Портфолио учителя химииКомпетентность и компетентный подход в современном образовании


МКОУ «Центр образования»Портфолио учителя химииПаршуковой Эллы Викторовныгород Михайловск, 2015

{F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}Название курсовКоличество часовГод окончанияМестопрохожденияИнтернет–технологии для учителя- предметника.802004Ставропольский региональный центр Интернет- образованияИнформационные технологии в деятельности учителя - предметника.722006СКИПКРОМенеджмент в образовании.5022007СГПИСовременные тенденции раз-вития начального общего образо-вания: опыт, проблемы, перспективы.1082010СКИПКРОИндивидуальная образовательная программа повышения квалификации учителя химии Паршуковой Э.В.
Создание условий для формирования личностных компетенций обучающихся на основе обязательного минимума содер-жания образовательных программ основ-ного, общего, среднего полного образования и профессиональной подго-товки, разностороннее развитие личности, адаптация обучающихся к жизни в обществе.Тема работы МКОУ «Центр образования»
Формирование профессиональных педагогических компетентностей в свете стандартов нового поколения.Тема методической работы
Активизировать деятельность педагогического коллектива по обновлению содержания школьного образования и внедрению современных образовательных технологий. Повышение качества общего образования в условиях модернизации образованияЦель методической работы
В процессе подготовки к урокам, Паршукова Э. В. достаточно интенсивно внедряет информационные технологии, основанные на использовании мультимедийных средств обучения. Компьютерная поддержка уроков, подготовленная учителем химии, создает комфортные условия для обучения. Данные занятия снимают психологические проблемы и барьеры, устраняют погрешности обучения, усиливают активную роль обучающихся в выборе средств, форм и темпов изучения, различных тем образовательной программы, создает реальные предпосылки для повышения качества образования вследствие обеспечения индивидуального подхода в обучении. Используя цифровые образовательные ресурсы, Паршукова Э. В. систематически разрабатывает уроки, составляет презентации, тесты, раздаточный материал. К разработкам привлекает обучающихся, формируя самостоятельную поисковую и образовательную деятельность. Аналитическая справка об использовании информационных технологий в обученииучителем химии Паршуковой Э. В.

Основная характеристика технологий состоит в их личностно – ориентированной направленности. Следовательно, одна из главных задач обучения на уроках состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к предмету, развить стремление к самосовершенствованию, чему способствует применение ИКТ на уроках химии.Аналитическая справка об использовании информационных технологий в обученииучителем химии Паршуковой Э. В.
Для выявления и отслеживания уровня сформированности мыслительных операций выпускника общеобразовательной школы на базе учебного предмета «Химия» мною представлен тест, включающий диагностику отвлеченного мышления (владение приемами мыслительной деятельности на уровне теоретического познания) и особенностей мыслительной деятельности при выполнении практических действий (уровень эмпирического познания). В тесте использованы типы заданий, характерные для тестов интеллекта.1. Аналогии. Задания этого типа используются наиболее часто, так как можно легко изменять уровень их трудности, что делает задания подходящими для всех возрастных групп и уровней развития. Кроме того, в них могут быть заложены разнообразнейшие виды отношений: род – вид, часть – целое, причина – следствие, противоположности, функциональные отношения. Пример. Два понятия связаны смыслом друг с другом. Выберите по аналогии слово, которое было бы связано с предложенным той же связью: Белое: черное = металлы: … (неметаллы)Психолого – педагогическая диагностикакачества знаний

Обучаемому предъявляется список объектов, слов, фигур, чисел и т. п. Он должен найти общие закономерности отношений и связей между элементами списка, на основании которых сделать заключение об их подобии и различии. Трудность таких заданий также можно легко регулировать как по уровню связей между элементами списка, так и по наличию специальных знаний, необходимых для выявления этих отношений. Пример. Выберите лишнее слово (словосочетание), не связанное с другими по смыслу: Известковое молоко.Известковая вода.Гашеная известь.Известняк. 2.Задания на исключение лишнего



Обучающимся предлагается продолжить какой – то ряд или найти предыдущий, средний, последующий элементы или их сочетания. Пример. Укажите пропущенный в ряду символ химического элемента: F, … , N, CI,S.  3. Последовательности.

