Модуль системы оценивания выступления-презентации

Модуль системы оценивания выступления-презентации.
Одним из важных и актуальных для нашего учебного заведения метапредметных результатов освоения выпускниками основной школы программ является умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
В 2011 – 2012 учебном году наша школа включилась в реализацию городского инновационного проекта «Основная школа – пространство выбора». В рамках этого эксперимента учащиеся параллели 5-ых классов овладевали предметными и метапредметными компетенциями по русскому языку в учебных группах, которые были организованы с опорой на определённый вид деятельности, и посещали краткосрочные курсы по выбору. Обязательным условием для обучающегося в группе и посещающего ККС явилось создание самостоятельно созданного продукта интеллектуальной деятельности. Естественно, что перед педагогами школы, которые вели уроки по русскому языку или проводили занятия краткосрочных курсов, встал вопрос оценки созданных 5-классниками продуктов интеллектуальной деятельности. Поэтому конкретизированный метапредметный результат, для которого наша группа взялась за разработку системы оценивания, - это умение презентовать собственный продукт интеллектуальной/творческой деятельности.
Параллели, на которых апробируются разработанные критерии оценки процесса презентации интеллектуального продукта, - это 5 – 6-е классы. Фрагментами образовательной деятельности являются 2 пространства, в рамках которых учащиеся создавали объект оценивания:
краткосрочный курс «Наблюдай и исследуй» и литературный практикум в рамках предмета «Литература» (реализация проекта «Арт-салон») на параллели 5-ых классов, которые проводятся в течение 1-ой учебной четверти;
уроки русского языка (реализация проекта «Русский язык в знаково-символической форме» в группе А параллели 6-ых классов) в количестве 54-ёх проводятся в течение 1-ой учебной четверти;
Объектом оценивания является устное выступление-презентация, которое обучающийся представляет как итоговый или рубежный контроль по окончании четверти. Посмотрим на лексическое значение этого сложного имени существительного в Толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой: «выступление – речь, высказывание перед публикой», «презентация – представление, предъявление для ознакомления». Следовательно, выступление-презентация – это речь-представление самостоятельно созданного учеником продукта интеллектуальной/творческой деятельности.
Выступление-презентация обучающегося должно представлять собой устное трехчастное сообщение на определённую тему перед аудиторией от 3-ёх до 5 минут и излагаться в свободной форме, без чтения письменного подготовленного текста. Выступление-презентация оценивается по 2 группам критериев, следовательно, учащийся получает две оценки:
оценка за предметное содержание;
оценка метапредметных результатов.
Обратимся к критериям оценки объекта интеллектуального/творческого продукта деятельности ученика. Они представлены рамками баллов от 20 до 10 в таблице №1:
Критерий оценивания
Уточнённый критерий оценивания
Количество баллов

1. Композиционно-логическая выстроенность выступления
Речь состоит из 3-ёх взаимосвязанных частей
20


В речи отсутствует вступление и/или заключение
10

2. Словесный объем речи-представления
Количество использованных в речи предложений составляет не менее 30 (5+20+5)
20


Количество использованных в речи предложений составляет от 15 до 30
10

3. Свободное, без чтения подготовленного письменного чтения, изложение материала
Выступление излагается в свободной форме, без чтения подготовленного текста
20


Выступление учащегося частично осуществляется с опорой на письменный подготовленный текст
10

4. Богатство и разнообразие выступления
В речи использовано не менее 20% (6 предложений) простых осложненных и сложных предложений
20


Речь состоит из простых предложений и/или до 6 сложных.
10

5. Четкость, ясность, разборчивость речи, соблюдение необходимых пауз и естественного темпа
Речь учащегося разборчива, имеет интонационные паузы и естественный темп проговаривания слов
20


Речь учащегося имеет нарушения в произношении речевого потока и /или в интонационных паузах и темпе выступления.
10

