Образ сказочного героя в музыке. Цель: дать общую характеристику образа Бабы-Яги в русской музыке, познакомить с произведениями П.И. Чайковского «Баба-Яга», М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках». Задачи: 1. Развивать навык вдумчивого слушания музы

МБОУ СОШ №30 города Южно-Сахалинска
Учителя музыки высшей квалификационной категории
Шимко Елены Ивановны

Урок во втором классе по теме:

Образ сказочного героя в музыке.

Цель: дать общую характеристику образа Бабы-Яги в русской музыке, познакомить с произведениями П.И. Чайковского «Баба-Яга», М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках».

Задачи:
Развивать навык вдумчивого слушания музыки.
Продолжить работу над выразительным исполнением песни.
Развивать ритмические способности, навыки чистого интонирования, памяти, воображения.
Воспитывать интерес к музыке русских композиторов.

Оборудование: Портреты композиторов, иллюстрации сказочных персонажей. Музыкальные записи: П.И. Чайковский «Баба-Яга», М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках». Песенный репертуар: «Бабка-Ежка», муз. Е. Зарицкой «В старом сказочном лесу», «Приходи сказка», «Сказка по лесу идет». Атрибуты Бабы-Яги: избушка, баба-яга, деревья, змеи, жабы, вороны, ступа, метла, сова, паутина, пауки. Фильм-презентация к уроку.

ХОД УРОКА
Организационный момент.

Вход в класс под песню «Приходи сказка»
Музыкальное приветствие.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочный лес, где обитают волшебные сказочные существа. Как загорелись ваши глаза. Вы любите сказки? Сказки любят все. Сегодня мы поговорим об одном сказочном герое и посмотрим, как он себя ведет.
О каком же сказочном герое мы будем сегодня говорить на уроке? Давайте послушаем и узнаем этого героя по стихотворению, которое я вам прочитаю. Слушайте внимательно.

Кто там? Кто там летит в вышине?
Кто там? В темной ночной глубине?
Кто там воет? Кто там стонет?
Кто метлою тучи гонит?
Кто там кружится над черною чащей?
Кто там свистит над деревнею спящей?
Кто там совою за окнами ухает?
Кто там по крыше ножищами бухает?

Ответ детей: Баба-Яга

Правильно. Конечно же, это героиня русских народных сказок, злая волшебница Баба-Яга (слайд 1). Хотите послушать ее музыку?
(слушаем пьесу «Баба-Яга», слайд 2)
Какими звуками рисует музыка облик Бабы-Яги?

Ответы: музыка рисует Бабу-Ягу звуками короткими, острыми, отрывистыми, злыми.
Правильно, такой она и предстает перед нами в народных сказках. Представьте, что вы художники, если бы вы рисовали Бабу-Ягу, какие краски взяли бы для рисунка?

Ответы: темные, серые, коричневые, черные.

Написал эту пьесу под названием «Баба-Яга» великий русский композитор Петр Ильич Чайковский (слайд 3). Мы с вами немного знакомы с этим композитором и с его произведениями мы будем часто встречаться на уроках музыки. А сегодня у нас музыка П.И. Чайковского сказочного персонажа Бабы-Яги.

На волшебной метле, да ступе своей
День и ночь над полями летает.

Лесная старуха-волшебница, один из самых известных персонажей народных сказок. Вид у нее не просто страшный, а даже отталкивающий и передвигается она необычно. Как же она передвигается?
Правильно, или летает верхом на метле, или в ступе, заметая свой след помелом. Повинуются Бабе-Яге все звери, но самые верные ее слуги – черные коты, вороны, змеи.
Давайте еще раз послушаем музыку «Бабы-Яги» П.И. Чайковского и подумаем, что делает Баба-Яга?

Ответы: над землею кружит, темный лес сторожит.

Давайте вспомним попевку про Бабу-Ягу.
Пропеваем попевку.
Какие мы знаем бывают звуки в музыке? (короткие и долгие). И в нашей попевке встречаются такие звуки. А каких звуков больше встречается? (коротких).
Отхлопаем ритмический рисунок попевки.
Я приготовила два инструмента: ксилофон и металлофон. Как вы думаете, какой инструмент больше подойдет для нашей героини? (Ксилофон). Почему? (Звук у него глухой, резковатый). А кто помнит, от какого слова произошло название этого инструмента? (от греческого, означает «дерево»). Игра на ксилофоне.
Пропевание попевки с последней строчкой.

Появляется Баба-Яга (переодетая девочка)
Баба-Яга.
В ступе глубоко сижу,
Как рулем метлой вожу!
Нужен мне директор школы!
Учитель.
Что за бабкины приколы!
Съесть его ты что ли хочешь?
Иль нам голову морочишь?
Баба-Яга.
Я директора не съем
Я неграмотна совсем.
Буквы я хочу узнать,
Чтобы мне уметь читать,
Знать, что делается в мире,
И что дважды два четыре,
Чтоб в лесу всех удивить,
Надо грамотною быть.
Что же выяснилось? Наша Баба-Яга добрая, она даже захотела грамоте учиться. Покажем ей кабинет директора? Но сначала споем, чтобы подбодрить нашу бабушку-ягу.