1.Формулы двух веществ имеют одинаковый фрагмент. Вставьте в скобки химический знак и индекс так, чтобы фрагмент в скобках заканчивал формулу одного вещества и начинал формулу другого. N (…) PO4. 2. Выберите ответ по аналогии. Два понятия связаны определенным смыслом друг с другом. Укажите номер слова, которое было бы связано с предложенным тем же смыслом: фенолфталеин: малиновая = лакмус: ?1. Белая. 2. Синяя. 3. Красная. 4. Бесцветная.3. Заваренный чай при добавлении соды темнеет, а в присутствии лимона светлеет. Определите роль чая в этих случаях.1. Индикатор. 2. Ингибитор. 3. Катализатор. 4. Промотор.4.Задание на синтез знаний. Два понятия – фенол и бензол – связаны с одним из четырех, предлагаемых ниже. Выберите его в качестве ответа.Этанол. 2. Глицерин. 3. Метанол. 4. Анилин.5.Выберите вещество, молярная масса которого наибольшая. 1. Сульфат натрия.2. Карбонат кальция.3. Нитрат серебра.4. Хлорид бария. 6. Выберите ответ по аналогии: крахмал: глюкоза = белок: ? 1.Полиэтилен 2.Нуклеиновая кислота 3.Аминокислота 4.Аминоуксусная кислота. Тест сформированности приемов мыслительной деятельности 






Я считаю, что результаты психолого – педагогической диагностики необходимы современному учителю для проектирования хода индивидуального интел-лектуального развития каждого обучаемого. Результаты диагностики служат ориентиром, позволяющим следить за тем, как идет формирование знаний, управлять этим процессом, корректировать недостаточное развитие отдельных операций, которые могут тормозить развитие даже одаренного ребенка, выбирать упражнения по корректировке развития. На основании результатов диагностики обученности и обучаемости, их сопоставления с мотивацией можно строить дифференцированное обучение. Разделение обучаю-щихся по предметным областям необходимо проводить на основе серьезного изучения особенностей интеллекта, творческих способностей. Ответы:1-Н3. 2-2. 3-1. 4-4. 5-4. 6-3.
Задача учителя химии – довести обучающихся до уровня средних, обучить их приемам рациональной умственной деятельности. Работа учителя организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности обучаемых возрастала, а доза помощи учителя постепенно снижалась. Сильные обучающиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах творческого характера, именно это позволит им максимально реализовать и развить свои учебные возможности. Для подобной дифференциации учитель химии Паршукова Э. В. в своей практике использует образцы выполнения задания, указание на правила, на которое опирается данное упражнение, выбор правильного решения из предложенного ряда, памятки – опоры, памятки – планы, памятки – алгоритмы, разноуровневые задания.Аналитическая справкаоб использовании дифференцированного подхода в обучении учителем химии Паршуковой Эллой Викторовной

В процессе усвоения материала обучаемый последовательно достигает четырех уровней, каждый из которых означает приобретение им определенного нового качества. При этом последующий уровень усвоения не может быть достигнут, если ученик не освоил предшествующий уровень.Первый уровень усвоения означает знакомство с тем или иным явлением в ряду ему подобных, узнавание явлений.Для достижения этого уровня нужна обязательная опора на конкретное явление, информация о котором была предоставлена в процессе обучения.Второй уровень - это такие знания, с помощью которых обучаемый может воспроизводить учебную информацию по памяти. Он излагает усвоенный материал без опоры, не видя предмета обсуждения.Третий уровень означает способность обучающегося решать типовые задачи, используя для этого усвоенные им в процессе обучения способы решения.Четвертый уровень усвоения – уровень трансформации или уровень творчества. На этом этапе обучаемый способен творчески использовать полученные знания, умения и навыки в новых, нетипичных ситуациях.Уровни тестов.



