Использование инновационных методов и технологий на уроках русского языка и литературы


ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ САКСКОЙ РАЙГОСАДМИНИСТРАЦИИ
МИТЯЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
И ЛИТЕРАТУРЫ
МОРОЗ ТАТЬЯНЫ АНДРЕЕВНЫ
2014
Использование инновационных методов на уроках русского языка и литературы
Последниедва десятилетия многое изменилось в образовании. Наверное, сегодня нет такого учителя, который не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» И это не случайно: новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе.
Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определенной суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Любой современный учитель стремится к тому, чтобы на его уроке ученики работали добровольно, творчески, мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности. Именно инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребенку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, развитие критического мышления, дифференцированный подход к обучению, создание ситуации успеха на уроке. Основными принципами инновационного обучения являются: креативность (ориентация на творчество), усвоение знаний в системе, нетрадиционные формы уроков, использование наглядности.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе можно применять следующие приемы: ассоциативный ряд, опорный конспект, мозговая атака, исследование текста, групповая дискуссия, синквейн, эссе, перепутанные логические цепочки, дидактическая игра, медиапроекты, работа с тестами, нетрадиционные формы домашнего задания и др.
Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления. Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора – выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с разных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Методика развития критического мышления включает три этапа, или стадии: вызов, осмысление, рефлексия. Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать школьника к учебной деятельности; сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы; побудить ученика к активной работе на уроке и дома. Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями, искать ответы на вопросы, поставленные в первой части. Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого учащегося собственного отношения к изучаемому материалу. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Один из приемов, используемый мной в работе по технологии критического мышления, - дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса). Дискуссия – одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому первоначально знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии, с речевыми штампами, помогающими выражать свои мысли. Основные задачи дискуссии: обмен первичной информацией, выявление противоречий, переосмысление полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является уважение к различным точкам зрения ее участников, совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.
Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача – обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогического общения, становлению самостоятельности мышления.
На уроках литературы в старших классах часто обращаюсь к эссе. Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Как правило, ребята имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. В конце урока можно предложить 5-минутное эссе, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя это возможность получить обратную связь, поэтому можно предложить учащимся два пункта: написать, что они узнали по новой теме; задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
Развитию мышления, творческих способностей способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу не в развлекательности, а в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи (урок-путешествие, урок-конкурс, урок-семинар, урок-лекция, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-КВН, урок-защита проекта, урок-конференция,урок-игра, урок-заседание и т.д.), вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ребенка.Попадая в необычную ситуацию, ученик включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика. Нестандартные уроки позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления, а также обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивает языковую наблюдательность.
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы
К современной общеобразовательной школе предъявлены требования, среди которых – использование инновационных технологий, определяющее современное качество образования. Этого невозможно добиться без использования информационно-компьютерных технологий. Именно персональный компьютер и является в наше время незаменимым помощником в организации учебной деятельности, дающим толчок к саморазвитию, самообразованию ученика (поиск нужной информации, совершенствование грамотности, подготовка компьютерной презентации по заданной теме и т.д.).
Информационно-компьютерные технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы, повышают интерес к изучаемым предметам, активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в обучении, способствуют совершенствованию практических умений и навыков школьников, обеспечивают надежность и объективность оценки знаний, повышают эффективность обучения, качество образования (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации, разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке), включают школьников и педагогов в современное информационное пространство, способствуют самореализации и саморазвитию личности ученика.
ИКТ можно применять на уроках русского языка с целью закрепления орфографических и пунктуационных умений и навыков при выполнении тренировочных заданий как для групповой, так и для индивидуальной работы (с помощью мультимедийного проектора или персональных компьютеров в компьютерном классе); на уроках обобщающего повторения (использование разнообразного иллюстративного материала: таблицы, схемы, алгоритмы по теории языка, орфографии, пунктуации); на уроках-лекциях (сведения о языке, выдержки из работ лингвистов, словарные статьи); на контрольных уроках и уроках-зачетах (разные виды тестовых форм контроля).
Организуя урок с использованием ИКТ, планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, сочетаю задания на компьютере с обсуждением и общением с детьми. Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности учащихся, активизировать их творческую деятельность. Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если работа в этом направлении ведется учителем целенаправленно, то к 10-11 классу ученики уже достаточно владеют навыками создания проекта, чтобы выполнять эту работу самостоятельно.
Для учебных проектов важно:
-определить цель исследовательской, практической или творческой деятельности;
-обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально созданной проблемной ситуации;
-выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы;
-сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и обработки необходимых для проекта данных и анализа результатов;
-опираясь на эти задачи, составить четкий план проекта (это может быть, например, сценарий будущего медиатекста);
-осуществить практическое выполнение плана проекта;
-подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты.