Песня «Бабка-Ежка»
(выразительное исполнение)

Как вы думаете, может Баба-Яга быть смешной? Оказывается и такое может быть. Про нее в народных играх даже сложена забавная прибаутка-дразнилка:
Баба-Яга, костяная нога,
С печки упала, ногу поломала.
Побежала в огород, напугала весь народ.
Побежала в баньку, испугала зайку.
( в свободное время, в группе мы поиграем в такую игру)

В каких сказках или мультфильмах вы встречали смешную Бабу-Ягу?
Ответы: м/ф «Летучий корабль»

Правильно, и живет там не одна, а целая многоэтажная избушка таких веселых лесных старушек. Они даже называются смешно – бабки Ёжки. И поют они забавные частушки под гармошку.
(Слайд 4)

Отличаются ли эти старушки от портрета первой Бабы-Яги? Чем?

Ответы: яркие краски, другое выражение лица.

Какая коварная бывает Баба-Яга, то злая, то смешная, то добрая, настоящая волшебница.
А где живет Баба-Яга?

Ответы: в избушке на курьих ножках.
(Слайд 5)
А как же туда добраться?
Идти туда надо не за солнцем, а за тучкой
По крапивке, да по колючкам,
По овражкам, да по болотцу
До самого старого колодца –
Там и птицы гнезд не вьют,
Одни жабы да змеи живут.
Да стоит избушка на курьих ножках
Сама Баба-Яга сидит у окошка.

Вообразите, что мы вошли в темный, дремучий лес. Шли, шли и вышли на поляну, на которой увидели домик – избушку на курьих ножках. Хотели мы подойти, да не решились. И правильно сделали. Выскочила из него Баба-Яга и взвилась в ночное небо.

Последняя наша Баба-Яга самая волшебная. Пьесу, которую мы сейчас будем слушать, называется «Избушка на курьих ножках». Написал ее русский композитор Модест Петрович Мусоргский (слайд 6). Детство Мусоргского прошло в селе среди русской природы, народных песен и сказок. Мусоргский творец разных музыкальных портретов. Сегодня мы познакомимся с его сказочным музыкальным портретом Бабы-Яги. Послушаем эту пьесу.
(слушаем «Избушка на курьих ножках». Слайд 7)

Итак, мы прослушали пьесу. Выберите, пожалуйста, из тех слов, что на доске, те слова, которые могут охарактеризовать нашу героиню.
Злая, коварная, грозная, хитрая, смешная, веселая, грустная, серьезная, сердитая, задумчивая, страшная.
(прочитаем данные слова)

Правильно, именно такой изображает композитор полет злой колдуньи. Музыка одинаковая или изменяется на протяжении всей пьесы?
Ответы: в начале и в конце музыка одинаковая грозная.

Правильно в середине показан зачарованный лес: звуки дрожат, шуршат, слышится таинственный стук.
Давайте прочтем имя композитора, который написал пьесу «Избушка на курьих ножках» (Модест Петрович Мусоргский).
Чтобы познать характер Бабы-Яги, ее настроение и правильно передать музыкальный образ колдуньи, композитор однажды даже переоделся в костюм Бабы-Яги и появился в ее костюме на маскараде.
Ребята, давайте посмотрим, как себе представляла образ Бабы-Яги кинорежиссер И. Ковалевская, которая создала мультфильм на основе пьесы М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках».
(просмотр мультфильма. Слайд 8)

А вы себе такую представляли Бабу-Ягу?
Это произведение композитор написал под впечатлением от выставки картин своего близкого друга художника. Модест Петрович не раз обошел выставку, всматриваясь в картины, решил запечатлеть их «картины» в музыке. Вот сегодня с одной такой музыкальной картиной мы и познакомились.

Итак, ребята мы услышали замечательную музыку, которую написали для нас композиторы, вдохновленные волшебными сказочными героями и образами. Музыку каких композиторов мы слушали?

Ответы: П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского. (Слайд 9)

Какое произведение вам понравилось больше? Почему?
Вы заметили, что у разных композиторов образ Бабы-Яги разный.
Сейчас я проверю, как вы запомнили музыку этих композиторов. Определите, у какого композитора встречается эта Баба-Яга?
Над землею кружит,
Темный лес сторожит.
(П.И. Чайковский)

В своей ступе несется,
В избушке колдовство раздается.
(М.П. Мусоргский)

Творческое задание:
Давайте создадим на доске СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС, ГДЕ ЖИВЕТ ВОЛШЕБНИЦА БАБА-ЯГА, используя картинки, которые я приготовила для вас.
(работа на доске)

Во многих русских сказках Баба-Яга страшна только на первый взгляд, а на самом деле она всегда помогает главным героям, всегда напоит, накормит, спать уложит.

Наш урок подходит к концу, но со сказкой и волшебством мы не прощаемся.
Домашнее задание: нарисуйте образ Бабы-Яги.
Выход из класса под песню «Сказка по лесу идет»
(Слайд 10)
15