Какие вещества, формулы которых приведены ниже, относятся к алканам: C8H16, C4H10, C7H16, C5H8, C2H2? Ответ: C4H10 – бутан, C7H16 - гептанАлкины не могут вступать в реакции:А. галогенирования.Б. гидрирования.В. гидрогалогенирования.Г. Дегидратации.Ответ: Г.Взаимодействие этена с водородом является реакцией:А. замещения.Б. изомеризации.В. присоединения.Г. Элиминирования.Ответ: В.Реакция гидрирования характерна для вещества, формула которого:А. C4H10. Б. C3H6. В. C3H8. Г. CH4.Ответ: Б.Продуктом реакции хлорирования пропена является:А. 1,2 – дихлорпропан. Б. 1,2 – дихлорпропен.В. 2,2 – дихлорпропан Г. 2 – хлорпропан Ответ: А. Тест первого уровня










 Качественными реакциями на альдегиды являются: ……………Ответ: реакция «серебряного зеркала» и окисление альдегидов под действием Cu(OH)2.Реакции присоединения альдегидов обусловлены наличием …………. Ответ: наличием двойной связи C= O.При восстановлении альдегидов образуются…………………………….. Ответ: спирты.При окислении альдегиды превращаются в ……………………………… Ответ: в карбоновые кислоты.При взаимодействии метаналя с фенолом образуется ………………… Ответ: фенолформальдегидная смола.Эта реакция называется реакцией ………………………………………….. Ответ: поликонденсации.   Тест второго уровня







1. В карбониле электронная плотность П – связи смещается от атома ……………. ( ответ: углерода) к атому ……………………. ( ответ: кислорода), так как ……………………………………. (ответ: электроотрицательность элемента кислорода (3,5) больше, чем элемента углерода (2,5).2. В отличие от спиртов первый член гомологического ряда альдегидов является газообразным веществом. Это объясняется тем, что ……………. (ответ: в альдегидах между молекулами нет водородной связи, а в спиртах такая связь существует:Ассоциация или межмолекулярное связывание спиртов увеличивает их температуры кипения.3. Реакция «серебряного зеркала» заключается во взаимодействии ………………………. Ответ: альдегида с аммиачным раствором оксида серебра: RCHO + Ag2O = RCOOH + 2Ag4.В реакции образуются ………………………….. (ответ: карбоновая кислота и металлическое серебро).5. Как с помощью одного реактива можно отличить глицерин и этаналь? Назовите этот реактив и укажите последовательность действий.Ответ: Реактив суспензия гидроксида меди (II). При взаимодействии Cu(OH)2 с глицерином (20 С) образуется ярко – синий раствор глицерата меди (II). При нагревании этаналя с Cu(OH)2, реакционная смесь изменяет окраску с голубой на коричнево – красную. В результате образуются уксусная кислота и оксид меди (I) – Cu2O6.Реакция получения фенолформальдегидной смолы является реакцией поликонденсации. Поясните, почему это так.Ответ: в реакции происходит отщепление молекул воды (конденсация). При синтезе фенолформальдегидной смолы соединяются многие молекулы, это реакция поликонденсации. Строение продукта можно представить в виде: ArCH2ArCH2ArCH2.  Тест третьего уровня





Для оценки умений обучающихся кратко и корректно выражать свои мысли используют открытые тесты. Это задания со свободными ответами (третий уровень). Такие задания интересны и сточки зрения наблюдения за рассуждениями обучающихся. При соответствующей подготовке единый государственный экзамен не будет чем – то неожиданным для обучающихся. Навык работы с тестами позволит им адекватно подойти к проблеме централизованного тестирования.   