Используя ИКТ на своих уроках, учитель решает не только задачи развивающего обучения и подготовки ученика, умеющего применять новые технологии в своей деятельности, но и специальные практические задачи,записанные в программах по русскому языку и литературе. Все это способствует формированию разносторонне развитой личности.
Эффективные приемы и методы, используемые на уроках русского языка и литературы
Человек, не владеющий свободно родным языком, похож на рыбу, выброшенную на берег. Как рыба не может жить вне воды, так и человек не может оставаться человеком вне языка. И если несвободное дыхание - угроза жизни, то несвободное владение языком - угроза личности. Поэтому владение языком - главное, чему стоит учиться в жизни, и в школах любой страны родной язык - самый важный предмет.
"Мы почти не учим говорить", - высказал своё мнение о состоянии обучения ещё в начале прошлого века лингвист и методист В.И. Чернышёв. Эти слова, к сожалению, относятся и к нашему времени. О деятельности учителя судят главным образом по результатам контрольного диктанта, тестирования, а не потому, как дети умеют говорить или писать. А ведь жизнь требует и культуры общения в семье, коллективе, и культуры речевого поведения в обществе, и культуры профессионального общения.
Учитель русского языка должен заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо владели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно "открыть уста детей", предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово. Но как это сделать в жестких рамках учебной программы?
Одним из типов работы над развитием речи, не требующим много времени на уроке, является мини-изложение. У этого вида работы ещё несколько плюсов: его можно проводить регулярно (раз в неделю); на примере текста, выбранного для мини-изложения можно разобрать то, как автор создал художественный образ или как он воздействует на читателя, т.е. поговорить о художественных средствах языка. И ещё одно: небольшие по объёму изложения можно проверить в классе, прочитав несколько работ вслух. Как правило, ребята представляют свои работы на суд одноклассников по желанию. Такая проверка очень эффективна: обращая внимание на чужие недостатки, ребята учатся видеть и свои ошибки.
Для развития речи учащихся я использую и сочинения-миниатюры, которые развивают образное мышление ребёнка. Например, на уроке русского языка в 6-ом классе при изучении имени прилагательного пишем сочинение о зиме. Ставлю задачу - создать образ зимы: волшебницы, художницы, хозяйки, злой ведьмы, шалуньи. Работа интересная, хотя довольно трудная. Поэтому после выполнения задания читаем несколько работ (обязательно по желанию), обсуждаем прочитанное, отмечая удачные находки, интересные мысли, а также недочёты и ошибки, затем дописываем или переписываем работы дома. И вот что интересно: практически все ученики, даже те, чьи работы понравились классу, высказывают желание переписать свои маленькие "шедевры". Параллельно знакомлю ребят с эпитетом как выразительным средством языка.
Сочинение-миниатюра по пословице тоже интересный и полезный вид работы, т.к. позволяет ребятам поразмышлять над проблемами, волновавшими народ и много лет назад, и сегодня.
На уроках по изучению лексики в 5-ом классе, чтобы повысить интерес к слову, показать его многообразие, предлагаю ребятам самим сочинить загадки, используя многозначность слова, синонимы и антонимы. Такая работа вызывает у детей интерес, увлекает их, особенно если выполняется по группам. Часто ребята сами удивляются полученным результатам, открывая новые грани знакомых слов.
Статистика подсчитала, что в среднем ученик в течение 5 уроков говорит 3-5 минут. Я думаю, что учителей эти данные не удивят, но, бесспорно, заставят задуматься над проблемой. Поэтому сегодня актуальными являются уроки-диспуты, дискуссии. Большая доля работы при подготовке к такому уроку ложится на плечи учителя: выбор темы, подход к проблеме, составление плана дискуссии, отбор вопросов. Такая форма работы более эффективна на уроках литературы.
Излюбленной формой урока ребят 5-7-х классов остается урок-игра. Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является то, что их психологическую основу составляет механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. Приняв за основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный материал. В чем же успех такого урока? Я думаю, что и в его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности. Ведь ребятам надоедает «зубрить» из урока в урок материал учебника. Но если, например, представить, что ты попал на необитаемый остров или на другую планету и тебе надо помочь соплеменникам, чего ради этого не сделаешь?! Горы свернёшь, не говоря о том, чтобы выучить падежи, спряжения или научиться писать частицу со словом.
При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Поэтому я часто прибегаю к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант-кроссворд, как называют его ребята, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты с «вагоновожатым», и задание по типу «найди лишнее», которое прививает умение синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку.