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе
18. Во время работы я чувствую приятное оживление
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемам
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Обработка результатов
Опросник имеет 3 шкалы:
«эмоциональное истощение» (9 утверждений),
«деперсонализация» (5 утверждений) и
«редукция личных достижений» (8 утверждений).
Ответы испытуемого оцениваются:
0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».Ключ:
«Эмоциональное истощение» – ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6*, 8, 13, 14, 16, 20. (максимальная сумма баллов – 54). * отмечен обратный вопрос, который считается в обратном порядке, т.е. ответ «каждый день» соответствует нулевому значению.
«Деперсонализация» – ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).
«Редукция личных достижений» – ответы да по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).
Выводы
Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания».
Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональное «выгорание».
Интерпретация результатов.
Шкала «эмоциональное истощение»: низкий уровень (L) 0 – 15 баллов, средний уровень (M) 16 – 24 баллов, высокий уровень (H) 25 и больше.
Шкала «деперсонализация»: низкий уровень (L) 0 – 5 баллов, средний уровень (M) 6 – 10 баллов, высокий уровень (H) 11 и больше
Шкала «редукция личных достижений»: низкий уровень (L) 37 и больше, средний уровень (M) 36 – 31 баллов, высокий уровень (H) 30 и меньше.
Приложение 2
Экспресс-оценка выгорания. (по В.Каппони, Т.Новак)
Инструкция: Отвечайте на ниже предложенные утверждения «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте.
1. Когда в воскресение пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен.
2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления.
3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры.
4. То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (посетители, заказчики).
5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и так далее.
6. Коллегам (посетителям, заказчикам, клиентам и так далее.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно.
7. С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня своей новизной.
8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.
9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям.
10. За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое.
Оценка результатов:
0-1 балл. Синдром выгорания вам не грозит.
2-6 баллов. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов. Положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплиться огонек; нужно, чтобы он не погас.