I Вариант Задание № 1 Напишите ионные уравнения осуществимых реакций:1) H2SO4 + BaCI2 = 2) HCI + CO2 = 3) HNO3 + KOH = C какими из перечисленных веществ будет реагировать известковая вода:Карбонат натрия (раствор), хлорид кальция (раствор), углекислый газ, оксид железа (II)? Напишите ионные уравнения реакций. * Между какими из перечисленных веществ: соляная кислота, карбонат кальция, растворы гидроксида лития и хлорида железа (III), цинк – возможны химические реакции? Напишите ионные уравнения химических реакций Задание № 2 Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: C → CO2 →H2CO3→Na2CO3 S→SO2→ ?→ H2SO4→сульфат меди (II) * Фосфор → ? → фосфорная кислота → дигидрофосфат кальция  Задание № 3 Через раствор, содержащий 5,6 г. гидроксида калия, пропустили хлороводород. Какова масса образовавшейся соли? Какова массовая доля соли в растворе, приготовленном из 180 граммов воды и 20 граммов соли? *Сколько граммов воды потребуется разложить под действием электрического тока, чтобы получить 2,8 л. кислорода? Задание № 4 Изобразите структурные формулы и назовите 3 вещества, соответствующие: C5H12 C5H10 *C4H6 *Приведите 2 – 3 примера гомологов (название и общая формула)        Срез знаний по химии (9 класс)












Сравнительная характеристика углеводородов{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Ал-каныАлкеныАлкиныЦикло-алканыАлка-диеныАрены1.Общая формулаCnH2n+2CnH2nCnH2n-2CnH2nCnH2n-2CnH2n-62. Отличи-тельныйпризнак3. Тип гибриди-зации4.Тип связи5. Виды изомерии6. Важней-шие пред-ставители
2012-2013 учебный год Внеклассное мероприятие по химии «Никотин – это медленный яд»Эпиграф: «Яд, который не действует сразу, не становится менее опасным» (Г. Э. Лессинг) Форма проведения: информационный семинар с игровыми моментами. При подготовке этого мероприятия ребятами был подобран материал о вреде никотина на организм человека, а также выпущена газета: «Никотин – это медленный яд». Учителем химии была проведена предварительная работа по пропаганде здорового образа жизни. Был объявлен конкурс на лучшую антирекламу сигаретам. Цель: профилактика курения среди обучающихся; создание предпосылок для курящих обучающихся задуматься о последствиях этой привычки; развитие навыков работы с различными источниками информации, умений выбирать главное. Задачи, которые ставила учитель химии: показать, что никотин является наркотическим средством, влияющим на физиологическое, психическое и социальное здоровье; обратить внимание учеников на то, что духовно – нравственное падение человека – это путь к самоуничтожению земного сооб-щества; развитие речи, мышления, наблюдательности, активности, самостоя-тельности, развить навыки публичных выступлений; организация внеклассной самостоятельной работы обучающихся.Аналитическая справка о распространении педагогического опыта через системуоткрытых уроков, внеклассных мероприятийучителем химии Паршуковой Э. В.



Демонстрировались две презентации. Во время просмотра первой презентации, обучаемые на слайдах видели: химический состав сигарет, что входит в состав табачного дыма, как выглядят легкие здорового человека и легкие курильщика со стажем 10, 15 и 25 лет, а также какой вред курение приносит женщинам. Во время показа слайдов обучающиеся выступали со своими сообщениями по этой теме. Закрепление по теме: «Никотин – это медленный яд» Паршукова Э. В. провела с помощью второй презентации, которая называлась «Своя игра». В игре участвовали две команды. В ходе этой игры ребята принимали активное участие. Самая эрудированная команда была награждена грамотами и воздушными шарами. Внеклассное мероприятие по химии «Никотин – это медленный яд»

Тип урока: комбинированный. Урок проводился как путешествие по миру кислот. Это путешествие совершалось по следующему маршруту:Станция ИнформационнаяСтанция ИсторическаяСтанция ДегустационнаяСтанция «Стоп! Красный свет!Станция ЭкспериментальнаяСтанция Индикаторная.Обучающиеся были пассажирами поезда, а учитель – проводник этого поезда. Один обучающийся был помощником проводника, он работал вместе с учителем и указывал маршрут следования. На каждом пункте путешествия шла своя работа по отработке триединой дидактической цели: знания – умения – навыки.Урок по теме «Путешествие в мир кислот».