Таким образом, максимальный балл по метапредметным оценкам составляет 100 баллов. Исходя из этого, за устное выступление-презентацию выставляется оценка:
«5» - если общий балл составляет 100 – 90 баллов;
«4» - если общий балл составляет 80 – 60 баллов;
«3» - если общий балл составляет 50 – 30 баллов;
«2» - если общий балл составляет менее 30 баллов.
Исходя из разработанных критериев метапредметных результатов выступление-презентация, обучающиеся получают техническое задание по созданию объекта оценивания – собственного продукта интеллектуальной/творческой деятельности.
Техническое задание для учащихся.
Выступление состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения, которые логически связаны между собой.
Вступление и заключение насчитывают не менее 5 предложений каждое, основная часть – не менее 20предложений.
Устное сообщение по теме должно излагаться в свободной форме, без чтения подготовленного письменного текста (если таковой имеется).
Выступление включает не менее 6 осложненных и сложных предложений.
Каждое слово выступления произносится четко, ясно, разборчиво с необходимыми логическими паузами, в среднем темпе.
В рамках поточно-группового обучения русскому языку в школе реализуется проект «Русский язык в знаково-символической форме» (учитель Костылева С.М.). Продуктом самостоятельной интеллектуально-творческой деятельности, который создавали ученики в 5 классе и будут создавать 6-тиклассники, является «Премудрая тетрадь по русскому языку». В неё ребёнок заносит таблицы, схемы, рисунки, опорные конспекты разных видов, которые создаёт самостоятельно в процессе переработки традиционного текстового материала учебника. Таким образом, формируются умения «сворачивать» словесную теорию и «разворачивать» её в устное выступление-презентацию. Оценивание продукта деятельности происходит как одноклассниками выступающего, так и учителем-экспертом на последних в четверти уроках русского языка.
Из вышеизложенных критериев для оценивания выступления-презентации по опорному конспекту «Премудрой тетради» используются оценки метапредметного характера (см. таблицу №2). Критерии оценки предметного содержания скорректированы в соответствии с требованиями лингвистики (таблица №1): уточнён критерий 2 и добавлен ещё один – «Наличие примеров-аргументов», так как самостоятельно составленные учеником примеры демонстрируют степень осознанности изученного материала и умения применять знания на практике.
Таблица №1
Критерий оценивания
Уточнённый критерий оценивания
Количество баллов

1. Соответствие речи ученика заявленной теме
Выступление полностью соответствует заявленной теме
2


Выступление частично соответствует заявленной теме
1

2. Степень проработки темы
Выступление характеризуется полнотой и правильностью изученного языкового явления
2


Выступление характеризуется полнотой и правильностью изученного языкового явления, однако допущена 1 – 2 ошибки, которые ученик сам же исправляет
1

3. Наличие примеров-аргументов
Выступление содержит 2 примера-аргумента, которые иллюстрируют представляемое языковое явление
2


Выступление содержит 1 пример-аргумент, который иллюстрирует представляемое языковое явление
1

Максимальное количество баллов при оценке предметного содержания составляет 6, общий критериальный балл за устное выступление-презентацию по «Премудрой тетради» – 14. Исходя из этого, ученику выставляется 1 оценка:
«5» - если общий балл составляет 14 – 12 баллов;
«4» - если общий балл составляет 11 – 9 баллов;
«3» - если общий балл составляет 8 – 6 баллов;
«2» - если общий балл составляет менее 6 баллов.
В рамках программных уроков литературы для 5-го класса в течение учебного года проводится 34 часа практических занятий. На уроках литературного практикума в группе Б планируется реализация проекта «Арт-салон» (учитель Мурина С.М.). Основным отличием таких уроков от традиционных является интерпретация художественных произведений через различные визуальные образы, а также сопоставление литературных текстов со смежными видами искусств: живописью, архитектурой, скульптурой, музыкой. На таких уроках предполагается разнообразие форм деятельности: виртуальные и обычные художественные экскурсии, сочинения по картине, создание собственных иллюстраций, интерпретация художественных текстов и других произведений искусства. Конечный продукт творческой деятельности 5-тиклассника – проведение экскурсии по выставке, созданной самостоятельно учеником (например, нарисованные им иллюстрации) или из подобранных экспонатов (например, иллюстрации художника к произведению).
Из вышеизложенных критериев для оценивания выступления-презентации по проводимой виртуальной экскурсии используются оценки метапредметного характера (см. таблицу №2). Критерии оценки предметного содержания скорректированы в соответствии с требованиями проведения литературной экскурсии (таблица №1):
Таблица №1
Критерий оценивания
Уточнённый критерий оценивания
Количество баллов

1. Соответствие речи ученика заявленной теме
Выступление полностью соответствует заявленной теме
2


Выступление частично соответствует заявленной теме
1

2. Степень проработки темы
Выступление содержит 3 – 5 развитых основных мыслей
2


Выступление содержит 1 – 2 развитых основных мыслей
1

3. Живое, интересное изложение материала экскурсии
Выступление нашло отклик у слушателей в виде возникших вопросов
2


Выступление не заинтересовало слушателей, вопросы не были заданы
1

Максимальное количество баллов при оценке предметного содержания составляет 6, общий критериальный балл за устное выступление-презентацию по «Премудрой тетради» – 14. Исходя из этого, ученику выставляется 1 оценка:
«5» - если общий балл составляет 14 – 12 баллов;
«4» - если общий балл составляет 11 – 9 баллов;
«3» - если общий балл составляет 8 – 6 баллов;
«2» - если общий балл составляет менее 6 баллов.
















13PAGE 15


13PAGE 14415




15