познакомить обучающихся с составом, классификацией и представителями кислот. Продолжить обучение с лабораторным оборудованием; сформировать умения экспери-ментировать, наблюдать, анализировать опыты, делать выводы. Задачи, которые ставила учитель химии:- добиться понимания кислот в жизни, в технике, в быту;- формирование естественно – научного мировоззрения, бережного отношения к природе;- развитие речи, мышления, наблюдательности, активности, самостоятельности.- Использование ИКТ на уроках химии.Цель:



Перед началом урока обучающимся были подготовлены путевые дневники, в которые они постепенно записывали важную информацию о кислотах, составляли химические уравнения, делали опыты, а в конце урока решали химический кроссворд. В ходе урока демонстрировалась презентация, на слайдах которой можно было получить информацию: о классификации кислот, об истории открытия кислот (учениками были подготовлены сообщения) и их применении; на станции Дегустационной ребятам было показано, что в химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус. Учитель на этом уроке разрешил им определить вкус таблетки аскорбиновой кислоты и кристалликов лимонной, которые лежали перед каждым на тарелочке. На станции «Стоп! Красный свет! – ребята запомнили, что кислоту надо приливать к воде, а не наоборот. Станция Экспериментальная. Обучающиеся очень обрадовались, так как на этой станции можно было проводить опыты с кислотами, соблюдая правила по технике безопасности. Следующая станция была Индикаторная – на этой станции ребята узнали, что индикаторы в переводе с латинского означают «указатели». Эти вещества затем стали использовать многие химики в своих опытах для распознавания кислот. Урок по теме «Путешествие в мир кислот».

Закрепление полученных знаний произошло с помощью презентации, подготовленной обучаемыми по теме: «Кислотные дожди».В конце урока учителем были собраны путевые дневники для выставления оценок. Ребятам, проявляющим наибольшую активность в течение урока, были выставлены оценки. Цели и задачи урока были достигнуты, потому что в конце урока обучающиеся попросили как можно чаще проводить такие уроки.Урок по теме «Путешествие в мир кислот».

Проблема здоровья обучающихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой – воспитание и развитие свободной, творческой и здоровой личности. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, в значительной степени определяются условиями его жизни и, условиями жизни в школе. Специальными исследованиями установлено непосредственное влияние на формирование здоровья обучающихся условий внутришкольной среды, к числу которых относится психологический комфорт. Ведь от того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования и психофизиологическое здоровье обучающихся. Что же такое психологический комфорт? Психологический комфорт – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с внутришкольной средой . Структурными составляющими комфорта являются психологический, интеллектуальный и физический комфорт, их единство в процессе образовательной деятельности и есть одно из условий полноценного личностного развития школьника. Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые школьник переживает, находясь в образовательном учреждении. Эти состояния связаны с процессом обучения (т.е. интеллектуальным комфортом), с организацией предметного окружения (т.е. физическим комфортом). Источниками психологического комфорта выступают в первую очередь организационно- коммуникативные условия внутришкольной среды, т.е. организация межличностных взаимодействий субъектов. Психологический комфорт на уроке как условие развитияздоровой личности ребенка

Отношения «учитель – ученик», характеризуются:положительным эмоциональным состоянием, доброжелательными обоюдными отношениями. Действия педагога по конструированию комфортной среды заключаются в обеспечении наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личности. Для этого учителю необходимо использовать в своей работе: просьбы, а не требования; убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;четкую организацию, а не жесткую дисциплину; компромисс, а не конфронтацию и т.д.Психологический комфорт на уроке как условие развития здоровой личности ребенка




Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности обучающимися процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. В учебном процессе это удовлетворение потребности в получении новой информации.На уроке интеллектуальный комфорт достигается:сменой видов деятельности; достижением желаемого результата;поддержкой со стороны педагога;верой в собственные возможности.Хотелось бы сказать и о физическом комфорте школьника. Он связан с комфортной внутришкольной средой, позволяющей сохранить психофизиологическое здоровье учащихся и способствующей их оптимальной включенности в образовательную деятельность.Психологический комфорт на уроке как условие развития здоровой личности ребенка



Из чего же складывается психологический комфорт на уроке? Выделим следующие необходимые условия: доброжелательные взаимоотношения в системах «учитель – ученик», «ученик – ученик»;создание ситуации успеха на уроке;использование на уроках методов эмоциональной раскачки, упражнений на релаксацию;комфортная внутришкольная среда (благоприятные внешние условия школы).Учитывая эти условия, мы сможем создать доброжелательную атмосферу на уроке, позволяющую развить здоровую, полноценную личность.В заключение приведем «золотые правила», соблюдение которых обеспечит психологический комфорт всем участникам образовательного процесса:1.Уважай детей! 2. Не навреди! Ищи в детях хорошее.3.Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.4.Не приписывай успех себе, а вину ученику.5.Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.6.На уроке создавай ситуацию успеха.7. Не кричи, не оскорбляй ученика, ни при каких обстоятельствах.8. Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.9. Только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира.10. Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.11. Оценивай поступок, а не личность.12. Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.  Психологический комфорт на уроке как условие развития здоровой личности ребенка










Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье-это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». По современным представлениям, здоровый образ жизни – это: отказ от вредных пристрастий ;оптимальный двигательный режим;рациональное питание;закаливание;личная гигиена;положительные эмоции.Школа должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к ведению здорового образа жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. «Здоровый образ жизни»




Данная программа предусматривает последовательное влияние на обучаемых в процессе воспитательной работы, учитывая их возрастные особенности.Цель: сохранение и повышение уровня здоровья каждого обучающегося.Задачи: 1) Не допускать ухудшения состояния здоровья обучаемых в период пребывания в школе2) Достичь оптимального уровня здоровья3) Создать условия для формирования здорового образа жизни.Воспитательная работа в 8-9-х классах основывается на иных формах работы: деловая игра, диспуты, проектная деятельность и др. и предусматривает инициативу и самостоятельную исследовательскую деятельность обучающихся. Представленная программа способствует решению задач главного направления в воспитательной работе «Здоровье» и представляет собой раздел воспитательной работы в целом.  «Здоровый образ жизни»




Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике нововведений. И для успешного введения различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. Отмечают, что именно педагог является основной фигурой модернизации системы российского образования при реализации на практике нововведений.Компетентность и компетентныйподход в современном образовании
В целом переход к компетентностному подходу в образовании требует нового осмысления таких позиций, как: - изменение целеполагания: новое смысловое наполнение цели - декларации образования от «знаю что» к «знаю как»; - модернизация содержания образования: не ЗУНы, а компетенции, не сумма (количество знаний), а формирование качеств личности, обеспечивающих ее социальную, профессиональную успешность. Решение указанных проблем внедрения стандартов нового поколения и реализации компетентностного подхода должно входить в программы образовательных учреждений по организации перехода на новые стандарты. В качестве наиболее важных средств такого перехода можно выделить следующие: 1) формирование компетентностного содержания образования на основе модульных образовательных программ, обеспечивающих реальную интеграцию учебных дисциплин; 2) продуктивный характер используемых в образовательном процессе педагогических технологий, направленных на формирование ключевых и профессиональных компетенций; 3) совершенствование профессиональной компетентности учителя, обеспечивающей высокий уровень его готовности к реализации компетентностного подхода в образовательном процессе, реализации стандартов нового поколения. Компетентность и компетентныйподход в современном образовании



С учетом изложенных теоретических положений и обобщения накопленного практического опыта можем предложить разработанный технологический подход к формированию профессиональной компетентности учителя, включающий взаимосвязанные этапы. На первом этапе происходит: актуализация знаний по психологии и педагогике, психологии личности, социальной психологии, конфликтологии и психодиагностике; изучение психологических особенностей обучающихся методом наблюдения; исследование учителем своих психолого-педагогических умений и профессионально-важных качеств. На втором этапе преподаватель продолжает изучать себя, обучающихся с использованием психодиагностических методик, корректирует прежние представления о себе и обучающихся, осуществляет анализ своей педагогической деятельности. Компетентность и компетентныйподход в современном образовании

На третьем этапе:- Учитель формулирует вытекающие из предшествующих этапов педагогические рекомендации;- проектирует учебно-воспитательную работу с учетом результатов анализа на предыдущих этапов;- моделирует оптимальное педагогическое общение с обучающимися, коллегами, администрацией школы;- составляет индивидуальную программу по самосовершенствованию своей психолого-педагогической компетентности, осуществляет отбор наиболее адекватных обучающих технологий. На четвертом этапе происходит анализ трудностей, связанных с реализацией обучающих технологий. Компетентность и компетентныйподход в современном образовании



Ценность данного поэтапного подхода заключается в том, что он открывает дополнительные возможности для овладения психолого-педагогическими знаниями, умениями и компетенциями в профес-сиональной деятельности. Такой подход оправдывает себя, поскольку соединяет воедино не только стадии формирования профессиональной компетентности, но и обусловленные ими основные компоненты с их специфическими функциональными особенностями. Компетентность и компетентныйподход в современном образовании
С учетом социально-профессиональной ориен-тации и личностной направленности педаго-гического процесса можно выделить те компе-тентности, которые позволяют наиболее полно реализовать специфические цели и задачи среднего многопрофильного образования. В совокупности они составляют компетентность, которую можно условно определить как социально-психологическую, поскольку она позволяет педагогам, на основе знания индивидуально-психологических особенностей учащихся и с учетом социальной ситуации их развития, реализовать личностно-ориен-тированный подход к обучению и воспитанию. Эту компетентность образуют следующие компоненты:Компетентность и компетентныйподход в современном образовании
1. Проявление в деятельности педагога таких личностных качеств, как:− вера в силы и возможности учащихся;− интерес к внутреннему миру учащихся;−открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеологизированное мышление педагога);− общая культура;− эмоциональная устойчивость;− позитивная направленность на педагогическую деятельность;− уверенность в себе.2. Способность обеспечивать мотивацию учебной деятельности:− умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;− умение обеспечить успех в деятельности;− компетентность в педагогическом оценивании;− умение превращать учебную задачу в личностно значимую.Компетентность и компетентныйподход в современном образовании






3. Информационная компетентность:− компетентность в предмете и методах преподавания;− компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов).4. Опыт разработки программ педагогической деятельности и принятия педагогических решений:− умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты;− умение принимать решения в различных педагогических ситуациях.5. Умение организовать учебную деятельность:− компетентность в установлении субъектсубъектных отношений;− компетентность в педагогическом оценивании;− компетентность в использовании современных средств и систем организации учебновоспитательного процессаКомпетентность и компетентныйподход в современном образовании





О реализации каждой из данных компетентностей свидетельствуют конкретные показатели, выбор и содержание которых может меняться в зависимости от актуальности тех или иных проблем и от диагностических возможностей методической службы.Практическое внедрение разработанной модели показало, что использование компетентностного подхода задает принципиально иную логику организации повышения квалификации педагогов в образовательном учреждении, а именно логику решения задач и проблем, причем не только и не столько индивидуального, сколько группового, парного, коллективного характера. При этом инновационное развитие профессиональной компетентности педагогов находится в прямом соответствии с инновационным развитием образо-вательного учреждения. Компетентность и компетентныйподход в современном образовании